Государство планирует зерновые интервенции

Дата публикации: 17 июня 2021

Последствия ажиотажного спроса будоражат пшеничный рынок. 

4 июня в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Зерновые интервенции. Перспективы сельского хозяйства в России». 1 июня в Госдуме в третьем чтении был принят закон о сельхозпродукции с улучшенными характеристиками, согласно которому производители «зеленой» продукции смогут рассчитывать на дополнительные субсидии. Кроме того, в Минсельхозе объявили о планах возобновить закупочные зерновые интервенции в 2022 году. Зерно будет закупаться в соответствующий фонд, и его запасы планируется увеличить с 200 тыс. тонн до 3 млн. В последний раз такой механизм применялся в 2016 году и был нацелен на стабилизацию цен на рынке. Однако в 2018 году от него пришлось отказаться из-за дороговизны хранения зерна – за год на одну тонну у государства уходит около 900 рублей в год без учета стоимости страхования запасов, что при текущих планах в сумме составит более 2,7 млрд рублей в год.

Глава Зернового союза Аркадий ЗЛОЧЕВСКИЙ открыл конференцию сетованием на то, что поддержка государства сельхозпроизводителям снизилась, но, впрочем, развитие отрасли это не остановило:

– В этом году нас ожидает совсем неплохой урожай. Мы оцениваем общий уровень зерна, который соберем в валовом сборе, в 128 млн тонн, и в составе этого урожая 82 млн тонн пшеницы. Это очень хороший урожай. Он ориентировочно находится на третьем месте в историческом развитии. Второй урожай был в прошлом году, первый – в 2017-м 135,4 млн тонн.

Все это несмотря на поздний сев яровых – опережение (по сравнению с прошлым годом) в площадях посева уже идет на 600 тыс. га:

– Уже сработал режим накопления запасов, который в этом году был принят правительством. В этом году общий уровень запасов зерновых – рекордный за всю историю. 30 млн тонн – общий уровень. Это огромный показатель. До этого рекорд у нас был 26 млн. тонн в 2010 году. Это прямое следствие недовывоза зерна и всех ограничений, принятых правительством. При этом меры, которые были приняты для понижения внутренних закупочных цен, оказались неэффективными. Поскольку мы играем первую скрипку на рынке пшеницы и от нас зависят потребители, то мировые цены на пшеницу выросли. А так как Россия является крупнейшим экспортером пшеницы в мире, то цены выросли соответственно этой пошлине. Эта компенсация не позволила снизить цены на внутреннем рынке.

Что касается интервенции, то, по словам ЗЛОЧЕВСКОГО, система отработана уже во всем мире – особенно эффективно в США и ЕС:

– Для регулирования рынка должен быть механизм с обратным выкупом – дешевым инструментом финансирования аграрного сектора под залог аграрных же ресурсов со стороны государства. Зерно покупается по так называемым минимально гарантированным ценам, исходя из стоимости производства – никакой биржи, никакой конкуренции.

Спикер отметил, что рынок продовольственных ресурсов не сильно пострадал от пандемии:

– Но нужно учитывать, ажиотажный спрос был исчерпан еще к апрелю 2020-го. Цены и закупки нагнетались по всему миру. Этот спрос исчерпал себя, плюс доходы населения снизились. Не будь тогда ограничений, нынешней ценовой волны бы не было, мы сами ее спровоцировали. Этот рост цен вернется к нам бумерангом... Ценовой уровень определяется соотношением запасов к потреблению – на время пандемии запасы превышали потребление на 6%, 5,8% из которых приходилось на пшеницу. Все это на фоне 2%-го снижения запасов фуражного корма для животных. Все это привело к расширению мировых посевов пшеницы на 1,5%. В следующем году будет абсолютный рекорд по производству пшеницы на планете.

Роста цен на хлебобулочные изделия ЗЛОЧЕВСКИЙ не прогнозирует:

– Уровень себестоимости зерна в булке хлеба – и это мы говорим про сырье, а не про цену на прилавке – колеблется от 12 до 23%. Все остальное совсем не зерно. Там есть ресурсы, которые гораздо более критичны. Один из таких ресурсов – это энергозатраты. Хлеб надо печь, неважно чем – электричеством или газом. А что у нас произошло с энергетикой? Себестоимость выросла очень сильно. А транспортировка? Как вырос бензин! А хлеб – это дешевый ресурс, его повезли на короткое расстояние и он резко подорожал. Поэтому даже если упадут цены на зерно, хлеб не подешевеет. Приведу пример. В 2009 году зерно подешевело в три раза – до 3 тыс. рублей за тонну. При этом хлеб подорожал на 6 рублей за килограмм.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/iyun/22/gosudarstvo-planiruet-zernovye-interventsii