Эльвира КАДЫРОВА: Пир после чумы

Дата публикации: 08 апреля 2021

В Омске  торжественно наградили лауреатов театрального конкурса двух лет. 

Вот уже более года мы живем в условиях «новой реальности», связанной с пандемией коронавируса. По причине этого в не совсем обычных условиях проходит традиционный Омский фестиваль-конкурс «Лучшая театральная работа». Необычной стала и церемония награждения лауреатов, состоявшаяся в Доме актера.

Два в одном

Известие о карантине и закрытии на неопределенный срок театров грянуло прошлой весной как раз под конец фестивальных просмотров. И последние спектакли доигрывались спешно, специально для жюри, уже без присутствия зрителей. Ни о каком награждении победителей, приуроченном обычно к  Дню театра (27 марта), речи идти не могло. Надеялись на май, на лето, но, поняв тщетность ожиданий  и устав держать интригу, областной Минкульт и Омское отделение СТД РФ опубликовали список лауреатов на своих сайтах. Многих это тогда огорчило: актеры и зрители остались без праздника. Потому в театрах отказались принимать дипломы втихую, и настояли, чтобы лауреатов «Лучшей театральной работы» 2019 года награждали вместе с лауреатами 2020-го.

И вот беспрецедентный случай. В одну церемонию, по сути, вместили две, и награды догнали своих героев. Пусть все уже  знали, что лучшими спектаклями 2019 года признаны «Дракон» Омской драмы и «Золушка» Музыкального театра, что Премией имени А. Щеголева отмечен Артем САВИНОВ из «Галерки», а Премию имени Т. Ожиговой в этот раз не присудили никому, что для артистов каждого театра, как обычно, нашлись какие-то призы, – аплодисменты звучали так искренне, как будто объявление очередного имени было новостью. Наверное, потому что мы наконец-то преодолели изоляцию, онлайн-режим, наконец-то выбрались, наконец-то вместе.

Небанально о привычном

В том, что состоится очередной, двадцать седьмой конкурс, поначалу были сомнения. Коронавирус свирепствовал, театры продолжали оставаться закрытыми, актеры болели, как и все люди. Премьеры откладывались. Но по мере снятия ограничений постановки стали появляться, и конкурсная афиша сложилась. Правда, получилась она нервно-неровной. Были в ней и огорчительные спектакли ни о чем, и спектакли, грешащие дурным вкусом или излишней вычурностью. Но, как говорится, чем богаты. И выбирать лучшее (говорю это сейчас как член жюри) было, с одной стороны, трудно, с другой – легко. Потому как иногда получалось без вариантов.

«Пятый» и Лицейский театры выдвинули по одному спектаклю – столько удалось выпустить за сезон.  Западная комедия «Хороший парень» в ярком авангардно-абсурдистском  решении (четкое  направление «Пятого театра» в последнее время) выгодно представила обаятельного Егора ЛЯБАКИНА.

Спектакль «Братья и сестры» Лицейского театра (режиссер Сергей ТИМОФЕЕВ) до просмотра внушал некоторые опасения, но с успехом их разрушил. Махина романа Федора АБРАМОВА не задавила собою ни камерное пространство сцены, ни молодых актеров, казалось бы, не слишком готовых  к возрастному материалу и масштабной военной теме. Она и не стала здесь масштабной, эпической, а переросла в пронзительную человеческую историю.

Спектаклей о Великой Отечественной войне вообще оказалось много, поскольку 2020-й был годом 75-летия Победы.  Но к чести наших театров, ни один спектакль не стал «датским». В каждом было что-то индивидуальное, личностное,  далекое от формального подхода, и часто даже созданное на местном материале.

В ТЮЗе собрали и переработали, проделав, без преувеличения, титанический труд, воспоминания наших земляков, чье детство и юность пришлись на годы войны. Актеры встречались с ними, смотрели старые фотографии, чтобы после создать не только правдивые образы, но и правдивую атмосферу  в документальном спектакле для подростков «Когда я был таким, как ты».

Омские кукольники решили показать войну через историю кота, которого в числе многих других увезли из нашего города в Ленинград бороться с нашествием крыс и где он стал эрмитажным «служащим». Пьесу специально заказали известному детскому драматургу Виктору ОЛЬШАНСКОМУ. Спектакль «Белолапый»  до слез трогает  точными кукольными типажами, оживляемыми актерами, и достоверными декорациями с мельчайшими подробностями военного быта.

Новое на сцене, новое – в наградах

Прошедший сезон оказался непростым практически для всех театров. Вот и в афише Музыкального  едва ли не впервые отсутствовал балет – самый выигрышный для этого театра жанр. Однако тут случилось другое положительное открытие. Спектакль «Свадьбы при фонарях», вечер одноактных оперетт Жака ОФФЕНБАХА, вдруг решено было играть в условиях малой сцены. Режиссеру-постановщику Александру ЛЕБЕДЕВУ пришла в голову поистине счастливая мысль. Когда на сцене оказались рядом актеры, музыканты и зрители, мы вдруг увидели, как умеют играть наши вокалисты, которых уже невозможно было выносить во многих «больших»  мюзиклах, как они владеют мимикой, жестом, а не только голосом, какие яркие характеры умеют создавать. Вообще приятно иногда увидеть актера близко.

Был ли какой-то театральный отклик на коронавирусную тему? Да. В общем-то, неожиданный  и не всеми понятый. Взяв в постановку современную  сатирическую комедию Виктора ЛЯПИНА «Господа, товарищи, сволочи и дамы» (нечто в стиле ЗОЩЕНКО), главный режиссер Северного драматического театра Константин РЕХТИН решил объединить составляющие ее мини-пьесы темой пандемии. Он определил жанр  спектакля как «истории болезней», надел на актеров медицинские маски, а на некоторых и противочумные комбинезоны. Кому-то все это показалось насильственно притянутым. Но сами истории были сыграны весело, азартно, так, что хотелось бы для каждого актера  придумать какой-нибудь специальный приз. И один все-таки придумали, даже не приз, а новую номинацию – «Мастер эпизода». Другая новая номинация – «Лучший дуэт» – появилась благодаря спектаклю театра «Галерка» «Собака на сене».

– Сегодня постоянно будут звучать имена лауреатов 2019 и 2020 года – привыкайте к этому, – предупредил перед началом долгожданной церемонии награждения председатель Омского отделения СТД РФ Владимир ВИТЬКО, открывавший вечер.

Церемония, несмотря на обилие участников, прошла динамично и быстро. Необходимые паузы заполняли не приглашенные музыкальные коллективы, как это было раньше, а актеры омских театров с остроумными капустными номерами. Что будет через год – не пытался загадывать никто.

Лауреаты XXVII Омского областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа по итогам 2020 года»

Премия «За лучший спектакль» – спектакль «Братья и сестры» по роману Ф. АБРАМОВА (Лицейский театр).

Премия имени народного артиста СССР А. Щеголева «За лучшую мужскую роль» – Николай СУРКОВ (роль Септимуса Ходжа в спектакле Омского академического театра драмы «Аркадия» по пьесе Т. СТОППАРДА).

Премия имени народной артистки СССР Т. Ожиговой «За лучшую женскую роль» – Светлана ПОЗДНЯКОВА (роль Анфисы в спектакле «Братья и сестры»).

Премия за лучшую мужскую роль второго плана – Владимир ПРИЕЗЖЕВ (роль Кнурова в спектакле «Бесприданница» А. ОСТРОВСКОГО и роль графа Лудовико в спектакле «Собака на сене» Лопе де ВЕГА, Омский драматический театр «Галерка»).

Премия за лучшую женскую роль второго плана – Ирина БАБАЯН (роль Томасины Каверли в спектакле «Аркадия»).

Лучший дуэт – актеры Омского драматического театра «Галерка» Екатерина ЛАТЫПОВА и Дмитрий ЦЕПКИН (за исполнение ролей Дианы и Теодоро в спектакле «Собака на сене»).

«Мастер эпизода» – актриса Омского государственного Северного драматического театра имени М.А. Ульянова (Тара) Наталья КЛИМОВА. За исполнение роли Надежды Леопольдовны в спектакле «Господа, товарищи, сволочи и дамы» по пьесе В. ЛЯПИНА.

Премия «За творческие достижения в области музыкального театра» – актеры Омского государственного музыкального театра Никита МУХИН (за исполнение роли Джека Уординга в мюзикле «Искусство жениться» по пьесе О. УАЙЛЬДА)  и Елена БИЛЫК и Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА  (за дуэт в оперетте «Свадьба при фонарях»).

Премия «За творческие достижения в области кукольного театра». Актриса Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» Анна КУРОЧКИНА – за роли в спектакле «Белолапый» по пьесе В. ОЛЬШАНСКОГО (Девочка) и «Любопытный слоненок» по сказке Р. КИПЛИНГА (тетушка Страусиха).

Актер Калачинского театра кукол «Сказка» имени Г. ПОНОМАРЕВА Михаил БУДИНОВ – за режиссерскую работу и исполнение роли Волка в спектакле «Подарок для Белочки» по пьесе П. МОРОЗОВА.

Премия «Легенда омской сцены».

Светлана РОМАНОВА, актриса Омского драматического театра «Галерка».

Елена ШИХОВА, заслуженная артистка РФ, солистка балета, педагог-репетитор Омского государственного музыкального театра.

Специальные премии жюри:

«За проникновенное воплощение военной темы средствами документального театра» – творческому коллективу спектакля «Когда я был таким, как ты» (Омский театр для детей и молодежи).

Премия «Творческая удача» – актерам Городского драматического театра «Студия» Л. ЕРМОЛАЕВОЙ Елене УСТИНОВОЙ и Евгению СИЗОВУ за исполнение ролей тетки Регины и деда Прокопа в спектакле «Дорогой подарок» по пьесе О. МАЛЫШЕВА.

Премия СТД РФ (творческая командировка) – актеру Северного драматического театра Ивану ШАТОВУ за исполнение роли Ханса в спектакле «Дорожный товарищ» по пьесе К. КЛИМОВСКИ и О. МИХАЙЛОВА.

Премия Омского отделения СТД РФ – актеру «Пятого театра» Егору ЛЯБАКИНУ за исполнение роли Фила в спектакле «Хороший парень» по пьесе У.М. ДАУНСА.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/aprel/12/pir-posle-chumy