Омские перевозчики уходят работать в другие города

Дата публикации: 20 мая 2021

В нашем городе работать на транспортном рынке невыгодно, утверждают предприниматели. 

«Омские перевозчики», объявившие о переходе на взимание оплаты в полном объеме с пассажиров, включая студентов, школьников и пенсионеров, по 30 рублей вне зависимости от способа оплаты (безналичного и наличного), продолжают выражать свою позицию. На официальном сайте СРО появилось несколько интервью, в которых предприниматели описывают свое сложное финансовое положение.

Фазыл ЗАЛЯЛИТДИНОВ рассказал порталу о выигранном конкурсе на обслуживание 72-го маршрута:

– В первые месяцы были одни убытки. Мало того что пассажиров в принципе стало меньше из-за пандемии, так еще из-за малого количества автобусов пассажиры ушли на другие маршруты. В общем, четыре месяца нам пришлось, как у нас говорят, раскатывать 72-й маршрут практически заново. Были даже мысли тоже отказаться от этого маршрута. И только к октябрю 2020 года мы почувствовали, что пассажиры к нам начали возвращаться. Было настолько все уныло, что весь наш бизнес был на грани. Многие коллеги в конце 2020 года думали: а будут ли тут перспективы? А не проще ли заняться чем-то другим? И действительно, некоторые перевозчики просто закрыли этот бизнес.

В 2021-м легче не стало:

– Взять хотя бы рост цен на компримированный (сжатый) природный газ (метан). В 2018 году один кубометр такого топлива стоил 14 рублей. В 2019 году – 16 рублей, в 2020 году уже 19 рублей. То есть за 4 года цена на газовое топливо выросла больше чем на 35%. Дизельное топливо тоже растет в год по два раза. Цены на запчасти, на резину, да и вообще практически на все растут.

Вячеслав ДОРОНКИН подтверждает, что пассажиропоток не восстановился:

– С нового года цены повысились на все: на резину, на запчасти, на ремонт и даже на мойку. Прибыль падает. Перевозчики вынуждены на всем экономить, в том числе и на материальном поощрении работников. А снижение мотивации заставляет водителей искать работу с большей зарплатой. Как следствие – острый дефицит водителей. А это приводит к снижению количества автобусов на маршруте. Пассажиры не могут дождаться нужный им автобус и выбирают альтернативные варианты перемещения по городу. Перевозчик недополучает выручку и ситуация только усугубляется. Самый крайний вариант такой ситуации – полное закрытие маршрута, что и произошло с маршрутами № 387 и 411. И думаю, это не последний печальный итог работы частных перевозчиков.

Единственный выход – менять цены на проезд:

– Трудно сказать, сколько мы еще продержимся, но без помощи нам не выжить. Я уже не говорю о приобретении новых автобусов. Город Омск для муниципальных предприятий приобретает новые автобусы, троллейбусы, трамваи. Это, конечно, хорошо для пассажиров. Но ведь это все приобретается за счет бюджетных средств. А у нас речь идет о ВЫЖИВАНИИ. Более того, осенью всех перевозчиков обяжут приобрести тахографы, а это дополнительные затраты по 40-50 тысяч рублей на каждый автобус, плюс их обслуживание. Поэтому если внедрение тахографов не перенести хотя бы на июнь 2022 года, повышение стоимости проезда, на мой взгляд, неизбежно.

В январском интервью «Комммерческим Вестям» глава «Омских перевозчиков» Владимир ГЕВОРГЯН предрекал неизбежность изменения тарифов за проезд и возможный исход предпринимателей с местного рынка:

– Я считаю не совсем правильной технологию проведения аукционов [на обслуживание маршрутов]. На мой взгляд, в них заложена скрытая угроза. Во-первых, перевозчиков заставляют платить деньги и немалые только за право участия в этих аукционах. Возможно, для бюджета города это сиюминутная выгода (поступления в бюджет), но, по сути, это дополнительные затраты для перевозчика, которые он должен как-то компенсировать. Как компенсировать? Либо на чем-то сэкономить, либо повысить тарифы за проезд. Во-вторых, перевозчик, заплатив деньги из своей прибыли, лишается возможности потратить их на приобретение новых автобусов или на своевременный ремонт и т. д., что в конечном итоге скажется на качестве обслуживания пассажиров. А что делать предпринимателю, если он купил автобусы в кредит или лизинг? Конечно, он рассчитывает заработать. А ему говорят: хочешь получить маршрут, заплати за аукцион. Не хочешь платить, занимайся другим бизнесом. И куда ему эти автобусы девать? Продавать по дешевке и уходить с рынка? Так можно вытеснить всех местных перевозчиков.

Оказалось, что безвыходное положение уже фатально сказывается на перевозчиках: так, омский транспортный рынок покинул участник (теперь уже экс) «Омских перевозчиков» Виталий ТОРОПОВ. Часть своего автопарка он продал, часть машин перевел в другой город – Екатеринбург, где положение аналогичной отрасли в разы благодатнее. Как пояснил «Коммерческим Вестям» предприниматель, заниматься перевозками в Омске абсолютно экономически невыгодно:

– Пассажиропоток очень низкий, он не восстановился к пандемийному уровню. Если раньше автобус перевозил ежедневно 500-600 человек, то сегодня не больше 350. Амортизация, мойка, топливо, налоги, зарплаты – расходная часть растет, а доходы только падают. В этом году еще обязали оснастить каждую машину тахографом – это 40 тысяч рублей за штуку, дополнительный терминал, открытие карты водителя за 4500 рублей, содержание, проверки устройства. Работать «газелями» по 18 мест невыгодно, а автобусы средней вместимости дорогие – около 5 млн рублей (стоившие два-два с половиной млн пару лет назад). У нас такие есть, но даже они не спасают положение.

ТОРОПОВ обратил внимание, что речь не идет о повышении стоимости проезда, ведь тариф утверждал Горсовет и установил лимит 30 рублей:

– Мы видим, что муниципалитету-то тяжело содержать свой автопарк, а что тогда говорить про предпринимателей? Выполнять социальную функцию – замечательно, но не себе же в убыток.

Решение предприниматель видит в создании агрегатора, способного взять на себя диспетчерские, регуляторные функции. В том числе именно он обрабатывает запросы пассажиров, устанавливает тариф на проезд, нанимает перевозчиков. Именно такой подход – уравнивающий права муниципалов и частников – практикуется в других российских регионах. ТОРОПОВ сетует, что омские чиновники только разговаривают о проблемах на транспортном рынке, но не спешат их решать. Чего только стоит отсутствие внятной контрактной системы:

– Постоянно происходят недопонимания и бизнес вынужден идти решать их в суды. В условиях, созданных омским департаментом транспорта, работать невозможно. Чиновники закрывают глаза на нарушения перевозчиков, которым оказывают протекцию, а к неангажированным игрокам рынка относятся придирчиво и несправедливо. Правила игры не равны для всех! Так что вкладываться в пассажирские перевозки в Омске бессмысленно – заработка просто нет. Как и желания здесь работать тоже.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/may/18/omskie-perevozchiki-uhodyat-rabotat-v-drugie-goroda