Рок, острог, Пикассо и полба

Дата публикации: 11 марта 2021

Журналистка-путешественница – о туристической привлекательности Омска. 

Татьяна КРАВЕЦ

Легко писать о вояжах по далеким городам и весям – всегда море эмоций. А то, что рядом… Об этом как-то не задумываешься. Но вдруг сообщение от друзей – «хотим приехать в гости, посмотреть твой город» – стремительным образом развернуло мои мысли на прекрасное близкое.

Прекрасное потому, что мне в Омске жить нравится. Однако как передать всю привлекательность для туристов? Показалось, что историческому ракурсу (Ермак, Бухгольц, Колчак, Карбышев и другие) добавят объема и широты лирические заметки о городских событиях и ситуациях – удивительных, обыденных, непредвиденных.

Если гости увлекутся моей лирикой и захотят лично что-то увидеть, услышать – значит, омское путешествие удалось!

Симфония «в джинсах»

... – Куда пошла?

– На симфонический концерт?

– Что, в старушку превращаешься?..

Я аж замерла, услышав такие слова от знакомой. Сначала хотела съязвить, а потом махнула рукой: да пусть зовет старушкой, но я-то знаю, что туда-обратно – исключительно молодушкой! Потому как шла на Омский симфонический оркестр слушать… рок!

Группа «Кино», открывшая программу, завела c первых звуков: «В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен. Перемен! Мы ждем перемен!». Скрипка, виолончель, контрабас, барабаны – утонченность и драйв, и взрывная энергия! Хотелось подпевать, скандировать! А следом композиции Queen, Pink Floyd, Europe, Scorpions! Без объявления – все узнавалось мгновенно. Не успев отдышаться, новый взрыв эмоций от присоединения сопрано к  известнейшему синглу Bon Jovi It's My Life: сказать, что было неповторимо – ничего не сказать!

И конечно, костюмы! Музыканты появились не в официальных концертных нарядах, а в футболках и джинсах. Раскованность движений – раскованность атмосферы! Но разбалованные зрители все-таки нашли к чему придраться:

– Дирижер в джинсах – это хорошо. Но джинсы без дырок – это плохо…

Ох, новый опыт – в центре внимания до мельчайших деталей! И отрадно, что роковое направление варьировалось: то «Классика и рок», то «Рок-хиты».

И отрадно, что сегодня продолжаются другие симфоэксперименты – с музыкой голливудских блокбастеров («Саундтрек»), участием балалайки («Астортанго»), в слиянии с джазом, использованием мультимедийных технологий.

К слову, и от исполнения вечной классики – тот же сумасшедший восторг! Сколько бы ни слушала, кажется, что каждый раз музыканты играют все виртуознее.

Достоевский и «Амадей»

О пребывании в Омске Федора Достоевского много написано. Но однажды визит на выставку «Герои Достоевского на сценах омских театров» открыл мне самого писателя в неожиданном театральном статусе.

Сначала взгляд зацепился за название спектакля: «Dostoïevski. Paroles d'Omsk» («Достоевский. Голос из Омска»):

– Надо же, Омск на французской афише!

Выяснилось, что этот спектакль ставился режиссером Франции Аленом Сеско-Резье тридцать лет назад на сцене Авиньона, чуть позже – омского ТЮЗа. В основу пьесы легло письмо Достоевского брату Михаилу, написанное сразу после отбытия четырехлетней омской каторги.

А после иностранной афиши повлекло тут же вернуться к началу выставки – ее почему-то прошла мельком. Теперь обратила пристальный взгляд на фотографию спектакля в омском остроге. Но как? У Достоевского же в письме написано: «…Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые... Работа доставалась тяжелая, конечно, и я, случалось, выбивался из сил, в ненастье, в мокроту, в слякоть или зимою в нестерпимую стужу. Раз я провел часа четыре на экстренной работе, когда ртуть замерзла и было, может быть, градусов 40 морозу. Я ознобил себе ногу…» 

Как при такой жизни еще могли быть какие-то спектакли? Однако факт – подпись под фото гласила, что в 1851 году в Омском остроге прошло театральное представление, устроенное каторжниками, а режиссером спектакля выступил ссыльно-каторжный второго разряда Федор Достоевский. Вот история!

От жизни великого писателя – к настоящему омскому театру.

Здесь тоже случилось для меня (и, надеюсь, для других) знаковое имя – Вольфганг Амадей Моцарт. Знаковое, благодаря спектаклю театра драмы «Амадей»! Порой для описания впечатлений достаточно всего два слова. Это тот случай. Сильная постановка! (Кто не видел – поспешите, есть в репертуаре!). Такой разный на сцене предстал Амадей: вульгарный и легкомысленный, но добрый и мечтательный, и поцелованный Богом. А более впечатлил Михаил Окунев, показавший в роли Сальери всю глубину трагедии хорошего композитора перед гениальным.

Какая изысканная и философская концовка от омского Сальери:

– Посредственности всех времен, я отпускаю вам грехи! Аминь!

Браво! Занавес! 

Балы, цветы, инструкции

– По этим ступеням моя бабушка ходила – на балы, – заметила подруга, когда мы поднимались в зал музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в здании генерал-губернаторского дворца на выставку натюрмортов.

Оброненная фраза невольно обратила внимание на лестницу, по которой раньше ступала, не глядя. Чугунная, с резными перилами и… стертыми ступенями. Оказалась лестницей Каслинского завода – сохранилась со времен строительства – ей больше 150 лет! По этим ступеням поднимались будущий император Николай II, путешественник Пржевальский, зоолог Брем, исследователь Арктики Норденшельд. Вот так прелюдия к погружению в «цветочный мир» 19 века! 

Вошли в зал и замерли – натюрморты художников Голландии, Италии, Германии, Франции, поступившие в музей из собраний Эрмитажа и коллекций князей Юсуповых. Глаза разбежались! Ах, пионы – так хочется вдохнуть аромат!  Зажмурилась и тут же в памяти пионы настоящие – разные, красивые у Омской областной библиотеки. Может, они тоже когда-то для кого-то станут источником вдохновения?

А рядом букет, словно рисунок ребенка – яркий, простой, наивный: руки-линии, стебли-штрихи, лепестки-овалы. Я, кажется, видела его в детстве? Да, точно – «Букет» Пабло Пикассо, ставший в свое время плакатом-призывом к единению в борьбе за мир…

Но налюбоваться «Букетом» не получилось. Отвлек голос смотрительницы:

– Нельзя снимать фотоаппаратом со вспышкой!

– Извините, но я не знаю, как вспышку отключить, – попыталась снизить накал гнева: – Не подскажите?

– Я работник музея, это не мои обязанности. Я вам сказала, что категорически запрещено снимать со вспышкой. Я сейчас вызову охранника!

– Вызовите, пожалуйста. Может, он поможет отключить вспышку! – предприняла вторую попытку перейти в русло бытового недоразумения.

– Я работник музея и не имею права обманывать охрану. Женщина (громко, на все залы разом), вы в культурном месте!!! И ведите себя культурно!

Я нажала на фотоаппарате какую-то кнопку и наконец справилась со вспышкой. И удивилась сама себе – настроение не испортилось (раньше бы непременно). Через секунду поняла: здесь же лестница и «бабушка ходила на балы»!

А визит на другую выставку вкупе с эмоциями от полотен Левитана, Кончаловского, Айвазовского, Кандинского отметился таки-и-м инструктажем…

– Смотреть можно не ближе одного метра, – услышала шепот на входе в зал. – А то, если каждый приблизится и подышит, что от картин останется?..

Нет, все-таки замечательные у нас смотрительницы! Соблюдая вечные инструкции и установленные правила, они – строгие, консервативные, милые, порой, нелепые – создают ту неповторимую музейную атмосферу, в которую хочется возвращаться.

Тем более что  в омском изобразительном музее всегда есть чем восхититься!

Русский дух, святой источник

Сначала экскурс в агрономию. По́лба – это особый вид пшеницы с пленчатым зерном и с ломкими колосьями. К полбе относятся как дикие виды – пшеница двузернянковидная (ой-ей, как выговорить), одноостая и двуостая однозернянка, пшеница Урарту, так и культурные – двузернянка, однозернянка, спельта, пшеница маха.

К чему это вдруг?  К тому, что каша из полбы – самое русское блюдо, о котором в давние времена Пушкин (наше все!) писал – помните, в сказке «О попе и его работнике Балде»? Угощалась я этой кашей в «Живом музее сибирского бытования» в селе Покровка Омского района.

Поездка туда – сарафаны-кафтаны, каравай и народные песни. И знакомство с предметами старого быта – чугунки, сундуки, прялки, сеялки, общение с «травницей», уроки изготовления сибирских кукол. Увлекательно-познавательно!

А следом на язык просятся слова «оздоровительно-восстановительно». Потому как такой интересный момент тоже находится вблизи Омска – в Ачаире. На территории монастыря со 100-летней историей есть святой источник. Вода в искусственно образовавшееся озеро поступает беспрерывно из скважины, уходящей вглубь земли на 1000 метров. Главное чудо – температура 36,6 градусов, которая не понижается даже в самые сильные сибирские морозы.

Совершаешь омовение и одновременно лечишься! Кладезь полезных элементов – углекислота, сера, хлор, кальций, натрий, магний, калий. Помогают от болезней желудка, печени, эндокринной системы и остеохондроза.

Местечки – праздники души и тела!

P.S. О чувстве юмора 

Поехала как-то в омское Бюро судебно-медицинской экспертизы. Направили после ДТП на освидетельствование (все в порядке, но пройти требовалось). Осмотр оказался визуальным, а я ждала рентгена травмированной ноги.

В печали вышла, постояла и решила, что без рентгена мне не жить – надо же научно удостовериться, что все обошлось. С необычайной живостью поспешила в свою поликлинику к терапевту, чтобы взять направление на рентген.

– Вам к хирургу надо! – отказалась терапевт. – Я могу, если кашляете, вас послушать.

– Не пойду к хирургу, там очередь. Дайте направление! Для колена же вы давали, выпишите и на рентген!

– Колено может быть связано с артрозом. А у вас травма была, вам к хирургу.

– Ну что, мне теперь платно делать? Дайте направление!

– А что обо мне рентгенолог скажет? Я как могу диагноз ставить и направлять? У меня здесь что – фельдшерско-акушерский пункт? И направления на все исследования подряд?

– Ну какая разница, кто направит.

– Нет, лучше застрелиться, чем доказывать! Дайте (уже к медсестре) ей направление на рентген голени!

– Правой!

– На рентген двух голеней!!!

Я вышла со... слезами. От хохота!

Ну, согласитесь, если у омских специалистов такое чувство юмора, разве может быть город непривлекательным?! Для гостей же юморная нотка при различном общении (конечно, лучше без медицинского контекста) – тоже плюс!

А другой вопрос – ирония скептиков. Понятно, найдутся те, кто ухмыльнется, припомнив несбывшееся омское метро или новый аэропорт. Но ведь город, как человека, если любишь, то со всеми достоинствами и проблемами. И наличие последних (где живется без проблем?), уверена, отнюдь не испортит настроение!

 

 

Подписи к материалу:

В музее имени М.А. Врубеля пионы живописные (хотелось вдохнуть аромат!) напомнили пионы настоящие – у омской библиотеки. Может, и они когда-то для кого-то станут источником вдохновения?

 

Омский симфонический оркестр играет… рок! Скрипка, виолончель, контрабас, барабаны – утонченность и драйв, и взрывная энергия! Впереди новые симфоэксперименты!

 

Лестница из каслинского литья в бывшем генерал-губернаторском дворце – ныне музее изобразительных искусств: за 150 лет ее истории поднимались царские особы, знаменитые путешественники, военачальники и ученые.

 

Натюрморт «Букет» Пикассо словно рисунок ребенка –  руки-линии, стебли-штрихи, лепестки-овалы. Простой и понятный плакат-призыв к единению в борьбе за мир!

 

На выставке в музее изобразительных искусств любуюсь полотнами Левитана, Кончаловского, Айвазовского, Кандинского согласно инструкции (читай «Балы, цветы, инструкции»)!

 

В Ачаирском святом источнике совершаешь омовение и одновременно лечишься! В воде есть углекислота, кальций, натрий, магний, калий… Кладезь элементов!

Фото то автора


© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/mart/8/rok-ostrog-pikasso-i-polba