НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Разговоры о возрастных нормах – не редкость для родителей.
Регулярно молодые мамы делятся друг с другом успехами в развитии детей и сравнивают результаты с достижениями сверстников. Многие родители внимательно следят за календарями развития умений, которыми дети должны овладеть к определенному возрасту. И конечно же, приятно осознавать, что твой малыш соответствует нормам или даже опережает их.
Однако иногда развитие ребенка идет с замедлением нормального темпа физиологического, неврологического или психического развития. В зависимости от характера отставания ребенка выделяют задержку речевого развития (ЗРР), задержку психоречевого развития (ЗПРР), задержку психического развития (ЗПР), задержку моторного развития (ЗМР), задержку психомоторного развития (ЗПМР).
За ответами на вопросы о причинах отставания, способах их распознавания и методах коррекции корреспондент «Коммерческих Вестей» Иван ПЕТРОВ обратился к специалистам Детского «Евромеда», врачам высшей квалификационной категории: врачу-педиатру, неонатологу ГРОСС Елене Александровне, детскому врачу-неврологу ДУЛИНЕЦ Виктории Владимировне, детскому врачу-психиатру ОСИПКИНОЙ Ирине Петровне.
– Каковы основные причины задержки развития ребенка?
ГРОСС Е.А.: – Зачастую причина задержки развития не одна, а несколько. К предпосылкам возможного нарушения развития ребенка можно отнести:
– здоровье родителей: соматические и генетические заболевания родителей и родственников;
– течение беременности: обострение хронических заболеваний, перенесенные ОРЗ, тяжелые токсикозы, анемия, колебания артериального давления, сахарный диабет, инфекции, травмы;
– осложнения при родах: травматизация в родах (внутрижелудочковое кровоизлияние различной степени, нарушение спинального кровообращения и другие поражения центральной нервной системы), внутриутробная гипоксия плода, асфиксия в родах, преждевременные роды.
Чаще всего к нам обращаются родители, у детей которых при рождении было тяжелое поражение центральной нервной системы.
– Существуют ли какие-то возрастные отметки, на которые нужно обратить внимание родителям?
ДУЛИНЕЦ В.В.: – Самый быстрый этап развития – это первый год ребенка. Первые симптомы задержки развития могут проявляться в раннем возрасте. Оценка темпов развития проводится по трем параметрам:
1. Физическое развитие.
Оценивается физическое развитие по прибавкам 4 значений (центильная таблица): рост, вес, окружность головы, окружность груди.
При оценке гармоничности развития выделяют гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное физи-
ческое развитие.
Кроме того, выделяют соматипы ребенка (темповая характеристика роста): микросоматотип – замедленный, макросоматотип – ускоренный, мезосоматотип – средний темп роста. При дисгармоничном развитии соматотип не определяется.
Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. К концу первого года жизни ребенок должен утроить массу. Общая прибавка роста на первом году жизни составляет около 25 см. На втором году жизни ребенок должен прибавить в весе 2-2,5 кг, вырасти на 8-10 см.
2. Формирование моторных навыков.
Возможность более раннего или позднего развития статико-моторных функций зависит от условий жизни ребенка, в частности физической активности. Если ребенок длительно находится в пассивном состоянии – много времени проводит в коляске, шезлонгах, различных качалках или на руках у мамы, он ограничен в двигательной активности и его моторные навыки формируются в более медленном темпе.
3. Предречевое развитие.
Формирование предречевого развития заключается в появлении гуления, в переходе его к лепету и затем к первичной речи. Ребенок произносит слоги, направленные на объект: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «дай» – это лепетные слова. Также показателем того, что развитие идет нормальным путем, является появление звукоподражания: «мяу», «гав», «му», т. е. ребенок правильно различает фонемы и у него получается артикулировать их в ответ – это формирование первичной речи.
С 1 года до 3 лет у ребенка происходит становление фразовой речи. Внимание родителей и докторов должно быть направлено на то, как переходит речь ребенка от простых лепетных слов к первичной речи, как развивается пассивный словарный и активный запас.
С 1 года до 1,5 года – преимущественно идет нарастание пассивного словарного запаса. Если в 1 год ребенок произносит около 10 слов, то к 1,5 года – примерно от 30 до 50 слов (существительные, имена и звукоподражания – считается все вместе).
С 1,5 до 2 лет – запас слов увеличивается до 100 слов, обязательно должны появиться глаголы в неопределенной форме: «сядь», «встань», «брось», «иди», «буду». Это позволяет ребенку уже организовывать словосочетания: «мама дай», «кашу буду». В этот же момент дети усваивают устойчивые словосочетания: «1 годик», «на ручки».
С 2 до 3 лет формируется фраза, к 3 годам развернутая фраза, появляются простые предлоги и прилагательные. В этом возрасте ребенок должен научиться согласовывать слова в предложениях по падежам, по родам и частично по временам: «Я буду красное яблоко, зеленое не хочу».
ОСИПКИНА И.П.: С 2-3 лет происходит усложнение игровой деятельности и моментов взаимодействия. Игровая деятельность: манипуляции с предметами, подражание действиям взрослых, появление сюжетной, затем ролевой игры, взаимодействие со сверстниками, умение и желание конструировать и рисовать.
Эмоциональное развитие: улыбка в ответ на улыбку взрослого, радость при встрече с близкими, смех, различение интонаций, эмоциональных состояний взрослого, огорчение, стремление разделения эмоциональных состояний с близким взрослым.
– Каковы признаки ЗРР, ЗПРР, ЗПР ЗМР, ЗМПР?
ГРОСС Е.А.: – При ЗМР, ЗМПР ребенок не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы:
– 1 месяц – не удерживает голову;
– 3 месяца – не держит игрушку;
– 4 месяца – нет переворотов на спину;
– 6 месяцев – самостоятельно не берет игрушку, не перекладывает ее;
– 7 месяцев – нет попыток самостоятельно сесть;
– 8 месяцев – не ползет к интересующим предметам, не сидит самостоятельно;
– 9 месяцев – не сидит, не стоит у опоры, не ползает, не пьет сам из кружки;
– 1 год – не делает 1-2 шага вдоль опоры, не садится.
Признаки ЗРР, ЗПРР, ЗПР у ребенка:
– 2 месяца – не издает отдельных звуков;
– 4 месяца – нет гуления, не реагирует на звук, не поворачивает голову в сторону источника звука;
– 6 месяцев – отсутствует лепет;
– 9 месяцев – отсутствует лепет, не повторяет за взрослым слоги, не находит взглядом называемый взрослым предмет, не выполняет разученные действия, не реагирует на имя;
– 11 месяцев – отсутствуют облегченные слова;
– 1 год – в активном словаре менее 10 слов.
– Какая проводится диагностика?
ДУЛИНЕЦ В.В: – Диагностика проводится на основе информации, которую родители расскажут о ребенке на приеме. Если родители рассказывают, что в любой незнакомой обстановке ребенок сначала смотрит по сторонам, а затем начинает коммуницировать с окружающими, то это отлично, ребенок осмотрелся, оценил обстановку, понял, что все хорошо.
Далее следует коммуникация доктора с самим ребенком, в зависимости от возраста можно его оттестировать на игровом материале: например, пирамидка (посчитай, назови цвета, покажи маленький/большой, собери/вставь одно в другое), для более старших детей – сюжетные картинки (назови предметы, составь рассказ).
– Если диагностика показывает, что у ребенка все хорошо, но он не разговаривает, почему так происходит?
ДУЛИНЕЦ В.В: – Большое значение имеет оценка артикуляционного аппарата. Врач должен выяснить, как ребенок жует и глотает, как долго он сосал соску/грудь. Возможно, у него до сих пор младенческое проглатывание, он не умеет хорошо жевать кусочки и предпочитает мягкую пищу. Человек жует и говорит одними и теми же мышцами. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц.
Не менее важна сила речевого дыхания – дети часто болеют, и у них затруднено носовое дыхание. При ротоносовом дыхании ребенку сложно начать говорить, поскольку речь построена на выдохе.
Среди инструментальных исследований применяют электроэнцефалографию (мониторинг). Оцениваются биоритмы в разных функциональных состояниях: бодрствование, засыпание, сон и выход из состояния сна, снова бодрствование. В переходе из одного состояния в другое оценивается степень зрелости корковых ритмов, выявляются патологические ритмы.
Неврологический осмотр позволяет выявить определенные дизартрические нарушения иннервации, врач может предположить, что есть какие-то особенности развития головного мозга, тогда встает вопрос о назначении магнитно-резонансной томографии головного мозга.
Нередко в ходе приема у доктора родители сообщают, что кто-то из родственников поздно заговорил. Более медленное темпы развития речи обусловлены наследственным фактором. В таких случаях рекомендуется создавать благоприятные условия для стимулирования речевого развития, до определенного времени не паниковать, не принимать лекарства, а только наблюдать.
– Когда стоит обратиться к врачу?
ГРОСС Е.А.: – Ребенок должен регулярно наблюдаться педиатром с рождения. В первый год – один раз в месяц, на 2 году – один раз в 3 месяца, затем один раз в полгода. Родителям нужно обращать внимание и фиксировать моменты, когда ребенок начал держать голову, переворачиваться, садиться, вставать, ходить, улыбаться, гулить, говорить первые слова.
При выявлении отклонений нужно своевременно подключать профильных специалистов (невропатолог, психиатр, психолог, логопед, реабилитолог) для коррекции лечения.
ОСИПКИНА И.П.: – Основное показание для направления ребенка к специалисту – отсутствие у ребенка к 1,5 года отдельных слов. Период с 1 до 3 лет – самый благоприятный период для развития психики и речи. В каждом возрастном периоде перед ребенком стоят определенные задачи, невыполнение которых повлечет за собой трудности усвоения новых знаний и умений на следующем возрастном этапе.
– Как проводится коррекция задержек развития у детей?
ГРОСС Е.А.: – Способы коррекции нарушений развития в каждом случае индивидуальны и применяются комплексно с участием нескольких специалистов. Возможно использование медикаментозных средств, питающих мозг и помогающих «дозреванию» нервной ткани. В качестве реабилитационных мероприятий назначают массаж, ЛФК, различные виды физиолечения, гидрокинезотерапии, логокоррекционные программы, нейропсихологическую коррекцию*.
ОСИПКИНА И.П.: – Специфика детского мозга такова, что даже его небольшое поражение не остается изолированным, как это происходит у взрослых. Такие изменения негативно сказываются на всем процессе созревания центральной нервной системы. Ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.
Детский «Евромед»: ул. 1-я Затонская, 1/1., т. 99-18-96
________________________________________________________________________________________________
* Общий массаж и гимнастика у детей раннего возраста.
Массаж при заболеваниях нервной системы у детей раннего возраста.
Лечебная физкультура при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга.
Лечебная физкультура с использованием аппаратов и тренажеров при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга.
Лечебная физкультура при заболеваниях периферической нервной системы.
Гидрокинезотерапия при заболеваниях периферической нервной системы.
Медико-логопедическое исследование при дизартрии.
Разработка индивидуальной программы логопедической реабилитации.
Нейропсихологическая реабилитация.
Лицензия ЛО-55–01–002699 от 20.04.2020 г.