«Они говорят, что денег не хватает»: с 15 мая часть перевозчиков Омска подняли стоимость проезда

Дата публикации: 20 мая 2021

Мэрия поддержит омичей новой схемой движения муниципальных маршрутов. 

«Демарш частных перевозчиков» стал поводом для проведения 14 мая в Администрации Омска пресс-конференции и. о. директора департамента транспорта Вадима КОРМИЛЬЦА и его заместителя Игоря КОЖУХОВА. Дополнительно в мероприятии приняли участие депутаты Омского Горсовета, представители СибАДИ и перевозчиков.

Имеют право

Вадим КОРМИЛЕЦ начал беседу с того, что прояснил правовой момент, касающийся перспективы повышения стоимости проезда частными перевозчиками Омска:

– 220-ФЗ обозначает два вида перевозок – по регулируемым и по нерегулируемым тарифам. В первом случае тарифы устанавливают органы государственной власти или органы местного самоуправления. Во втором случае тариф устанавливают для себя и применяют перевозчики. Для них федеральным законодательством не предусмотрена обязанность обеспечивать льготный проезд и безналичный расчет при оплате проезда.

Таким образом, спикер сразу уточнил, что, поднимая стоимость проезда, перевозчики находятся в своем законном праве и с юридической точки зрения предъявить им нечего.

Ретроспектива

Сегодня пассажирские перевозки в Омске осуществляются по 135 маршрутам, из которых 68 – с регулируемым тарифом и 67 – с нерегулируемым тарифом. КОРМИЛЕЦ рассказал, что в 2019 году департамент неоднократно проводил переговоры с частными перевозчиками, в результате которых была достигнута договоренность о том, что перевозчики добровольно приобретут транспортные терминалы, заключат соглашения с МП Омска «Пассажирсервис» и будут использовать безналичную форму оплаты проезда с предоставлением установленных льгот.

– В октябре 2020 года часть перевозчиков, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам, повысили стоимость проезда в одностороннем порядке при оплате безналичным способом с использованием электронных проездных билетов для студентов, пенсионеров, граждан и с использованием бесконтактных способов оплаты банковской картой и т.д. Проезд стал стоить от 25 до 27 рублей, – сообщил спикер.

Компенсация

Для поддержания перевозчиков администрация Омска в конце 2020 года и в начале 2021 года совместно с Правительством Омской области увеличила размер возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда при использовании электронной транспортной карты для отдельных категорий граждан – всего 24 категории. Компенсация была увеличена на 2 руб. – с 18 до 20 руб. за перевозку каждого льготника. С 1 февраля 2021 года Правительство Омской области дополнительно на компенсацию льготных перевозок дополнительно выделило 46,4 млн руб.

Демарш

Но, как оказалось, предпринятых мер оказалось недостаточно.

– С 28 по 30 апреля этого года в адрес департамента транспорта и муниципального предприятия «Пассажирсервис» стали поступать письма и уведомления от некоторых частных перевозчиков о том, что с 15 мая принято решение перейти на взимание оплаты в полном объеме с пассажиров, включая студентов, школьников и пенсионеров, – по 30 рублей, вне зависимости от способа оплаты -как по безналу, так наличной формой оплаты, – проинформировал КОРМИЛЕЦ.

Все эти заявления поступили только от тех перевозчиков, которые входят в состав объединения СРО «Омские перевозчики», которое возглавляет ИП ГЕВОРГЯН Владимир Геннадьевич.

На сегодня 29 из 48 частных перевозчиков Омска уведомили дептранс о грядущем повышении стоимости проезда. Не поддержали инициативу коллег участники объединения «Омский транспортный союз» («Автодор») и часть предпринимателей, которые остались на прежнем тарифе и сохраняют льготы на проезд при безналичной оплате проезда.

– После вчерашнего начала обсуждения в электронных СМИ, не будем называть это утечкой, но информация стала активно обсуждаться. После вчерашнего активного, в том числе ночного даже обсуждения уже сегодня утром двое перевозчиков отозвали свои письма о намерении повысить стоимость проезда, – добавил и. о. главы дептранса.

Ушли в тень?

Вадим КОРМИЛЕЦ пояснил, что используемая муниципальными перевозчиками и рекомендованная частным перевозчикам автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) учитывает движение всех денежных средств и количество перевезенных пассажиров, позволяя оценить доходы и расходы перевозчиков, повысить прозрачность уплачиваемых ими налогов и сборов в бюджеты различных уровней, а также выплат работникам.

– Отказ перевозчиков работать в системе АСОП нами расценивается как попытка скрыть свои доходы и уйти в «серую зону» оплаты проезда наличными денежными средствами. Изменения, о которых нас уведомили некоторые перевозчики, коснутся самых социально незащищенных омичей -семей с детьми-школьниками, студентами, пенсионерами. Рост расходов на проезд при наличии в семье одного ребенка, ежедневно совершающего поездки до школы и обратно, составит 36%. Еще более негативно скажется на семьях с несколькими детьми-школьниками. Администрация Омска не может остаться в стороне от этой ситуации и вынуждена реагировать на этот демарш частных перевозчиков. Все пассажиры должны иметь возможность воспользоваться правом льготного проезда, – уверен чиновник.

Меры

Он рассказал о тех мерах, которые в департаменте транспорта стали продумывать сразу после поступления первых тревожных сигналов со стороны перевозчиков. В ведомстве разработали «мероприятия по обеспечению доступности транспортных услуг» для территорий, где нет маршрутов с регулируемым тарифом, а есть только нерегулируемым -читай, повышенным. Эти мероприятия представляют собой организацию работы укороченных и дополнительных маршрутов либо продление или изменение схем движения существующих маршрутов. Эти планы планируется реализовать «за счет дополнительных расходов администрации».

– Мы не оставим пассажиров один на один с этой проблемой, – заявил КОРМИЛЕЦ.

Маршруты

В качестве примеров он привел ряд маршрутов. Так, в связи с повышением стоимости проезда на маршрутах № 434 и 550 от Телевизионного завода через поселок Привокзальный организуют работу автобусного маршрута № 69 с регулируемым тарифом путем изменения конечного пункта – с железнодорожного вокзала на ПО «Иртыш».

Для дублирования частного маршрута № 500 будет организована работа муниципального маршрута № 94. Маршрут 31Н до пос. Светлый будет продублирован маршрутом № 61 и т. д. На территориях РЭБ, остановки ДСК-2, СНТ «Заря-2», «Заря-3», «Маяк-2», пос. Армейский, Новая Станица, до ул. 1-я Учхозная и 20-й Линии планируется организовать работу коротких маршрутов по регулируемому тарифу. Это будет, ориентировочно, с сентября 2021 года -после проведения конкурса, в котором примет участие Пассажирское предприятие № 8.

– Продление муниципальных маршрутов и организация работы коротких маршрутов предоставит гражданам возможность совершить поездку стоимостью 25 рублей, для пользователей карты «ОМКА» будет возможность бесплатной пересадки в течение 45 минут. Муниципальные автобусы в отличие от частных маршруток можно будет отследить в навигационной системе. В перспективе мы планируем, что будут использованы полунизкопольные автобусы и автобусы более высокой вместимости, чем используются в настоящее время. Я призываю пассажиров Омска для осуществления поездок использовать муниципальный транспорт, – завершил свое выступление г-н КОРМИЛЕЦ.

Обновление

О том, как нужно работать, чтобы не хотелось больше брать с пассажиров, рассказал заместитель директора ГК «Автодор» Александр БАКАЛОВ:

– Наша компания регулярно на протяжении последних трех лет занимается обновлением пассажирского подвижного состава. За эти три года мы обновили свой пассажирский состав на 100%, что позволяет нам снизить стоимость расходов по их содержанию, поскольку это новые транспортные средства. Ввиду того что они все используют в качестве моторного топлива пропан и бутан, мы дополнительно смогли уменьшить свои расходы по эксплуатации, поскольку заправка транспортных средств такого рода топливом предполагает более низкие расходы, чем у наших коллег, использующих другие виды моторного топлива. Эти два фактора позволили нам сохранить уровень цен для социально значимых слоев населения на прежнем уровне. От себя добавлю, что, регулярно обновляя подвижной состав, можно удерживать цену на том уровне, который позволяет на сегодняшний день быть актуальным для жителей нашего города.

Ищите нарушителей

Далее по теме встречи высказались другие гости мероприятия. Депутат, член комитета по вопросам ЖКХ и транспорта омского Горсовета Андрей БОНДАРЕНКО сказал, что видит только одно решение проблемы – как можно быстрее перевести все маршруты в регулируемые и запустить новую маршрутную сеть. Напомним, эта работа уже несколько месяцев ведется в департаменте транспорта.

Заместитель ректора СибАДИ Павел КОРЧАГИН отметил, что демарш перевозчиков многократно усилит нагрузку на омских студентов и предложил мэрии помощь с оптимизацией затрат на реализацию мер поддержки пассажиров.

Коллега Андрея БОНДАРЕНКО Юрий АРЧИБАСОВ призвал дептранс поискать нарушения в работе строптивых частных перевозчиков с тем, видимо, чтобы нащупать рычаги воздействия на них:

– Мы знаем, что частные перевозчики выполняют свой формат перевозок не в полном объеме и не всегда транспорт, заявленный на конкурсах, соответствует картам и свидетельствам перевозок. Фактически маршрутная сеть у нас не закрывается. Я думаю, что на очередном заседании комитета мы этот вопрос рассмотрим. Я хочу попросить департамент транспорта посмотреть, насколько перевозчики, которые написали заявления о повышении тарифа, соответствуют заявленным требованиям. Я уверен, что нарушителей будет много. Без муниципального транспорта нам не обойтись.

Вопросы

Представители присутствовавших на мероприятии СМИ уточнили, возможно ли как-то ускорить процесс перевода перевозчиков с нерегулируемым тарифом в регулируемую сферу деятельности. Ответил на вопрос Вадим КОРМИЛЕЦ:

– Ускорить процесс возможности нет, но сложившаяся ситуация подтверждает правильность принятого решения о том, что необходимо переводить всех перевозчиков на регулируемые маршруты. До конца 2021 года появится новая маршрутная сеть, и ориентировочно с июля следующего года администрация, дептранспорта планирует перевести перевозчиков из нерегулируемой категории в регулируемую.

Журналистов очень интересовало, почему все-таки перевозчики пошли на такой шаг и была ли в их уведомлениях прописана какая-то мотивация. Взявший слово заместитель директора дептранса Игорь КОЖУХОВ ситуацию не прояснил:

– Схема повышения по законодательству выглядит так: перевозчики издают собственный приказ о повышении стоимости проезда, направляют его в муниципальное предприятие «Пассажирсервис» для перепрограммирования транспортных терминалов и направляют нам уведомления о том, что они повышают тариф до такой-то суммы. Этот порядок прописан в законе Омской области № 18-24. За 28 дней перевозчик обязан уведомить организатора пассажирских перевозок, издать и направить собственный приказ предприятию, которое контролирует терминал. Письменных пояснений, мотивации законодательство не требует, поэтому нам они не были представлены. Но устно они говорят, что денег не хватает.

– Им не хватает денег, и поэтому решили снять их с наиболее социально незащищенных слоев населения. Это моя точка зрения. Наша задача – предоставить пассажирам альтернативу, чем мы и занимается, – резюмировал Вадим КОРМИЛЕЦ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/may/18/127681