Вадим ФИЗИКОВ: «Если душа не пережила чего-то очень глубокого, то поэзии не может быть. Это мое глубочайшее убеждение. Голодному лучше пишется»

Дата публикации: 20 мая 2021

12 мая в печать подписана книга стихов убитого в 1996 году депутата Законодательного собрания Омской области и замдиректора ОАО «Омскшина» Олега ЧЕРТОВА.

Она выйдет в ближайшие недели в серии «Поэзия омского Лукоморья». А выпускает эту серию литературовед, много лет работавший деканом филологического факультета Омского государственного педагогического университета, Вадим ФИЗИКОВ на деньги, которые предоставил его сын, живущий в Санкт-Петербурге.  Об этих книгах, о роли таланта и образования в формировании поэтического дара обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО и поговорила с ним.

– Вадим Михайлович, как появилась идея издания творчества омских поэтов?

– Я 50 лет преподавал в Омском государственном педагогическом университете, работал на кафедре русской и зарубежной литературы. И за время этой деятельности у меня накопилось много материалов. Отчасти они были напечатаны, отчасти – нет. И в 2010 году мой сын Михаил Вадимович, который с 17 лет живет в Санкт-Петербурге, предложил мне издать сборник статей по истории русской литературы, об омских писателях и поэтах. Я назвал книгу «Скромная служба при тексте». Это фраза из статьи гениального литературоведа Сергея Аверинцева в Краткой литературной энциклопедии. Книга вышла тиражом 1 тыс. экземпляров в Санкт-Петербурге и вся разошлась. Это был мой первый опыт издания с помощью сына.

В 2012 году я вышел на пенсию и продолжал писать, интересоваться новыми книгами, и в первую очередь творчеством омских поэтов и писателей. В нашей домашней библиотеке более 10 тысяч томов. К сожалению, в Омске в последние годы стало очень плохо с профессиональной литературной критикой, по сути, ее почти нет. После того как ушли из жизни такие профессионалы, как Ефим Беленький, Эдмунд Шик и один из моих товарищей Сергей Поварцов, стало пустынно. Есть профессиональный критик Валерий Хомяков в Омском государственном университете, но в последние годы он от литературно-критической деятельности отошел.

– А среди юных поколений критики есть?

– Молодежь тоже появляется – существует собрание «ПарОМ». Его участники предпринимают попытки критического осмысления литературы. Но это первые опыты. Пока робкие. И в связи с тяжелой ситуацией с критикой литературному процессу в Омске развиваться непросто. Авторам нужна критика, особенно если она профессиональная, объективная и пишется из любви к поэту, а не для того, чтобы над ним поязвить. Кроме того, в Омске очень трудно публиковать статьи. У нас есть несколько литературных журналов, но они печатаются нерегулярно. Литература буквально выживает. Все диктует так называемая госпожа Прибыль.

И вот у меня собралась новая книга статей. Перед 300-летним юбилеем Омска я нашел вроде бы издателя. Тогда омской муниципальной культурой заведовал Владимир Васильевич Шалак. Человек заинтересованный, опытный. Когда он узнал, что у меня есть книга об омских писателях и поэтах, то загорелся – давайте мы ее издадим. Но потом оказалось, что денег нет... Через несколько месяцев по совету друзей я отважился обратиться к нашему экс-губернатору Леониду Константиновичу Полежаеву. Он ведает большим фондом, который в том числе и книги издает, причем очень хорошего качества. И я решился, поехал, предоставил ему материалы. Он мне, правда, ничего не обещал, сказал, что вопрос – кого они будут издавать в следующем году – решится попозже. С тех пор все замолкло, меня даже не известили – да или нет. И я положил все материалы на полку.

Через несколько месяцев, зная о моих сожалениях, мой сын Михаил опять меня выручил. Родная душа. Он сказал так: «Давай издадим твою книгу, но только со статьями об омских поэтах». Я удивился: почему только поэтов? А он говорит: «Хочу предложить тебе необычный формат. Мы напечатаем твои статьи об омской поэзии, а вслед за ними издадим книги избранных стихотворений омских поэтов. Кого – ты выберешь сам». Он поставил условие, что книги должны выглядеть достойно, быть изящными по оформлению, в солидной обложке. Сначала я думал: поскольку мне хорошо знакомы руководители омских литературных союзов, посоветуюсь с ними, но потом понял, что советы будут субъективными. А если сам выберу, опираясь на свой вкус и опыт, тогда уже ни от кого зависеть не буду. Так и сделал. Со всеми поэтами, кого выбрал, поговорил. Они приняли идею – кто с большим энтузиазмом, кто с меньшим.

– Когда вышла первая книга?

– Этот проект был изначально рассчитан на два года – 2020 и 2021-й. Начинали мы во второй половине 2019 года. В первом томе «Поэзия омского Лукоморья» я опубликовал свои статьи об омских поэтах разных лет – и тех, кто давно ушел, – о Тимофее Белозерове, Леониде Мартынове, и о тех, кто ныне живет и творит. Там есть портреты всех, о ком идет речь. Эта книга дала название и логотип всему проекту. С октября 2019 года вышло уже семь томов: мой, затем в декабре 2019 года – к 90-летию со дня рождения Тимофея Белозерова – «Счастье бытия». Это был мой первый опыт составления чужой книги. Я очень волновался, как получится. Вступительную статью, которую у нас обычно готовят авторы, собрал сам – из разных публикаций Тимофея Белозерова: выбрал фрагменты и соединил так, чтобы «швов» не было видно. Третьей в январе 2020 года вышла книга (тоже к юбилею) Татьяны Четвериковой. Четвертой в марте 2020-го стали «Времена жизни» Галины Кудрявской. А потом пошли безъюбилейные издания – Вероники Шелленберг «Снегопад-проводник», Николая Кузнецова «Не так ли звуки в музыку текли». Последняя книга особенная: когда она созда...

Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/may/18/127679