«Нас всех грабят! Нас сносят в никуда»

Дата публикации: 28 апреля 2021

Теплые остановочные комплексы окончательно выдавливают малых омских предпринимателей. 

22 апреля на базе Омского областного союза предпринимателей состоялась встреча представителей Омского УФАС России с деловым сообществом по актуальным темам роста тарифов для юридических лиц на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) и размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска. Жаль, что на мероприятии не присутствовали представители регионального оператора ООО «Магнит» и администраниции города – их комментарии по поводу озвученного бизнесменами наверняка были бы любопытны.

ТКО

Модератор мероприятия Алена ШТАЙНБРЕХЕР, заместитель председателя Общественного совета при Омском УФАС России сообщила, что рост тарифов на вывоз ТКО в этом году вырос для юридических лиц в два и более раз. Глава УФАС по Омской области Вадим КАБАНЕНКО сразу обозначил, что его ведомство не обладает полномочиями вмешиваться в работу РЭК в вопросах тарифообразования, они есть только у ФАС России:

– Нам поступают заявления от предпринимателей по разным вопросам в отношении деятельности «Магнита», связанным и с заключением договоров, и как раз высоким тарифом. У нас было обращение индивидуального предпринимателя, несогласного с установленным тарифом, со всеми выкладками. Мы перенаправили его в федеральную антимонопольную службу. Вопрос будет вынесен в ближайшее время на комиссию ФАС России. Мы проверяем деятельность «Магнита» по заявлениям о задолженностях, но не можем говорить, что у предпринимателей не существует обязанности заключить договор с регоператором. Просьба – обращать внимание на условия договора, потому что тариф может устанавливаться двумя способами – по нормативам и путем расчета объемов. Каждому предпринимателю необходимо просчитать, что для него выгодней, направить свою оферту в адрес «Магнита» по пересмотру условий расчета.

Что касается установления нормативов, УФАС пока думает, что же делать с РЭК – первые работы по их расчету в рамках госконтракта были провалены:

– У меня, как простого потребителя, присутствует мысль, что норматив немножко завышен. А может, и не немножко...

Как вариант, будет подано предупреждение по поводу бездействия региональной энергетической комиссии в части установления новых нормативов.

Ремарку вставил Виталий ИВАНОВ, вице-президент ООСП:

– Складывается такая картина. Заходит бизнесмен – никто же не сомневается, что это коммерческая организация – чтобы зарабатывать деньги. Развитие бизнеса предполагает и строительство заводов, и полигонов, и транспортной инфраструктуры. Все это ложится бременем на участников процесса. Что касается населения, здесь понятно. Бюджет Омской области берет на себя этот груз и в значительной степени дотирует реформу. Население слабо чувствует рост тарифов. А у предпринимателей тарифы растут в разы – не на 15 – 20%, а в 3-5-7 раз. Предприниматели, которых государство не дотирует, вкладываются в эти машины по перевозке, в системы переработки отходов. Получается, мы участники развития «Магнита». Мы акционеры? Нет. Почему реформирование отрасли – благое, безусловно, дело – происходит за наш счет? Я не против «Магнита», но я за экономическую справедливость. Хочешь развивать свой бизнес? Бери кредиты, построй систему бизнес-процессов, выходи на рентабельность не за счет меня. Я не занимаюсь производством, у меня нет контейнеров, я по-прежнему могу сжечь свой мусор из офиса у себя на даче, удобрив золой помидоры на грядке. Но «Магнит» это не волнует, он в семь раз поднял тариф и слышать ничего не хочет: «Мне нужно построить полигон, мне нужны новые контейнеры». А им такой тариф РЭК посчитал.

КАБАНЕНКО признал, что «Магнит» будет оспаривать в суде любые попытки ФАС понизить тариф – в прошлый раз компании это успешно удалось. Бизнесмены даже предложили установить у нас средний тариф по стране, сложив тарифы со всей страны и поделив на количество субъектов – так, по их мнению, и то получилось бы приемлемей. Положение сложилось нечестно: пищевики, например, пошли навстречу просьбам властям удерживать цены в пандемию, а регоператор встретил в новом году предпринимателей прямо противоположной стратегией. Естественно, производители не закладывали в стоимость своей продукции возросшие расходы на вывоз мусора.

Закономерно подняли вопрос предприниматели и о невыгодных для них новых подходах. До 2021 года тариф подразумевал оценку мусора в массе (тоннах), в текущем году наряду с ним появился тариф, измеряющий отходы в объеме (кубометрах). «Магнит» отказывает юрлицам в составлении договоров с применением тарифа в тоннах, ссылаясь на методики коммерческого учета, зафикисированные в 505-м постановлении Правительства РФ, в которых нормативы указаны именно в объеме. Для высказавшихся бизнесменов невозможность применения коэффициента плотности отходов означает удорожание стоимости вывоза мусора, исчисляемое миллионами рублей. Есть вариант платить по нормативу, но и он кусается.

Представители УФАС пообещали изучить вопрос.

А вот что по этому поводу говорил на первоапрельской пресс-конференции Дмитрий ТРЕТЬЯКОВ, исполнительный директор ООО «Магнит»:

– Раньше, чтобы высчитать стоимость одного контейнера, нужно было брать объем по нормативу, и все зависело от того, насколько мусор плотный. Переводили кубы в килограммы и умножали на тариф – так предприниматель понимал, какой счет ему выставят. В этом году появилась одна-единственная стоимость куба для всех юрлиц – неважно, пекарня это, обувной магазин или бюджетное спортивное учреждение. Возьмем кубовый контейнер на кладбище, полный мусора. По предыдущим нормативам он весил 18–20 кг. А у транспортного предприятия с автобусами, маршрутками контейнер весит гигантское количество килограммов – будто туда положили цементные блоки. Подобные им фирмы, платившие по старой методике за «куб» 1200 рублей, а сейчас 716 рублей, выиграли, но таких немного. Модель перехода с килограммы на «кубы» выгодна населению, нагрузка с него перешла на юрлиц. На мой взгляд, это, конечно, несправедливо. Но мы не можем считать иначе. Когда кубы появились в тарифе, в терсхеме, мы перешли на такую систему расчета, и ни РЭК, ни Минприроды, ни регоператор закон нарушить не может. Мы надеемся, что новые нормативы восстановят баланс.

НТО

Перешли к следующей теме. Заместитель председателя Общественного совета при Омском УФАС России отметила, что отсутствуют прямые федеральные нормы, которые бы регулировали размещение нестационарных торговых объектов, все отдано на откуп регионам.

КАБАНЕНКО рассказал, что по поводу пролонгации договоров к ним уже обратилось Министерство экономики Омской области, но так как управление не может разъяснять законодательство, вопрос был передан в ФАС России. Как ответило ведомство, желавшие продлить договоры предприниматели должны были писать соответствующие заявления в органы местного самоуправления. Из сложившейся же ситуации выход один – организовать открытые конкурсы. Глава УФАС напомнил, что несколькими днями ранее были объявлены торги на лот, включающий в себя много мест размещения:

– Мы, говоря нашим языком, эти торги снесли. Сейчас настроены на другую схему: одно место – один торговый объект – один лот. Мы встаем на сторону слабой стороны, чтобы каждый субъект малого предпринимательства мог поучаствовать в торгах.

Спикер призвал бизнесменов аргументированно жаловаться по поводу ущемления своих прав до того, как процедура будет завершена – тогда еще есть шанс повлиять на ее исход.

Негодование предпринимателей на то, что ООО «Капитал-Строй» освоил омские остановки, сменилось разочарованием: УФАС не собиралось причислять компанию к монополистам, поскольку речь идет о рынке аренды торговых площадей, на котором есть множество других участников. Все упирается в ОКВЭД: сам «Капитал-Строй» ведь торговлей не занимается. КАБАНЕНКО припомнил, что постановление позволяло органам местного самоуправления укрупнять лот ТОКов, а конкуренты-бизнесмены упустили время, когда можно было на то пожаловаться.

— Арендатор, получается, в три-четыре раза увеличивает аренду, город ему снижает ее на 0,5%, то есть недополучает средства. Нас всех грабят, мы не можем встать на те места, нас сносят в никуда. Мой продукт не имеет добавочной стоимости. Билет стоит сто рублей, маржа минимальная – 12% вознаграждения. Зайти в ТОКи у меня нет никакой возможности, я все отдам за аренду, ни на зарплату, ни на налоги не останется. Предприятию – 48 лет. У меня стояло 24 точки на муниципальной земле. Сегодня у меня ни одной, – возмутился Владимир ТАРАНОВ, генеральный директор ООО «Спортлото».

Получить же разрешение у администрации установить свой киоск в другом месте практически нереально, делились наболевшим предприниматели – мешают то пожарные нормы, то красные линии, то треугольник видимости, то дорожная зона. При этом та же дорожная зона, те же пожарные нормы (отступы от зданий), с их слов, размещению ТОКов почему-то не препятствуют. По оценкам выступавших, количество НТО в Омске сократится с двух тысяч до одной, а затем последует их полное исчезновение.

УФАС порекомендовало обратиться по поводу дискриминации в прокуратуру. Так и было сделано, но надзорный орган направил жалобу на администрацию самой же администрации. Заместитель руководителя УФАС по Омской области Татьяна ШМАКОВА посоветовала сообщить об этом в Генеральную прокуратуру РФ.

Госзакупки

Предприниматель Владислав ЗУБАРЕВ поднял вопрос закупок малого объема, которые в 44-ФЗ считаются закупками у единственного поставщика – неконкурентной процедурой. Он посетовал, что они чересчур похожи как раз на конкурентную процедуру:

– Участники торгов пытаются друг с другом соперничать, видя все ценовые предложения. На последней минуте появляется шквал предложений в попытке перебить другие. Со стороны выглядит как конкуренция, но, оказывается, что у заказчика не было никаких критериев для поставщика. У нас есть инсайдерская информация, что в мэрии есть положения, согласно которым надо выбирать по цене. Другие открыто говорят, что у них теперь есть возможность предпочесть желаемого поставщика, который определен заранее. Это почва для злоупотреблений, сговоров. У государственного заказчика в этот момент развязаны руки – в положении нет критериев для выбора, протоколы публиковать он не обязан, реестра договоров в общем доступе нет. Без этого у проигравших нет способов оспорить результаты торгов.

ШМАКОВА пояснила, что все это происходит в рамках закона, и порекомендовала внимательно изучить городское и областное положения об электронном магазине, где четко прописаны правила игры – как заказчик выбирает своего единственного поставщика. Если заказчик, по наблюдениям участников торгов, делает что-то некорректно, следует жаловаться по месту его «прописки»: если тот представляет город, то в департамент контрактной системы в сфере закупок или департамент финансов и контроля, если область, то в Главное управление контрактной системы Омской области или министерство финансов. Нужные сведения по конкретным торгам можно запросить в муниципальной информационной системе Администрации города Омска. УФАС же пока занимается только конкурентными закупками.

А КАБАНЕНКО прокомментировал повышение цен на нефтепродукты, чтобы снять, как он сам отметил, остальные вопросы предпринимателей:

– Государство придумало хитрый демпферный механизм, который как изымает излишне полученные доходы нефтяных компаний, так и доплачивает им, когда те недополучают доходы. В разработке демпферов принимало участие Минэнерго РФ, ФАС России, все это идет на уровне Правительства РФ. Ежегодно меняется налогово-акцизная политика. В последнее время акцизы на нефтепродукты повысились на несколько процентов, что также повлияло на увеличение цен.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/aprel/15/nas-vseh-grabyat-nas-snosyat-v-nikuda