Роман ЧЕРНОВ: «Наша задача состоит в интродукции растения, т. е. переселении чиа из привычной климатической зоны в условия Западной Сибири»

Дата публикации: 11 ноября 2021

Сегодня омские аграрии занимаются не только всеми известными сельскохозяйственными культурами, но и редкими растениями, которые самостоятельно в нашем климате выжить пока не могут.

Аспирант Омского ГАУ Роман ЧЕРНОВ стал победителем конкурса «УМНИК» с разработкой, связанной с интродукцией южноамериканского растения чиа. Какая польза от него сибирякам, насколько оно прихотливо и сможет ли использоваться в промышленных масштабах, обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у автора.

– Роман, ваша работа, привлекшая внимание жюри конкурса «УМНИК», связана с семенами растения чиа. Это ведь знакомый всем шалфей?

– Да, в народе его называют чиа, а научное название растения – шалфей испанский. Это один из тех продуктов, которые сейчас называют суперфудами, кладезь различных микро- и макроэлементов. Наша задача состоит в интродукции растения, т.е. переселении чиа из привычной климатической зоны в условия Западной Сибири. Дело в том, что данное растение никогда на территории РФ не произрастало. Его родина – Мексика. При интродукции мы используем методы биотехнологии и классической селекции.

– Хотите, чтобы это растение можно было выращивать в промышленных масштабах?

– Это конечная цель. У чиа слишком длинный вегетационный период для нашего климата – 180 дней. Мы его пытаемся сократить. Уже есть успехи. Прошлый год показал, что растение может давать очень неплохие урожаи. На такие даже не рассчитывали. Но нынешний сезон нас подвел. Тем не менее результаты есть. Самая главная задача – это создание сорта, который будет пригоден для возделывания во всех регионах России.

– Давно занимаетесь интродукцией чиа?

– Лично я – с 2019 года. Мой научный руководитель – профессор Омского ГАУ, доктор сельскохозяйственных наук Нина Григорьевна КАЗЫДУБ с 2017 года начала эту работу – буквально с одной пачки семян. Сейчас в нашей коллекции семь образцов из различных агроклиматических регионов.

– Где вы высаживаете культуру?

– На полях учебно-опытного хозяйства Омского ГАУ. Поскольку уже прошли заморозки, несколько растений из открытого грунта переселили в теплицу. Работа ведется круглогодично – летом на полях, зимой – в лаборатории, где растения находятся в условиях круглосуточного досвечивания. Интересно, что после заморозков у чиа подмерзла только верхушка, нижняя часть кроны осталась живой и продолжала цвести, хотя некоторые другие культуры на полях полегли.

– Насколько велики шансы, что в наших климатических условиях будет получен продукт, имеющий свойства суперфуда? Аграрии ведь не смогут досвечивать посевы.

– Это понятно. Досвечивание стало отправной точкой наших исследований, которая позволила надеяться на результат. Впервые семена мы получили в условиях досвечивания, потом высеяли их в открытый грунт и увидели действительно хороший урожай. Максимально в 2020 году мы получили с растения 70 граммов семян. Это достаточно много в наших условиях, тем более раньше получали не более 10. Насчет сохранения свойств – сейчас как раз изучаем эту тему. На средства гранта будем определять биохимический состав, посмотрим, в каких еще сферах деятельности может использоваться растение. Например, уже известно, что у него большая зеленая надземная масса, поэтому чиа может быть кормом для скота. Или в косметологии. Все это будем изучать в коллаборации с ведущими российскими НИИ.

– И каковы первые результаты исследований?

– В этом году мы провели анализ содержания клетчатки, цинка, фосфора и еще нескольких элементов. И результаты неплохие, особенно по клетчатке. Мой научный руководитель много лет занимается фасолью, и была удивлена, когда увидела, что в чиа клетчатки больше, чем в фасоли. На протяжении всего сезона – от проростов до конца вегетации – изучаем содержание сахаров.

– Растения, которые вы получаете, внешне отличаются от тех, что растут в дикой природе?

– В литературе говорится, что чиа – это растение высотой 1,5 – 2 метра. У нас в основном низкорослые образцы 1 – 1,1 м. Это хорошо для механизированной уборки. Применить ее попробуем по окончании сезона, поэтому в этом году впервые были засеяны относительно большие, не коллекционные участки.

– Как планируется убирать растение, отшелушивать семена? Будет специальное устройство придумано или подойдут существующие?

– Это самое сложное. В доступной литературе данных нет. Мы урожай, конечно, убирали вручную. Поскольку это мелкосеменная культура, возможно, стоит попробовать использовать для ее уборки комбайны для схожих культур, например, рапса.

– Вы продумывали, как аграрии будут хранить урожай семян? Что с ним нужно делать после сбора – досушивать или что-то еще?

– Согласно литературе чиа не складируют, сразу отправляют на прочистку, обдувку и фасуют. Складируют, только если продукт идет на семена для посева.

– Вы сами пробовали на вкус семена чиа?

– На мой взгляд, они вкуса почти не имеют. В литературе написано, что у них ореховый привкус, но я его не заметил. Просто безвкусная, полезная добавка. Чиа можно добавлять в салаты, делать утренние полезные напитки – семена ослизняются и приносят пользу, поскольку богаты клетчаткой. И еще в семенах чиа отсутствует глютен. Это важно, поскольку более чем у 1% населения есть его непереносимость.

– Ослизнение?

– Это особенность семян: при контакте с водой вокруг каждого образуется гель-мешок. Кстати, сейчас китайцы занялись изучением свойств таких гель-мешков. В результате семена чиа впитывают влаги в 12 раз больше своего веса. Такой продукт полезен для пищеварения, может использоваться в диетологии.

– В России еще где-то занимаются выращиванием чиа?

– По нашим данным, нет. А вот изучение свойств семян как продукта ведет университет ИТМО. На одной из конференций мой научный руководитель и представители ИТМО договорились, что мы займемся выращиванием Чиа. Сначала в аспирантуре я занимался фасолью, но потом перешел на Чиа – люблю редкие, малораспространенные растения.

– Расскажите о планах на ближайший год.

– Хотим добиться устойчивого образца. Пока о сорте речь не идет. На его создание потребуется не один год. Планируем сделать функциональный пищевой продукт. Эта работа ведется совместно с университетом ИТМО (СПб). Также работаем в коллаборации с мексиканским университетом города Обрегон.

– Как вы предлагаете коммерциализировать проект?

– Мы рассчитали бизнес-модель, экономическую эффективность. Предполагаемая рентабельность производства при возделывании площади в 1 га составит 44% при выручке 240 тыс. рублей и чистой прибыли 51 тыс. рублей. При выращивании на площади 3 га рентабельность – 81% (выручка 864 тыс. рублей, прогнозный объем продукции 720 кг семян). Цифры расчетные, поэтому на практике могут отклоняться от данных значений в зависимости от погодных условий, качества почв и, собственно, урожайности образцов. Продукт интересен предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности.

– Вы учились в Омском ГАУ по профилю «Плодоовощеводство и виноградарство». Почему выбрали именно его?

– Всегда любил садовые, огородные и декоративные культуры. На участке в деревне Ермолаевке (это Калачинский район), где я родился и живут мои родители, у меня растут яблони, красная и черная смородина, вишня, земляника – желтая, ремонтантная, даже виноград. Посадил черную и красную черемуху. Все растения сортовые, не как раньше было – выкопал у соседа и не знаешь, что за сорт. Но больше всего я люблю декоративные культуры. У меня для них отдельный палисадник.

– Виноград уже дает урожай?

– Два куста у меня уже шесть лет растут. Последние два года получаем хороший урожай. «Виноградарство» нам в вузе преподавал Николай Викторович ПРОХОРОВ из Сибирского Агросоюза. С его легкой руки и начал более активно заниматься. Самое главное для винограда – это обрезка. Первые пять лет формирование должно идти по схеме. Это хлопотная культура.

– Расскажите о ваших планах. Продолжите научную работу?

– Хотел бы, но одновременно мне хотелось бы заниматься и чем-то на поле. Не исключаю возможность и отъезда. Возможно, выберу НИИ в Москве, где у меня будет проходить диссертационный совет. Это единственное место, где занимаются редкими и малораспространенными культурами. Чиа относится  к ним.

– Есть ли у вас увлечения?

– Кроме виноградарства? Еще увлекаюсь цветоводством. За моей спиной вы видите зеленую стену. Это только малая часть комнатных растений, всего у меня около 70 горшков. Купил новый фрукт, достал семена, высадил – и все. Рука у меня легкая, но многое зависит и от качества плода. Сейчас растут карамбола, тамарилло (томатное дерево), авокадо, баухиния, кигелия (колбасное дерево), катарантус, фейхоа и другие.

 

Биография

Роман ЧЕРНОВ, Аспирант Омского ГАУ

Роман Валерьевич ЧЕРНОВ родился в деревне Ермолаевке Калачинского района Омской области 16 июня 1995 года. В 2013 году окончил Ковалевскую среднюю школу Калачинского района и поступил в Омский ГАУ на направление «Садоводство» (профиль «Плодоовощеводство и виноградарство»). Бакалавриат окончил в 2017 году, магистратуру – в 2019-м. В 2019 году поступил в аспирантуру Омского ГАУ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/noyabr/42_43/133665