С начала 2021 года в Омской области наложен арест на 4 660 единиц немаркированной продукции

Дата публикации: 25 марта 2021

В 2020 году стартовали проверки предпринимателей на предмет наличия на товаре обязательной маркировки. 

15 марта 2021 года в омском Доме журналистов состоялась онлайн пресс-конференция, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителей.

Жалоб меньше

Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Омской области Юлия АНИКЕВИЧ привела статистику обращений. В 2020 году на поставщиков услуг и товаров омичи написали 3 797 жалоб – на 16% меньше, чем в 2019 году (4 522 обращения). 68,5% жалоб (2 600 шт.) касались нарушений прав потребителей услуг, в том числе 32,8% – в сфере ЖКХ.

За прошлый год в два раза возросло количество обращений в сферах финансовых и туристических услуг. Работникам ведомства приходилось помогать омичам с возвратом денежных средств, уплаченных за путевки, которыми люди не воспользовались из-за пандемии коронавируса.

– Управлением Роспотребнадзора принимались меры для восстановления нарушенных прав потребителей. Проведено 90 контрольно-надзорных мероприятий. В 58 случаях нарушения подтвердились и приняты меры административного воздействия. Также выдано 101 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, – сообщила спикер.

В судебном порядке

Договориться с поставщиками товаров и услуг в досудебном порядке с участием управления удалось лишь 102 обратившимся потребителям. Им предприниматели вернули денежные средства – в общей сложности более 520 тыс. рублей.

Что касается судебной защиты, в 2020 году управление направило в суды в интересах потребителей 67 исков. В 2019 году их было почти в два раза больше – 112 заявлений. Из них 42 касались дистанционной торговли – признания информации запрещенной к распространению в случае реализации дистанционным способом табачных изделий, алкогольной продукции и БАДов. Все сайты, пойманные на размещении такой информации, были заблокированы.

– При дистанционном приобретении товара потребителю необходимо обратить внимание на то, чтобы на сайте была указана вся информация о продавце: наименование юридического лица, адрес электронной почты. Если этой информации на сайте нет, мы советуем отказаться от приобретения товара у такого поставщика, потому что в дальнейшем может возникнуть проблема с возвратом. Лучше покупать в надежных, положительно зарекомендовавших себя магазинах, – посоветовала Юлия АНИКЕВИЧ.

Еще 15 поданных в интересах омичей исковых заявлений касались нарушения прав потребителей в сфере туристических и транспортных услуг, а также розничной торговли.

Также в 2020 году управление Роспотребнадзора подало 339 заключений в судах, инициированных потребителями. По 319 заключениям требования истцов были удовлетворены. Общая сумма денежные средств, возвращенных в судебном порядке, превысила 3 млн 300 тыс. рублей.

Маркировка: первые санкции

Напомним, правительство страны распоряжением от 28 апреля 2018 года № 792-р утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации – кодом в формате Data Matrix. На территории Российской Федерации действует национальная система маркировки «Честный знак». На данный момент наличие маркировки обязательно для восьми групп товаров – это изделия из меха, табачная и обувная продукция, фототовары, духи и туалетная вода, продукция легкой промышленности, шины и покрышки.

Количество товаров, подлежащих маркировке, ежегодно возрастает. С 1 апреля 2021 года в стране стартует эксперимент по маркировке пива и пивных напитков, велосипедов и кресел-колясок. 1 июня этого года вступает в силу обязанность маркировать молочную продукцию, в частности, сыры и мороженое.

– С сентября 2021 года должна маркироваться молочная продукция со сроком хранения более 40 суток, а с декабря – маркировать надо будет и молочную продукцию со сроком хранения менее 40 суток. Также сейчас на территории России проводятся эксперименты по маркировке упакованной воды. До 2024 года все группы товаров должны быть промаркированы, – сообщила г-жа АНИКЕВИЧ.

Она еще раз заострила внимание на том, что маркировка товаров проводится для того, чтобы обеспечить «прослеживаемость товара от изготовителя до конечного потребителя», «отсечь контрафактную продукцию» и чтобы «в любой момент оборота товара потребитель и контролирующие органы могли определить, где находится товар, легальность его производства и нахождения в магазине».

В 2020 году прошли первые проверки производителей товаров, в отношении которых уже действует система обязательной маркировки.

– За прошедший год управлением Роспотребнадзора проводились контрольные и надзорные мероприятия в отношении табачной и обувной продукции. В отношении производителей обувной продукции возбуждено 15 административных делопроизводств, составлено восемь протоколов об административных правонарушениях, наложен арест на более 20 тыс. пар обуви. Наложено штрафов на сумму более 65 тыс. рублей. Остальные материалы пока находятся на рассмотрении. За истекший период 2021 года управлением были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении всех групп товаров, которые сегодня подлежат обязательной маркировке. Всего проведено 84 мероприятия, в 32 случаях вскрылись нарушения, наложен арест на 4 660 единиц продукции стоимостью 882 тыс. 813 руб. Составлены и направлены в суд протоколы, сейчас они находятся на рассмотрении, – рассказала начальник отдела защиты прав потребителей.

Любой потребитель сможет скачать приложение «Честный знак» в свое мобильное устройство и проверить через него маркировку приобретаемого товара.

На примере легкой промышленности

О том, какую информацию в соответствии с новыми требованиями законодательства производители обязаны наносить на товар, на примере легкой промышленности рассказала инженер 2 категории органа по сертификации ФБУ «Омский Центр стандартизации, метрологии и испытаний» Наталья КОЗЛОВА:

– Как представитель органа по сертификации легкой промышленности, я могу рассказать о том, какие требования предъявляются к производителям одежды. В соответствии с требованиями технических регламентов о безопасности продукции легкой промышленности и о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, маркировка должна содержать наименование изделия, информацию о том, для кого предназначена продукция, – взрослым или детям, мужчинам или женщинам. Если одежда для детей – обязательно указывается возраст, а при наличии – и модель. Также обязательно называется изготовитель – ООО или ИП с указанием адреса места нахождения, для ИП это – адрес проживания. Далее – размер изделия, его состав с процентным содержанием волокон. Если изделие на подкладке, то указывается в том числе и состав содержания подкладки. Также должны быть дата изготовления – месяц и год, символы по уходу за изделием с учетом всех особенностей материала. При наличии указываются и гарантийные обязательства, особый уход, который требуется изделию в процессе эксплуатации, и номер партии, если продукция завозится партиями. Соответствующая всем требованиям продукция отмечается знаком обращения на рынке – EAC. Для бельевой продукции для детей до 28 дней и до одного года есть еще обязательное требование – должна быть фраза «Предварительная стирка обязательна». Вся эта информация – легкочитаемая и на русском языке – должна быть нанесена на бумажную этикетку или на мягкий вшивной ярлык. Все сведения, естественно, должны быть достоверны.

Специалист также рассказала, что какая-то продукция легкой промышленности сегодня подлежит сертификации, а какая-то – декларированию:

– Сертификат соответствия – это документ, который удостоверяет безопасность продукции, ее соответствие требованиям технического регламента. Более жесткие требования сегодня устанавливаются к продукции, которая имеет более близкое отношение к телу, т.е. первый слой одежды – майки, футболки, корсетные, чулочно-носочные изделия, постельное белье – подлежит сертификации. Одежда второго слоя для детей – платья, сорочки, рубашки, брюки для детей – это тоже сертификация. Такая же одежда для взрослых получает декларацию о соответствии. Все эти нормы прописаны в технических регламентах, и абсолютно вся одежда должна пройти такую процедуру. Только тогда, когда на продукцию оформлен сертификат либо зарегистрирована декларация, изготовитель может нанести на этикетку знак EAC.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/mart/10/126492