Но и требования к сотрудникам многократно возросли, а вузы до сих пор не понимают, чему же учить.
3 марта стартовал двухдневный XXII Сибирский промышленно-инновационный форум «ПРОМТЕХЭКСПО-2021». В его рамках состоялась научно-практическая конференция
Первый заместитель председателя Омского регионального отделения «Союз машиностроителей России» Владимир ДОРОХИН, открывая мероприятие, отметил, что новое (местное) руководство организации взяло курс на расширение деятельности, расширение членства физических и юридических лиц, проведение различных мероприятий. Он подчеркнул, что кадровый вопрос для сферы машиностроения стоит особенно остро.
Следующий спикер, заместитель председателя ОНЦ СО РАН Максим МИЛЛЕР рассказал, что в последние годы омский научный центр Российской академии наук старается максимально тесно взаимодействовать с промышленностью:
– Это достаточно нестандартно для академической науки. Результатом стало то, что два года назад, даже чуть больше, мы открыли в своей структуре институт радиофизики и физической электроники совместно с ОНИИП. Более того, они сами выступили инициатором возникновения этого механизма. Промышленность начинает идти в фундаментальную науку. Те научные заделы, которые были раньше, исчерпываются. Разговоры об этом велись еще лет 20-25 назад, но сейчас, похоже, все и происходит. Нужны новые подходы, новые материалы. Сейчас ведем переговоры с еще одним омским предприятием по созданию промышленно ориентированной лаборатории. Экономический блок нашего центра также старается не отставать – он может предложить научную аналитику, научное сопровождение процесса. Так возникла идея провести исследование перспектив развития машиностроительного комплекса Сибири. Честно говоря, эта работа началась только позавчера, продуманных идей пока нет.
МИЛЛЕР объяснил, что если раньше конкуренция в машиностроении строилась на вопросах сырья, рабочей силы, их удешевления, то постепенно этот ресурс себя исчерпал, возрастающая отдача от перечисленных факторов уменьшилась, и все привело к борьбе технологий. Еще один современный тренд – сращивание машиностроительного производства с сектором услуг: машиностроение не рассматривает только производство, но рассматривает предоставление установок, их обслуживание, диагностику и прочий сервис. Предложения потребителю становятся интегрированными и даже получили название «экономика индустриальных предложений»: некоторые компании умудряются даже больше зарабатывать не на производстве, а на сервисе, из него вытекающем. Третий тренд – кастомизация, то есть индивидуализация производства под конкретного заказчика: если раньше технологический процесс дробился, шла последовательная передача добавленной стоимости по цепочке, то теперь технологический процесс заключается в непостоянном, локальном, кооперационном взаимодействии, чтобы точечно удовлетворить потребности заказчика. Развиваются и формы технологического сотрудничества: машиностроительные предприятия активно взаимодействуют с научными центрами, вузами, сервисными компаниями, поскольку ограничены в финансах и кадрах для разработки перспективных технологий.
Денис РЕЧЕНКО, начальник НИЧ ОмГТУ посетовал на то, что предприятия зачастую не озвучивают требования к своим кадрам, поэтому вузу сложно ориентироваться, чему же учить студентов. Сказываются и возрастающие запросы по поводу компетенций: просто инженеров заводы уже не ждут, только сотрудников с дополнительными специализациями, например в ИТ. Спикер перечислил основные инновационные разработки университета: установка для формирования специального покрытия на металлических заготовках при обработке ультразвуком, стилус с точностью измерения до сотых миллиметра, комплекс для проверки работоспособности запорных клапанов арматуры (заказчик – Газпром), корректирующие двигатели для микроспутников (получил поддержку Роскосмоса), велосипед из материалов, бывших в употреблении (например, пластиковых бутылок), вулканизация особого назначения – производство резины любой формы и сложности, беспилотные летательные аппараты (установлен российский рекорд по дальности и длительности полета), мобильная радиостанция, работающая в арктических условиях, сварка трением с перемешиванием и другие.