Сапун-гора, Херсонес Таврический и другие Севастопольские рассказы

Дата публикации: 14 мая 2021

Омская журналистка – о впечатляющих визитах в легендарный город. 

Татьяна КРАВЕЦ

С детства Севастополь ассоциировался у меня с загадкой: «В каком городе есть один мужчина и сто женщин?». Конечно: Сева и сто Поль (то есть Полин). С возрастом появилась военная ассоциация: оборона города в 1854 году, бои за Сапун-гору в 1944-м...

А побывав не раз в последние годы в Севастополе, получила целую мозаику ассоциаций: с пляжным отдыхом, винным туром, археологическими сюрпризами и многим-многим! Город – вне сезона. И привлекателен при любой погоде!

Роскошь или комфорт?

В первый визит последних лет решила не мелочиться – город-легенда, поживу в дорогом (пятизвездочном) отеле на мысе, с одной стороны – Стрелецкая бухта, с другой – Круглая. Несколько сияющих корпусов (стекло и бетон), просторные номера, четыре ресторана, один – в виде старинного корабля, СПА-центр, открытый и закрытый бассейны и большой собственный пляж. Плюс повсюду хвойные уголки и цветущие розовые кусты. Шик, блеск, красота! Поначалу. А потом…

Пляж, да, был в пяти минутах ходьбы от корпуса, однако с погодой не сложилось. Ладно, что же огорчаться – решила совершать променады по красивой набережной и любоваться морскими закатами, а искупаться можно в бассейне отеля. Пришла в закрытый (непогода же) и очень загрустила: бассейн оказался не слишком большим и плавать пришлось от силы полчаса. Потому как на весь день в этот бассейн были расписаны группы: беременных, мам с грудными детьми, малышей, подростков…

– Простите, когда же клиентам отеля можно вдоволь поплескаться? – подошла я к дежурной даме.

– Так с утра, часов в шесть никого нет, – выдала дама на голубом глазу.

– Я приехала отдыхать и должна вскакивать ни свет ни заря? То есть для постояльцев вашего дорогого отеля предусмотрено лишь ограниченное время…

От моей претензии у дамы появилось подобие улыбки с однозначным смыслом: не нравится – не приходите.

Следующее разочарование – в огромном по квадратным метрам номере вай-фай ловился еле-еле. Не раз пришлось спускаться в холл, где с Интернетом оказалось получше, да и то чуть-чуть.

Вот так роскошь. Жить в ней оказалось некомфортно. Один ресторан-корабль впечатлил: вид на бухту шикарный, кухня приличная! В последующие годы не раз звонили из отеля и приглашали отдохнуть со скидкой – уже никак не потянуло (мест «вкусно с видом» в Севастополе немало).

К слову, о пляжах – скоро же снова лето. В другой визит я загорала успешно как на городском в центре, так и в разных бухтах. Севастопольцы говорят, что у них больше двух десятков пляжных зон: с шезлонгами, зонтиками, кафе, с пологими входами и глубоководные. А отдельные ценители утверждают, что лучшие побережья в окрестностях города – это у мысов Айя и Фиолент (Балаклавский район, была – подтверждаю), в бухтах Ласпи и Батилиман (не была – взяла на заметку).

Про детали сражений

Боевых подвигов в истории Севастополя не счесть. Наверное, кто-то сразу вспомнит морские сражения! Какие проходят парады кораблей Черноморского флота! От знаменитой Графской пристани! За два столетия Пристань отметилась яркими историческими событиями – как, к примеру, встреча адмирала Нахимова после Синопского победного сражения с турками (1853 год), или проводы Шмидта на крейсере «Очаков» на помощь восставшим кораблям (1905 год).

А для меня сила и мощь севастопольских защитников ярко проявились в… отдельных деталях последней войны.

Первая деталь – из музейного комплекса «Оборона Севастополя 1855 года», где в честь отражения штурма Малахова кургана англо-французскими войсками русский художник Рубо создал панорамное 115-метровое полотно. Словно попадаешь на поле боя – так впечатляет. Но я вышла в потрясении от другого. От того, как спасали панораму в годы Великой Отечественной. От попавшей в здание бомбы полотно загорелось: моряки и солдаты бросились в огонь – стали разрезать холст на части и… обматывать вокруг своих тел. Они сумели вынести 86 фрагментов! В том числе с Дашей Севастопольской, девушкой с коромыслом на плече, ставшей впоследствии первой сестрой милосердия – получилось сквозь стекло «резаный» фрагмент сфотографировать. После войны полотно возрождали семнадцать (!) художников.

Другой сильный момент – Сапун-гора. Почти 22 месяца немцы создавали здесь оснащенный плацдарм для своей армии, а советские воины в 1944 году взяли этот «каменный рубеж» за… 9 часов! И обеспечили освобождение Севастополя. Я ходила по окопам, блиндажам и чувство гордости буквально распирало.

Не знаю, может, я так по-особенному прочувствовала эти нюансы потому, что накануне несколько дней впитывала общую военную атмосферу города. Гуляла с утра до вечера – без оглядки на дождь и ветер (к сожалению, выпала пара хмурых дней). Ну как не восхититься величественными крейсерами, корветами и катерами! Как не улыбнуться бравым морякам: и пусть их форма и мужественность нанесут непоправимый вред моему романтичному сердцу, главное – чувство, что рядом надежные защитники.

Этажи-эпохи

– Да зачем мне смотреть руины Херсонеса? Я видела античные камни Рима, после них все другие кажутся незначительными, – сказала попутчице, с которой сидела рядом в автобусе на экскурсии. Поездка была обзорной, с заездом в музей-заповедник и посещением его по желанию за дополнительную плату.

– Зря вы так, – заметила сопровождающая, услышав мои слова. – Билет стоит дешево (порядка 200 рублей), а впечатление будет большое. Не пожалеете. Каждые камни неповторимы.

Мне стало неловко, и я поспешила к кассе вслед за другими сотоварищами. В самом деле, что заартачилась. Лучше гулять по археологическому парку, чем коротать время на лавочке у входа в ожидании отъезда.

– Как я могла не пойти сюда? – удивлялась уже через десять минут после начала рассказа гида-археолога. Девушка-горянка (не смогу объяснить, почему пришло это определение) была столь очаровательна внешне и с таким интересным акцентом говорила, что вся наша автобусная группа слушала ее, открыв рты. Повезло, однако – и познавательный момент, и эстетический, ведь красототерапия полезна для души.

Херсонес Таврический – пятый век до нашей эры: греческое основание, римское присутствие, византийское владычество. Здесь крестился князь Владимир. Раскапывают уже 200 лет Древние улочки, городище, театр, храмовые руины…

– А эти двухэтажные дома, они для знати? – поинтересовалась я, оказавшись у раскопок одного поселения. В комнате в углу виднелся вскрытый грунт, и глаз уловил внизу в проеме тоже очертания жилища.

– Нет, не двухэтажные дома, – с едва заметной улыбкой пояснила горянка. – Внизу помещение Византийского периода. Со временем оно было сровнено с землей. И над прежними появились новые постройки – уже эпохи Возрождения.

С ума сойти! Небольшой слой земли – это целая эпоха, разделяющая две другие! Сколько же здесь еще копать-искать-удивляться! Наверное, со стороны наша группа с открытыми ртами была похожа на диких неучей.

Через несколько дней после экскурсии самостоятельно поехала в Херсонес – почувствовать вечность иногда хочется наедине с собой.

Женский напиток и… мужские ноги

Во время посещения в Севастополе фирменного магазина (винзавода) увидела рекламный проспект – экскурсия на производство с дегустацией продукции. И по рекламному купону скидка в пять процентов. Взяла просто так, а потом подумала – почему бы нет: предприятие недалеко от города, с транспортными маршрутами освоилась. Поехала, в нужном месте сделала пересадку, прибыла. И надышалась впечатлениями!

Честно говоря, не скидка (так себе процент) и близкое расположение к городу (недалеко другие винодельни) были главными причинами для посещения избранного завода. А его продукция. Попробовав многие крымские нектары, я поняла, что те вина мне нравятся и подходят больше всех: легко пьются, имеют приятное послевкусие и наутро абсолютно не болит голова. Как рассказал таксист, его жена называет эти напитки шампанским без газа. Просто женский вариант!

Компания таких же обладателей купонов собралась приличная – популярный, однако, магазин в городе! Вошли в подземные подвалы и ахнули – просторы и лабиринты! Гид сразу отметил, что по территории абсолютный рекорд среди других заводов: помещаются 700 бутов (емкости до 20 тонн) и 7 тысяч бочек (в некоторые входит до одной тонны).

Из всех рассказов о традициях, рецептах, технологиях мне на душу упали «хмельные» моменты (бросьте камень, кто без недостатков). Во-первых, необходимость долива вина в бочки – испаряется каждый день чуть ли не по литру (смех и остроты группы!). И мы те испарения наяву ощутили – у некоторых даже четкость фотоприцелов чуть поехала.

Во-вторых, способ чистки забившихся пор древесины, которые позволяют вину дышать. Ну, казалось бы, 21 век, столько механизмов и чистящих средств, но нет – лучше по старинке. Открыл в бочке «форточку» размером 40 на 25 сантиметров, залез внутрь (истинно так!) и ну ее чистить. Да не в тишине и спокойствии, а в разговорах с напарником, оставшимся по другую сторону. Никак нельзя одного работника в бочку запустить: от винных паров и респиратор не спасает, бывает, теряет сознание. Тогда напарник за ноги вытаскивает его наружу.

После этой информации я прониклась к винной продукции завода еще больше – ведь для изготовления столько мужских сил приложено!

P.S. Примагнитило

Как уехать без сувенира на память. Я выбирала среди календарей, картин, кружек и прочей морской красоты. Долго листала, искала, рассматривала. И, елки-палки, выбрала…

На морской прогулке по бухтам перед тем, как отчалить, на кораблик заглянули энергичные люди и предложили сфотографироваться, а по возвращении получить готовый фотомагнит. Согласилась: классно же иметь единственный-неповторимый и, главное, настоящий морской сувенир. Нашла место на кораблике – позировала на фоне видневшихся вдали военных кораблей. Вернулась, выкупила свой магнит (за триста рублей) и, счастливая, распрощалась с полюбившимся городом.

Но не сразу домой отправилась – заехала к родителям, где, конечно, презентовала тот сувенир, а мама его сразу на дверцу холодильника прикрепила.

– Ты зачем на фоне досок в Севастополе фотографировалась? – поинтересовалась невзначай прибывшая сестра.

– Какие еще доски? Корабли должны быть… – я ринулась к холодильнику.

Черт побери, доски причала. Вот горе-фотограф, как сместился от моего фона и перешел от фаса к полупрофилю. Куда я смотрела, когда покупала? Хотя, понятно куда – корабли как магнит притягивали взгляд.

Теперь только и остается любоваться подписью «Севастополь» и вспоминать загадку про название.

 

Фото к материалу

Вечерний променад по собственному пляжу пятизвездочного отеля: купаться, увы, не довелось из-за погоды. В бассейне отеля, к сожалению, тоже не повезло. Зачем польстилась на роскошь?

 

Ресторан-корабль на территории дорогого отеля. С ним удачно: хороший вид и интерьер, вкусная кухня!

 

Дождливое утро Севастополя. А все равно впечатляет!

 

Спасенный в Отечественную войну фрагмент полотна «Оборона Севастополя» – моряки и солдаты разрезали его на части и обматывали вокруг своих тел

 

На Сапун-горе гордость переполняет: немцы 22 месяца создавали оснащенный плацдарм, а советские воины взяли его за 9 часов!

 

Глубина веков Херсонеского поселения – подумалось, что двухэтажный дом, а оказалось – дома разных эпох, построенные друг над другом.

 

В лабиринтах подвалов крымского винзавода чуть «съехала» четкость, что не удивительно – ведь в день до литра вина из бочек испаряется!

Фото автора



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/may/16_17/sapun-gora-hersones-tavricheskiy-i-drugie-sevastopolskie-rasskazy