Александр БУРКОВ: «Планируем рассмотреть повышение тарифов на капитальный ремонт для населения на следующий год»

Дата публикации: 13 мая 2021

28  апреля губернатор Омской области Александр БУРКОВ провел пресс-конференцию, на которой более часа отвечал на вопросы журналистов. «Коммерческие Вести» публикуют наиболее интересные и информативные ответы губернатора. 

Об инфраструктурных бюджетных кредитах

В Послании Президента РФ Федеральному собранию речь шла об инфраструктурных бюджетных кредитах. Есть ли понимание, как Омская область может распорядиться ими?

– Я бы отметил возможность не только получения субъектами РФ дешевых инфраструктурных кредитов, но и замещения коммерческих кредитов на бюджетные. Это важно для большинства регионов. У нас 22 млрд. рублей – коммерческие кредиты. Мы снизили процентную ставку за три года – с 9% практически до 6%. Это средний показатель. Тем не менее сейчас появляется возможность часть заместить на бюджетный кредит и уменьшить платежи по процентам коммерческим банкам. За прошлый год наша область заплатила 1 млрд. 200 млн. рублей только процентов за коммерческие кредиты, которые были взяты еще лет пять назад.

Для Омской области тема возникла вовремя, потому что у нас готовы несколько крупных инфраструктурных проектов. Это аэропорт Федоровка и строительство Северного обхода.

Северный обход еще в 80-е годы обсуждался в ЦК КПСС и в Совете Министров Советского Союза. Он, кстати, рассматривался как один из способов решения экологической проблемы города. На сегодняшний день областным правительством сделаны предпроектные работы, выбрана трассировка, определен вид дороги – 4 полосы по 3,75 м каждая. Важно, что 62 км Северного обхода нам позволят использовать золошлаковые отходы, которые скопились на территории города. Их объем – 76 млн. тонн. При строительстве обхода мы сможем использовать 6,5 млн. тонн. Расчетная стоимость очень высокая – более 42 млрд. рублей. Основные затраты пойдут на строительство нового моста через Иртыш – 19 млрд. рублей. Порядка 450 млн. рублей – на мост через Омь. Мы буквально вчера обсуждали эту тему с вице-премьером Правительства РФ Маратом Шакирзяновичем ХУСНУЛЛИНЫМ и с руководителем госкомпании «Росавтодор». Думаю, у нас будет возможность за счет применения новых технических решений снизить стоимость этой дороги. И появляется возможность после бюджетного Послания президента направлять средства всего под 3% на строительство Северного обхода.

По аэропорту Федоровка, как вы знаете, у нас есть инвесторы. Это компании «Новапорт» и «Аэропорты Регионов». Необходимо найти федеральные или кредитные средства на строительство взлетно-посадочной полосы и аэронавигационных систем. Считаю, что в рамках реализации послания мы два эти проекта можем заявлять. Да, это проекты будущего, которые не один год будут строиться, но в течение пяти лет, считаю, их можно реализовать.

– Вы не опасаетесь, что инфраструктурные кредиты могут стать препоной для развития регионов, что это инструмент перекладывания финансовой ответственности с Федерации на регионы?

– В жизни вообще нет простых решений. Но если мы не будем  иметь бюджета развития, у нас не будет будущего. Если мы хотим, чтобы омичи не уезжали из региона, надо инвестировать. Ничего другого. Почему я настаивал на принятии постановления об ОЭЗ «Авангард»? Потому что это возможность привлечь бизнес, который вкладывает средства. У нас появляются новые рабочие места с высокой заработной платой. Важно создать конкуренцию среди рабочих рук. Почему у нас низкая заработная плата? Потому что высокий уровень безработицы. Чем больше спрос на рабочие руки, тем работодатель вынужден больше поднимать заработную плату. Почему я бился за ракету «Ангара»? И сегодня ведется набор рабочего, инженерного состава на «Полете». Почему мы сегодня работаем с Объединенной двигательной строительной компанией по увеличению объемов заказов на заводе им. Баранова? Закончили испытательный стенд в Крутой Горке, значит, будем двигатели сюда затаскивать, и моя задача – чтобы было конечное производство, конечная сборка двигателей. Я был на Омскшине. Руководство жаловалось: начали строить Дворец спорта «Авангард», а тут реконструкция на нефтезаводе – весь народ туда побежал, потому что зарплата выше. Теперь смотрю: они на Омскшине пересматривают коллективный договор – увеличивают зарплату своим работникам. Результат? Результат!  Не знаю, какие мысли у федерального Минфина, но мне кажется, они благие.

О здравоохранении

– Пандемия выявила определенные проблемы в здравоохранении. Президент РФ отметил необходимость модернизировать первичное звено здравоохранения. У нас в регионе этот проект реализуется?

– Омской области выделено более 8 млрд. рублей на 5 лет для реализации этой программы. В рамках нее мы должны будем отремонтировать более 300 объектов здравоохранения, построить в первичном звене более 120 – это амбулаторные больницы, ФАПы. Также будет приобретено более 1200 единиц медицинского оборудования, более 300 автомобилей.

Ситуация, конечно, в системе здравоохранения непростая. Да, есть больницы, в которые сегодня страшно заходить. Тем не менее мы работаем. Нам удалось за три года приобрести 9 КТ, три МСКТ. Сегодня их у нас 13. Это помогло в период пандемии. То, что не хватало коек, – это проблема не только нашего государства. Посмотрите, в Европе в разы хуже. И мы развернули коек 3680, т. е. в два с лишним раза больше (планово было 1500). Кстати, в период пандемии за счет помощи федерального центра смогли обновить оборудование ИВЛ. В целом по региону было около 560, из них более 400 – со 100-процентным износом. За 2020 год купили 413 новых ИВЛ. К счастью, такое количество не понадобилось: практика показала, что было занято 8-10%.

Сложности были, они остаются, тем не менее мы шаг за шагом идем к модернизации всей системы здравоохранения. Улучшения есть. По вакцинации Омская область находится в десятке лучших регионов. На 27 апреля мы вакцинировали 16,8% от планового показателя, или более 151 тысячи человек. Мне кажется, что система начинает работать более слаженно.

О благоустройстве

– В феврале 2020 года на сайте мэрии появилась информация о соглашении с Газпромом благоустройствацентра города на 2 млрд. рублей. Были определены места. Почему работы не начались? Придут ли эти деньги?

– Финансирование приостановлено со стороны Газпрома. Они испытывают определенные экономические сложности. Вы знаете, что они потеряли большой объем рынка в Европе – идет снижение  реализации газа. Данное соглашение подписано, концепция сделана, все четыре улицы определены. Но реализация откладывается на более поздний срок.

– Программа Комфортной городской среды в Омске проходит с большими проблемами. Не выдерживаются сроки, к качеству работы есть претензии. Сейчас призывают голосовать за новые общественные территории, за эскизы. Они размещены размером с почтовую марку, т. е. разглядеть, за что голосуешь, невозможно.

– Я с муниципалитетом этот вопрос проработаю. По качеству строительства проблема есть. Колоссальная. Она была не только при реализации Комфортной городской среды. Мы фасады в 2019 году делали, в итоге 20 домов  доделали только в 2020 году, еще 2 дома перешли на 2021 год. Но тем не менее 167 домов отремонтировали. Сегодня мы видим уже не осыпающиеся фасады, а красивые. Руки опускать не надо, надо идти дальше. И в этом году будет сделано более 200 фасадов. Мы столкнулись с проблемами строительства при реализации социальных объектов. Тем не менее в прошлом году 3 детсада построили, один купили, школу на 1122 места построили. В этом году строим 10 детских садов и 6 школ. Движение есть. И строительная отрасль подтянется. Не было раньше такого объема заказов, не готовы строители. Многие работали в других регионах. Сейчас мы разогнали спрос на жилье за счет льготной ипотеки: президентская – под 6,5% и наша областная с банком ДОМ.РФ от 2,9 до 4%. 800 семей уже получили ипотечные кредиты. И сегодня строители еще строят, а все квартиры уже проданы. Это тоже определенный результат. Строительная отрасль подтянется. Время нужно.

Мы пытаемся создать конкуренцию среди строителей, привлекая компанию «Эталон» из Москвы, компанию «Брусника», потому что это будет влиять на качество жилья. «Брусника» строит дома с закрытыми дворами, где не стоянки для машин, а детские площадки и места отдыха для старшего поколения. А машины заезжают только в подземные стоянки или стоят снаружи. Да, многих раздражает, что придется подтягиваться к этим стандартам, но другого варианта нет.

– В чем необходимость разделения и благоустройства дендросада, если омичи против?

– По дендропарку вопрос больше, мне кажется, не экологический, а недоверия к власти. Так исторически было: переводят землю из одного статуса в другой, а потом появляются торговые дома или жилые массивы. Здесь решение принято не снимать охранный статус! Это будет природный охраняемый парк. Я сам в 2018 году настаивал на том, чтобы распространить на всю территорию природно-охранный статус. И он сохранится. Там можно будет делать только благоустройство и строительство временных сооружений. Никакие капитальные строения – ни жилье, ни киоски строить нельзя!

О проектах

– Недавно вы длительное время были в Москве, у вас предполагалась встреча с Владимиром ПУТИНЫМ. Состоялась ли она? Если нет, то что вы делали в Москве, какие вопросы решали?

– Любая встреча губернатора с президентом сразу освещается. Я часть времени был в отпуске. Часть работал с правительством. Начали решать и вопросы по Северному обходу, по аэропорту Федоровка. У нас с вами много вопросов по экологии. Это и достройка гидроузла, потому что  миллиарды, которые потрачены, мы не можем бросить. Он включен в федеральную программу развития водных путей, поэтому работали по выделению финансирования под этот объект. Также у нас не решен вопрос с определением собственника Мангутского канала. Мы ежегодно вынуждены объявлять ЧС и очищать его. Вы знаете, мы входим в 12 городов, которые были отражены в 204 указе президента. Сейчас утверждается перечень веществ, которые с 2029 года будут контролироваться в автоматизированном режиме. Во-первых, мы  хотим этот срок перенести на более ранний, а во-вторых,  расширить линейку вредных веществ. Еще важный вопрос – это судоходство по Иртышу. Мы должны использовать возможность выхода на Северный морской путь, а соответственно, нам нужно повышать судоходность на реке и решать вопрос обновления инфраструктуры и строительства нового речного флота.

– Вы упомянули два крупных проекта. Есть ли другие?

– Мы сегодня прорабатываем с соседями строительство дороги от Тобольска через Усть-Ишим, Тару, Седельниково с выходом на Новосибирскую трассу. Эта дорога очень важна, чтобы оживить жизнь в северных районах. В ней заинтересованы и тюменцы, и новосибирцы, и даже Томский регион. Это будет, конечно, уже после 2025 года. Хотим этот участок передать на федеральный уровень.

Для Омска большой проект – строительство набережной. В этом году мы выделяем средства на изыскательские работы. Ведутся переговоры с ВЭБ.РФ по финансированию и выбору финансовой схемы. Считаю важным объект, который мы спроектировали за областные деньги, – это детская инфекционная больница на 300 коек. Сейчас стараемся получить средства из федерального бюджета. Своими деньгами эту проблему не решим.

Плюс газификация. На этот год большой Газпром уже начал инвестировать более 500 млн. рублей. Есть очень важные объекты для сельской местности по программе «Чистая вода». Мы сегодня начали реконструкцию водопроводных сетей в Исилькуле, в Красном Яре Любинского района, в Тюкалинске, в селе Куликово Калачинского района. Плюс будем реконструировать систему водоотведения, очистные сооружения, канализацию в Кормиловке. В ближайшие два года вместе с Федерацией направим более 500 млн. рублей на обеспечение чистой водой жителей, проживающих в сельской местности. Масштабный проект – ОЭЗ «Авангард», где запланировано 23 млрд. инвестиций и гарантировано создание около 800 рабочих мест.

– Вы сказали, что стоит задача развивать судоходство. Что конкретно будет делаться?

– Мы в нескольких направлениях работаем. Во-первых, с Казахстаном через федеральное Минприроды по увеличению воды. У нас взаимный интерес – казахам необходима вода из реки Урал, а нам – увеличение объемов пропуска из Иртыша. Буквально в январе я выступал на межправительственной комиссии под руководством министров России и Республики Казахстан. Второе направление – это развитие речной инфраструктуры: причальных стенок, портов. Мы даем предложения в Минтранс. Там разрабатывается стратегия развития водного транспорта до 2030 года, и сейчас в рамках поручения Президента рассматривается возможность принятия нового нацпроекта развития водного транспорта, который будет включать и сибирские реки, и Волго-Донской бассейн. У нас создана рабочая группа, которую я возглавляю. В нее вошли представители федерального Минтранса. Ведем переговоры с ЯНАО, ХМАО по поставкам с территории Омска строительных материалов и продуктов питания на Север. Это один из важных этапов увеличения объемов перевозки водным транспортом. В советские годы мы по Иртышу перевозили более 9 млн. тонн грузов. Сейчас, к сожалению, этот объем снизился в 50 раз. Но в Иртыше есть интерес и у казахстанской стороны. Пока идет диалог, поиск объемов, и параллельно мы ведем переговоры по строительству судостроительного завода для производства барж, кораблей «река-море». У компании «Мост», которая находится в Омском районе, есть большой земельный участок, причальная стенка, рассматриваем, готовы ли они выступать инвесторами в этом проекте. Мы понимаем, будущее у водного речного транспорта есть.

Об уголовных делах

– В последнее время силовые структуры уделяют особое внимание высокопоставленным лицам в регионе. Не так давно было возбуждено уголовное дело в отношении главы Фонда  капремонта Марины СТЕПАНОВОЙ, объявлен в федеральный розыск Александр ЧЕТВЕРИКОВ, есть неподтвержденная информация, что правоохранительные органы интересуются деятельностью муниципального предприятия в связи с ремонтом домов. Как на этих постах оказались такие люди, считали ли вы их членами своей команды?

– Безусловно, те, кто работает в правительстве, являются членами команды. К сожалению, нет у нас возможности поставить при входе в правительство рамку, которая бы оценивала – может человек преступить закон или нет. Если вы говорите о моем коллеге из партии «Справедливая Россия», то я сам инициировал проверку «Зерна Сибири». Направил документы в прокуратуру и в УВД по Омской области с просьбой возбудить уголовное дело. Оно возбуждено. Есть фигуранты, ведется разбирательство. Более того, многие должностные лица были сняты по результатам проверки и тоже оказались фигурантами уголовных дел. Это и министр здравоохранения, и замминистра строительства, и замминистра сельского хозяйства. Эта работа ежедневная. Если человек начинает работать на свой карман, а не в интересах региона, он выпадает из команды губернатора. Таков мой вердикт.

– Что будет с «Зерном Сибири»?

– Будет жить и развиваться. Есть наработки экспортных поставок. За последние три года объем экспорта областных аграриев вырос в 2,3 раза, 260 млн. долларов мы в 2020 году реализовали на экспорт. Это колоссальный рост. И свой вклад внесла эта компания.

О качестве жизни

– Жители трех северных районов остались без газа. Оплата за коммунальные услуги у них выросла в несколько раз. Они ежемесячно вынуждены платить за отопление 18-20 тыс. рублей. А разовая материальная помощь, которую вы им предложили, не решает вопроса.

– Если не хватает компенсации, значит, будем пересматривать ее уровень. На данный момент из трех скважин работает одна, остальные обводнены. Мы рассчитываем попробовать еще раз горизонтальное бурение 6-й скважины. Результаты, конечно, предсказать невозможно. Сейчас изыскиваем средства, чтобы провести текущие ремонтные работы. Если говорить в целом об обеспечении газом северных районов, то с большим Газпромом у нас дело сдвинулось с мертвой точки. Речь о газопроводе в Большеречье. Мы должны его в 2022 году закончить. По программе 2021-2025 годов мы с Газпромом достигли соглашения: они будут проектировать и строить газопровод до Тары. А там уже, используя существующий газопровод с Тевризского месторождения, мы можем обеспечить и Знаменский район, и Тевризский, и Тарский. На данный момент как страховочный вариант – электротермия. Мы вложили большие средства в смену трансформаторных подстанций, усиление проводов и установку электрокотлов в многоквартирных домах Тарского района и Тевризского. По общим затратам и субсидиям разберемся. Я себе пометил.

– Ведутся ли переговоры с Газпромом по бесплатному подведению газа в границах земельных участков?

– Это проговаривается. Так называемая последняя миля. Но меня больше волнует другой момент. Когда газ к домам граждан подведен, неподъемным оказывается само подключение, котел, высокая стоимость работ газовых компаний, потому что это монопольный рынок. Подключение обходится 150, а то и 200 тысяч рублей. Ни один пенсионер себе это сегодня позволить не может. И сейчас Министерство энергетики и ЖКК рассматривает по моему поручению вопрос рекомпенсации затрат по подключению газа.

– Тарифы на капремонт не поднимались 7 лет. Чего нам ждать?

– Безусловно, ждать повышения тарифов. И федеральное ведомство на этом настаивает. Мы имеем самый низкий тариф в СФО. И нам не хватает средств для выполнения в полном объеме программы капремонта. В этом году мы будем закрывать его за счет кредитов, бюджет возьмет на себя погашение процентной ставки для Фонда капремонта. Планируем рассмотреть повышение тарифов для населения на следующий год. На какой процент – будем смотреть с учетом доходов населения.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/may/16_17/127527