ГЭПИЦентр – компания уникальная. Другой такой нет уже 30 лет!

Дата публикации: 31 марта 2021

«Мы идем дальше цели, чтобы вы стали к ней ближе!» – миссия посвященных. 

Ровно 30 лет назад – ранней весной 1991-го в одном из кабинетов Сибирского автодорожного института было зарегистрировано малое предприятие «ГЭПИЦентр». В соседнем корпусе того же СибАДИ располагался «Мостовик», который позже – во второй половине 2000-х – стремительно ворвался в число 10 крупнейших подрядчиков России с 30-миллиардным годовым оборотом и так же быстро надорвался, обрушившись в банкротство в 2014-м.

Приоритет

Сегодня ГЭПИЦентр – старейшая омская бизнес-компания, появившаяся после принятия 25 декабря 1990 г. Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», после которого хозяйствующие субъекты стали полноценными участниками рынка. Она не была создана в результате приватизации, сохранила название, бренд, директора, сферу деятельности и костяк коллектива.

ГЭПИЦентр появился не на ровном месте: сначала был кооператив «Социум», зарегистрированный 27 сентября 1988 года. Те же люди занимались теми же исследованиями. И это оказался первый в России социологический кооператив. Как считает директор Омской научной библиотеки имени Пушкина Александр РЕМИЗОВ, «Социум» напоминал залетевшего в курятник белого лебедя, ибо с первого дня существования занимался не производством и реализацией всевозможного ширпотреба, а прикладными научными исследованиями».

Дворец пионеров

Впрочем настоящая история ГЭПИЦентра уходит еще глубже. Свою полную биографию компания отсчитывает с объявления в фойе городского Дворца пионеров и ряда омских школ в первых числах сентября 1984 года: «Если ты хочешь знать, куда и зачем плавал на тростниковых лодках Тур Хейердал, кто такой Снежный человек, о чем колдуют шаманы, как живут, что танцуют, что едят, какую носят одежду и в какие игры играют люди разных национальностей Советского Союза и всего мира, а также побывать у них в гостях в экспедициях, записывайся к нам в кружок и приводи друзей».

12 сентября состоялся первый сбор кружка «Юный этнограф». Вел его 23-летний Вадим ДРЯГИН, недавний выпускник исторического факультета  ОмГУ. Пришло 28 школьников, многие из которых составили в дальнейшем кадровый костяк всех грядущих воплощений ГЭПИЦентра.

Обещанные экспедиции состоялись – и этнографические, и археологические. Были находки и даже клад из царских серебряных монет, сданный в Томский краеведческий музей. В феврале 1990-го навыки, полученные в экспедициях, пригодились, когда в кооперативе «Социум» принятые на работу все еще юные, но уже не школьники были командированы в поселки Тарко-Сале и Самбург Тюменской области для опросов коренного населения в рамках исследования в зоне производственной деятельности  ПГО «Пурнефтегазгеология». По итогам было предложено заказчику заключать коллективные договоры со старейшинами родов – и это сработало.

Осенью 1990 года они же приняли участие по заказу Омского облисполкома в опросе двух тысяч омских учителей. Итоги опроса, как написал в отзыве зампред облисполкома Валентин ТРЕТЬЯКОВ, обеспечили «принятие решений по проблемам народного образования». Тогда же по поручению председателя горисполкома Юрия ГЛЕБОВА было проведено другое исследование – в рамках проекта «Городская программа народонаселения до 2000 года: Демография, семья, трудовые ресурсы г. Омска».

Симан ПОВАРЕНКИН

В 1984 году в кружок «Юный этнограф» пришел будущий российский миллиардер, собственник активов в Юго-Восточной Азии, совладелец сети кофеен «Шоколадница», «Кофе Хауз», «Ваби Саби», «Азия Кафе», федеральной транспортной компании и виллы в Нормандии, раньше  принадлежавшей Ив Сен-Лорану, Симан ПОВАРЕНКИН.

В 1987 году он был избран президентом кружка, в 1990-м ездил в командировку от «Социума» на Тюменский Север, в 1991-м участвовал в учреждении МП «ГЭПИЦентр» и был принят туда на работу. Но потом ушел в бизнес, возглавил омский филиал Инкомбанка, а далее покинул Омск, перейдя на федеральные проекты. Симан Викторович был автором самой первой газетной заметки 1991 года о деятельности ГЭПИЦентра. Речь в ней шла об опросе, заказанном Омским региональным центром по профилактике и борьбе со СПИДОМ. Он проводился среди «группы риска» – проституток и наркоманов. Заметка называлась «Я наркоман…».

Восторг заразителен

Руководитель кружка, а потом – на 30 лет – и ГЭПИЦентра Вадим ДРЯГИН, еще не зная о Кобьелле Клаусе, всю жизнь реализовывал принципы его книги «Мотивация в стиле экшн. Восторг заразителен»: больше времени и сил нужно вкладывать в подбор людей, ведь это долгосрочные инвестиции.

Не все, пришедшие в ГЭПИЦентр, остались здесь на 30 лет. Замужество, рождение детей, новые проекты, интересы в бизнесе или во власти… Кто-то стал министром Омской области, кто-то замминистра, кто-то, как вы уже увидели, – миллиардером. Понятно, что в Центре работали не только кружковцы. В книге, посвященной 25-летию компании, поименно назван каждый.

– Мы бы давно, если б хотели, могли вложить деньги в другой бизнес: открыть сеть магазинов, торговать чем-нибудь, да чем угодно могли бы заниматься – деньги есть. Но это не наше. И честно говоря, противно. Мы так воспитаны, – рассказывал в 2003 году в интервью новосибирскому деловому еженедельнику «Континент-Сибирь» Вадим ДРЯГИН. – К счастью, так получилось, что моя научная специализация и некоторые исторические события позволили совмещать приятное с полезным – проводить научные исследования и зарабатывать на этом деньги.

Атмосфера в ГЭПИЦентре частенько напоминала повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: работать интересно, бездельничать – скучно.

– Карнавальность – это стиль жизни, театрализация, перформанс, когда не рутина, когда не скучно, когда живешь, как творишь – вот за что я обожаю Центр! – считает Владимир ЯШИН, давний сотрудник компании, ученый, автор книг, учебных пособий и научных статей в академических изданиях по истории и современному состоянию религиозного сознания.

Выборы

Чем не карнавальность – самый большой мешок в мире? Его придумала в 2003 году команда ГЭПИЦентра как фишку предвыборной кампании в Госдуму мало кому тогда известного предпринимателя Хабулды ШУШУБАЕВА. В Думу он не избрался, зато несколько созывов подряд легко проходил в региональное Законодательное собрание.  Помимо сельскохозяйственного производства, у него был в собственности небольшой завод по изготовлению полипропиленовых мешков. Вот и возникла идея о Книге рекордов Гиннесса. Даже теперь, спустя 18 лет, ГЭПИЦентру этот мешок припоминают в связи с дальнейшей судьбой ШУШУБАЕВА, много позднее ввязавшегося в жилое строительство с дольщиками. Но помнят ведь!

Нередко кандидату предлагалась парадоксальная идея, которая и срабатывала. Первым из таковых было предложение выдвигавшемуся в Госдуму Александру ВЕРЕТЕНО, харизматичному президенту АТПП «Группа «Оша», «не прибедняться». Это был период, когда вполне себе денежные кандидаты косили под народ, стараясь богатством во время выборах не выделяться. Помнится, директор одного из омских предприятий для встречи с избирателями на севере области специально пересел с привычного «Мерседеса» на «Жигули», сам оделся поплоше и своих спутников заставил. А Александр ВЕРЕТЕНО – первый в избирательной истории Омской области официально объявил о своих немалых доходах. И выиграл выборы.

Всего же по состоянию на 1 января 2021 года сотрудниками ГЭПИЦентра было осуществлено социологическое обеспечение 146 избирательных кампаний в Омской, Новосибирской, Свердловской, Московской, Оренбургской и других областях.

В 2013 году, например, компания консультировала в Архангельской области «Справедливую Россию». И результаты этой партии в регионе по количеству избранных глав и депутатов в органы власти различных уровней были признаны лучшими для «эсеров» по России в целом, а итоги выборов в Архангельское областное собрание стали вторыми после регионального парламента Якутии. Хотя противодействие всем, кто не назывался «Единая Россия», было там мощное. К выборам привлекли партии с конкретной целью – дезориентировать избирателя. По своим названиям они были схожи с оппозиционными партиями и размещались в бюллетенях прямо перед соответствующей оппозиционной партией. Так, перед КПРФ поставили партию «Коммунисты России», перед ЛДПР – ДПР, а перед «Справедливой Россией» – «Партию «За справедливость!».

Опросы

Одна из ключевых компетенций ГЭПИЦентра – социологические опросы. Они необходимы и в выборной кампании, и при принятии властью решений, касающихся жизни региона, и в маркетинговых исследованиях.

Для любого соцопроса самый важный аспект – репрезентативность выборки. Опрашивается ведь не 100% населения, а какая-то его часть, которая должна соотноситься с целым по полу, возрасту, доходам и прочим характеристикам.

ГЭПИЦентр – единственный на территории Сибири, а может быть, и всей России, который свои выборки патентует.

– Для обоснования методики проводилось специальное исследование длительностью почти год. Потом полученная методика прошла экспертизу математиков ОмГУ и получила свидетельство в Роспатенте. Сейчас она используется при составлении выборок для общегородских опросов общественного мнения, причем погрешность при этом минимальная, – рассказывает ведущий специалист-эксперт компании Ирина СОЛОВЕЙКИНА.

Случалось, заказчик требовал подогнать результаты опроса к заранее определенному им решению, на что встречал решительный отпор: вы хотите знать реальное положение дел или видимость его?

Спрос на те или иные исследования в разные времена менялся. Было десятилетие, когда большую часть доходов Центр зарабатывал на изучении товарных предпочтений омичей. Производителям было важно узнать, что устраивает, а что нет потребителей в их простокваше, пиве, жевательной резинке или бритве жиллет.

За годы ГЭПИЦентр осуществил 667 комплексных аналитических (консалтинговых) проектов, 2 993 маркетинговых и социологических исследования, 378 исследований для государственных и муниципальных нужд в рамках российского законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В марте 2021 года, например, был заключен полуторамиллионный контракт с Главным управлением социальных коммуникаций Московской области на оказание услуг по оценке общественно-политической ситуации в этом регионе. Среди последних заказчиков –  Департамент Общественных и Внешних Связей Югры, Агентство Молодежной Политики и Реализации Программ Общественного Развития Красноярского края, Росстат и многие другие. В 2018 г. было проведено масштабное комплексное исследование в Северо-Кавказском федеральном округе для ФГУП «ИТАР-ТАСС», с 2018 г. ГЭПИЦентр сотрудничает с ООО «Автодор-Инвест», изучая мнение пользователей автомобильных дорог по всей России. Так что немалую часть своей работы сотрудники компании проводят в командировках.

Этнография

На 1 января 2021 года ГЭПИЦентром было проведено 67 этнографических и археологических экспедиций. То есть компания не зациклилась на приносящих деньги социологических и маркетинговых исследованиях, но и не забывала собственные истоки. Экспедиция на Чукотку в связи с поисками Анадырского острога, например, длилась целый месяц. Экспонаты, собранные другой экспедицией, – в Хакасию и Кемеровскую область, переданы в Омский историко-краеведческий музей. И это все не любительские выезды, а профессиональные – с наличием открытого листа на право производства раскопок.

По инициативе ГЭПИЦентра в Омске с 2006 года была прекращена практика бесконтрольных застроек без требуемого по закону археологического заключения.

Одна из самых ярких страниц – поселок Яровое на Алтае, который без ГЭПИЦентра вряд ли бы стал популярным курортом. И здесь как раз помимо выборных дел, политического консалтинга и соцопросов с соответствующими рекомендациями немалую долю составила археолого-этнографическая составляющая. По итогам экспедиций было написано три книги: «Древности и предания озера Яровое», «По следам Яровской Берегини» и «Яровской рубеж амазонок». Исследователям удалось на основе реальных находок создать и внедрить так называемые туристические мифы курорта. О таком многие социологи могут только мечтать.

Был даже проведен старинный обряд погребения, поначалу смотревшийся вынужденным, а потом оказавшийся ключевым. Началось все с раскопок кургана скифского времени 4-3 веков до нашей эры, в котором нашелся костяк крупной женщины с магическим инвентарем. А через некоторое время в округе пошли сплошные дожди, на которые наложилась эпидемия болезни  рогатого скота. Пошел слух, что к беде привели раскопки кургана. Предприниматели, закладывавшие тогда базу курорта, звонили в панике: вертайте кости назад! И тогда на основе реконструкции кургана был придуман продолжавшийся всю ночь торжественный обряд, проведенный настоящим шаманом.

«С первыми лучами солнца останки были помещены в могильную яму, сюда же опустили подношения – металлическое зеркало, бусы, железный нож, деревянное блюдо, плоский камень» (это цитата из книги Жанны ТКАЧЕНКО). С тех пор считается, что здесь лежит Берегиня курорта Яровое.

За державу обидно

В ГЭПИЦентре хорошо знают: не все определяется деньгами. Есть проекты, в которые компания вкладывалась сама. Один из них стоил ей 502 тысячи рублей. Это знаменитый опрос о памятнике Колчаку в Омске. В нем были задействованы 73 профессиональных интервьюера и 103 волонтера. Впрямую опрошено было 4 580 жителей Омска и 3 370 жителей области.

Впервые в социологической практике Западной Сибири был организован общественный контроль за всеми стадиями исследования, в котором приняли участие 83 человека – депутаты различных уровней, сенатор, представители науки, СМИ и общественных организаций – как сторонники, так и противники памятника.

В городе Омске за установку памятника выступили 54,4% участников прямого опроса (на селе – 37,2%), против – 28,7% (на селе 43,7%). Остальные затруднились ответить. В итоге с памятником власти решили повременить.

Еще один масштабный проект осуществлен вместе с телекомпанией «Продвижение». Это телевизионная игра-викторина «Удивительное рядом. Омская версия». Состоялось 57 передач, в которых приняли участие 126 игроков и прозвучало 700 вопросов, связанных с историей Омской области. Вопросы были придуманы командой ГЭПИЦентра. Им удалось извлечь из недр истории действительно удивительные детали. Знаете ли вы, например, что к Омску имеют отношение создатели советского шампанского и коней на Аничковом мосту Санкт-Петербурга? А также главный муфтий Японии? Или о том, что в период города-сада в Омске официально высаживали кипарисы и пальмы, прекратив лишь после окрика в центральной печати?

Все вышесказанное – только маленькая часть яркой и насыщенной биографии омской компании «ГЭПИЦентр».

При подготовке статьи была использована книга Александра РЕМИЗОВА «ГЭПИЦентр – фактор бытия».


© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/mart/11/gepitsentrkompaniya-unikalnaya-drugoy-takoy-net-uzhe-30-let