В декабре 2020 года ВТБ в Омской области возглавил Дмитрий КИМ.
Профессиональную деятельность в банковском секторе он начал в 2000 году. В группе ВТБ с 2007 года – прошел путь от ведущего менеджера клиентского отдела банка, работал в Омске с 2009 по 2012 год заместителем управляющего розничного подразделения банка, до 2014 года был управляющим филиалом «Транскредитбанк» в г. Омске, после стал управляющим ВТБ в Мурманске. В новой должности управляющего омского отделения Дмитрий КИМ будет отвечать за реализацию стратегии развития розничного и корпоративного бизнеса, а также за укрепление позиций банка в регионе.
– Дмитрий Леонидович, каким выдался пандемийный год для банка?
– Год, конечно же, был непростым. Для банка ВТБ он стал временем, когда мы оперативно отвечали на новые вызовы. И смогли достойно справиться с поставленными задачами по поддержке граждан и региональных предприятий, кто оказался в сложной ситуации. И в этой ситуации не только удержали свои позиции, но и существенно нарастили бизнес. Более чем на треть увеличили общий кредитный портфель банка в регионе до 70,8 млрд рублей, портфель привлечения корпоративных клиентов и розницы на 20% практически до 40 млрд. рублей. Несмотря на все происходящие изменения, население увеличило объем средств на счетах в банке, и мы оцениваем это как значимый фактор доверия к ВТБ.
– Что вы думаете о господдержке?
– Считаю ее грамотной и своевременной мерой помощи гражданам и деловому сообществу. Банк ВТБ (ПАО) один из первых приступил к реализации госпрограмм. С апреля по октябрь 2020 года в рамках льготных программ мы помогли более чем 3,5 тысяч жителей и 600 предприятиям области. Основной спрос пришелся на весенние месяцы – апрель-май. Общая сумма поддержки превысила 7,5 млрд. рублей. Но помимо федеральных мер помощи мы предлагали гражданам и компаниям, пострадавшим в период пандемии, и собственные программы банка по реструктуризации кредитов. По программам поддержки занятости населения в рамках Постановлений № 422 и № 696 в Омске в 2020 году заключено 507 сделок на сумму более 2,0 млрд рублей, выдано более 1,8 млрд рублей. Если брать все государственные программы, в том числе с учетом мер поддержки бизнеса в пандемию, то за 2020 год заключено 633 сделки на сумму около 7,0 млрд рублей, выдано около 2,9 млрд рублей.
– В чем их отличие от госпрограмм?
– Что касается предпринимателей, собственные банковские предложения отличались пролонгированными сроками действия. К примеру, по госпрограмме реструктурировать кредиты можно было до 6 месяцев, а по программам ВТБ это можно было сделать до года.
– Бизнес-сообщество беспокоится, что меры господдержки носят ограничения по сроку действия, что дальше?
– С учетом того, что восстановление российской экономики происходит постепенно, предприниматели, конечно же, нуждаются в дальнейшей поддержке. Новая госпрограмма по Постановлению Правительства РФ № 279, запущенная 9 марта, дает возможность бизнесу оформить новые льготные кредиты на восстановление предпринимательской деятельности. Эта мера доступна тем, кто до этого воспользовался услугой льготного кредитования в 2020-м году по госпрограмме № 696. Первые полгода клиент безвозмездно пользуется помощью, а затем возвращает сумму равными частями. Ставка при этом составляет комфортные 3% годовых. Экономика постепенно выходит из состояния рецессии, поэтому 3% являются вполне приемлемой ставкой. Воспользоваться условиями программы «ФОТ 3.0» можно по 1 июля 2021 г. За первую неделю после объявления старта программы мы одобрили для компаний среднего и малого бизнеса заявок на сумму 169 млн рублей. Среди них – компании сферы общепита, отдыха и развлечений, физкультурно- оздоровительной деятельности. Обращения продолжают поступать. Помимо этого, продолжают действовать ранее введенные программы господдержки отраслей экономики. От действия льготных программ выигрывают все: бизнес, государство, банки.
– Давайте поговорим о том, что наиболее волнует рядовых омичей, перспективы развития жилищного рынка. Лично вы разделяете мнение губернатора о том, что в регионе нужно строить дополнительное жилье?
– На мой взгляд, строительство является одним из основных драйверов развития экономики, и мы как банк в этом крайне заинтересованы. Даже несмотря на существующий миграционный поток населения из одного региона в другие, что характерно абсолютно для большинства российских территорий, в Омске создаются семьи, рождаются дети, приезжают жители из соседних малых городов и сел, поэтому всегда есть потенциал роста.
– В каком объеме банк рефинансирует ипотечные кредиты в Омской области?
– По данным прошлого года в общей доле выдач ипотечных кредитов, а это 10,2 млрд рублей, рефинансированные занимают примерно треть. Еще один из важных моментов для клиентов, кто задумался об улучшении жилищных условий, в сентябре прошлого года ВТБ упростил оформление ипотеки для клиентов, имеющих право на материнский капитал. Теперь им фактически не требуется первоначальный взнос, банк готов сразу до 100% осуществить расчет с продавцом или застройщиком из кредитных средств, а сумма материнского капитала после его получения будет направлена в счет погашения кредита. Ранее в апреле ВТБ упростил порядок использования материнского капитала для ипотеки. Соответствующее заявление сейчас можно подать в отделении банка только по паспорту и СНИЛС, без предварительного сбора документов: мы сами обменяемся необходимыми сведениями с Пенсионным фондом России.
– Поделитесь, пожалуйста, вашими планами на 2021-й.
– Наступивший год лично для меня и для команды банка в регионе – время очередного амбициозного вызова. Мы планируем прирасти по количеству клиентов юридических лиц, существенно увеличить число частных клиентов. Помимо этого, осуществлять качественную поддержку бизнеса региона за счет мер госпомощи и собственных программ, обеспечить поступательный рост бизнеса ВТБ во всех сегментах опережающими темпами. Продолжим развивать качество клиентского сервиса, поскольку наша глобальная цель – стать для клиентов банком первого выбора.
Многое из того, что нам поможет успешно реализовать поставленные задачи, у нас уже есть – слаженный коллектив, качественная локация офисов, широкая продуктовая линейка, современные сервисы, которые все больше переходят в цифровой формат. Цифровизации мы уделяем особое внимание, поскольку видим, что процесс развития дистанционных коммуникационных каналов, является тем фактором, который позволит в кратчайшие сроки вывести на совершенно иной уровень качество клиентского сервиса.
– То есть здесь банк следует в русле тренда цифровизации.
– Да, несомненно, поскольку за «цифрой» будущее, а любой банк хочет оптимизировать процессы, сделать их более прозрачными, ускорить сервис, обезопасить расчеты. Все активнее используются сервисы с идентификацией или оплатой услуг при помощи биометрических слепков. Переход от бумажного на электронный документооборот операций с клиентами мы внедрили еще в 2019 году. Сегодня оформить документы в онлайн-режиме, без бумажных носителей можно во всех точках обслуживания нашего банка. Отмечу, что по итогам первого квартала текущего года 46% всех сделок с физлицами оформляются в электронном, безбумажном виде. «Оцифрованы» уже все классические розничные услуги, включая наиболее сложные – ипотеку и автокредитование. Именно ВТБ, к слову, был первопроходцем рынка в части оформления ипотечного кредита полностью в онлайн-формате. Пока что этот проект реализован с ограниченным числом застройщиков. Но мы ожидаем, что в ближайшей перспективе количество таких сделок будет постепенно расти, и этот вариант расчетов станет привычным для рынка. Помимо этого, мы активно внедряем «ВТБ Бизнес QR» – сервис приема платежей среднего и малого бизнеса от физлиц по QR-коду через отечественную систему быстрых платежей – с пониженной комиссией, без карт и терминалов. В Омске мы к ней подключили 45 индивидуальных предпринимателей, и, поскольку этот канал удобен для небольших торговых точек и сферы услуг, спрос на сервис будет расти. Также мы запустили мобильную онлайн-бухгалтерию «Цифра», позволяющую предпринимателям дистанционно решать все вопросы бухгалтерского и налогового учета, ею уже пользуются уже 560 компаний области. Но несмотря на развитие цифровизации сервисов мы продолжаем предоставлять обслуживание всех клиентов в привычных офлайн-форматах, поскольку он удобен для части клиентов банков, позволяет на месте задать вопросы клиентскому менеджеру. Людям зрелого возраста, нашим вип-клиентам, как мы видим, живое общение крайне важно. Планов у нас очень много, мы будем расти по всем нашим основным показателям, причем планка задана очень высокая – рост выше темпов рынка. Также будем развивать сеть офисов обслуживания в регионе, в конце лета – в начале осени мы планируем открыть 16-й по счету офис в Омске.