Омская область не смогла добиться планового снижения выбросов в текущем году

Дата публикации: 11 декабря 2021

Хотя отмечено снижение местного «экодиссидентства». 

Шестого декабря состоялось расширенное заседание экспертного совета по вопросам экологии при губернаторе Омской области. Делегация столичных чиновников во главе с руководителем проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Максимом КОРОЛЬКОВЫМ проинспектировала исполнение программы – в частности, как продвигается модернизация предприятий.

Предприятия отчитались о проведенных работах. ОНПЗ инвестирует в программу экологического обновления 2009-2025 гг. 400 млрд рублей, к 2020 году с 2009-го воздействие на окружающую среду снижено на 40%, еще 25% планируется нивелировать к 2025-му. ТГК-11 в 2017-2020 годах вложила в экопрограммы около двух млрд рублей, снизила потребление угля с 4,2 до 3,6 млн тонн в год. Компания планирует снизить на 21% объем выбросов за счет модернизации ТЭЦ и ходатайствовать об исключении теплоисточников АО «ОРТС» из перечня квотируемых объектов, так как это может сказаться на потребителях. «Омский каучук» с 2017 по 2021 год потратил на модернизацию производства 11 млрд рублей, что позволило снизить выбросы на 20%. Предприятие будет стремиться к нулевым выбросам хрома в воздух. Еще одно предприятие – ООО «Полиом» снизило на 17% выбросы за счет замены факела и уменьшения потребления газа.

Все же Омская область не достигла планового показателя на 2021 год по проекту «Чистый воздух» по снижению выбросов в атмосферу на 4% как вала, так и приоритетных загрязняющих веществ – существенная часть компаний актуализировала свои планы, перенеся обновление оборудования на 2022 и даже 2023 год. Однако уже в следующем году вблизи предприятий и в местах массового скопления людей появятся сигнальные датчики, данные с которых будут поступать в единый информационный центр.

Председатель Российского экологического общества, глава Экспертного совета при губернаторе Омской области Рашид ИСМАИЛОВ затронул вопрос усиления ответственности  хозяйствующих субъектов. Неисполнение квот по выбросам грозит им солидными штрафами – пока что это остается ключевой мотивацией перемен. Хотя ИСМАИЛОВ признал, что «экодиссидентство уходит из нашей жизни»:

– Предприятия стали беспокоиться о своем имидже, о том, как они воспринимаются обществом, как о них говорят СМИ, о негативе, сказывающемся на акционерах, собственниках, топ-менеджерах. В стране формируется институт экологической репутации бизнеса. В Омске игроки рынка тоже встраиваются в этот процесс. Открытость, общественный мониторинг, доступ людей к экологической информации – сквозная тема нашего совета. Мы приглашаем к диалогу, сажаем за один стол представителей федерального центра, региональной власти, промышленных предприятий, активистов.

Активно ведется работа с «серой» зоной. Губернатор Омской области Александр БУРКОВ заявил, что за текущий год выявлено очередных 372 источника загрязняющих веществ, а 371 – актуализирован. Сложность в том, что на федеральном уровне до сих пор законодательно не определен и не отрегулирован список компенсационных мероприятий. В январе будет обновляться база сводных расчетов, что и позволит оценить влияние предприятий и автотранспорта на качество атмосферного воздуха в городах.

Губернатор также отметил особый запрос региона на экологически чистый транспорт и дальнейшее финансирование Федерацией обновления местного автопарка. Пока что в рамках нацпроекта «Экология» в город поступил 51 автобус с двигателем на метане.

Попутно БУРКОВ озвучил поручение руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Александру КРИГЕ включить в перечень приоритетных загрязняющих веществ фенол и аммиак, выбросы с превышением ПДК которых регулярно наблюдаются в Омске.

Министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья ЛОБОВ уточнил, что в городе 143 предприятия, постоянно оказывающих негативное воздействие на атмосферу, а также еще два больших источника выбросов – автотранспорт и частный сектор. Необходимо, со слов чиновника, учитывать и появление новых производств (речь об особой экономической зоне «Авангард»):

– Город неизбежно развивается. Как будет трансформироваться проект относительно всех участников, если сегодня мы нацелены на снижение выбросов только указанных производств в совокупности? Кстати, город у нас достаточно длинный, а метро нет, поэтому транспорт приобретает огромное значение, для нас это один из квотируемых объектов. 295 участков дорог исследовано, мы получили превышение по диоксиду азота в 16 контрольных точках из 25. Это больше половины, а значит, нам придется работать с транспортными потоками. Администрация уже занимается решением увеличения скорости потоков, введением дополнительных параллельных линий. Обновление подвижного состава – одно из ключевых мероприятий.

А вот как справиться с выбросами от частного сектора, у омских чиновников пока нет ясного понимания. Оплачивать внутридомовые работы по подведению газа должны сами собственники, не отличающиеся в основной массе высокой платежеспособностью, а областной бюджет полностью профинансировать такие инвестпрограммы не в состоянии. По-видимому, это был очередной прозрачный намек на то, что регион ждет федеральных субсидий.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/dekabr/47/134345