От нефтянового топлива к метанолу, от метанола к растительному этанолу

Дата публикации: 23 сентября 2021

О будущем горючих топлив и мировой декарбонизации. 

Второго сентября в рамках Восточного экономического форума состоялась панельная дискуссия «Безуглеродная энергетика. Будущее горючих топлив». Минувший год стал испытанием для нефтегазового сектора. Однако нефтегазохимическая отрасль в очередной раз показала устойчивость к финансовым и экономическим потрясениям, продемонстрировав рост в целом ряде секторов. С усилением климатической повестки ожидается, что к 2040-м годам доля нефти и нефтепродуктов перестанет доминировать в топливной корзине мира, в то время как нефтегазохимическая продукция будет занимать новые ниши, а компании и страны, развивающие эту отрасль сегодня, смогут не только диверсифицировать свое производство, но и обеспечить надежный источник продукции с низким углеродным следом и высокой добавленной стоимостью.

Заместитель министра энергетики РФ Павел СОРОКИН заявил, что вопрос будущего углеводородов еще никогда не стоял так остро:

– Они составляют до четверти ВВП РФ и до половины федерального бюджета при различном уровне цен. Тема является очень важной для всей нашей страны. Министерство энергетики ставит себе задачу обеспечить максимальное использование тех возможностей, которые у нас есть в долгосрочной перспективе. В целом для отрасли это означает дополнительные издержки – где-то на кривой предложения – при способности предприятия предлагать свою продукцию по конкурентной цене произойдут изменения. То есть будь то трансграничные углеродные налоги, будь то различные экологические сборы для изменения потребительских предпочтений. Это все будет означать дополнительные издержки для предприятия, для того чтобы продать одну тонну своей продукции. Это касается и нефти, и газа, и более сложных полимеров.

Чиновники понимают важность наличия конкурентных преимуществ у производителей:

– Если какие-то производители будут выпадать с этой кривой предложения, то нужно сделать так, чтобы отечественные предприятия конкурентоспособность сохраняли. Для этого есть все предпосылки, в первую очередь наличие сырья для производства почти всей нефтегазохимической линейки.

РФ необходимо, к слову, расширять эту линейку:

– Сегодня в приоритетах крупнотоннажный полимер. На рынки полиэтилена и пропилена у нас достаточно четкие и понятные планы: мы в этом сегменте сможем дойти до 6-7% мирового рынка, то есть почти удвоиться с текущего уровня. Также большой перспективой обладает метанольное производство. Китай один из основных потребителей. Мы видим потенциально 6-7 млн тонн дополнительных проектов, которые сейчас находятся либо в стадии обсуждения, либо уже в стадии строительства, что позволит нам существенно увеличить нашу долю на мировом рынке, тоже почти удвоить.

Отдельный краеугольный камень в стратегии Правительства РФ – курс на увеличение монетизации и мобильности запасов сжиженного природного газа:

– Если сейчас мы производим чуть более 30 млн тонн СПГ, то к 2035 году сможем производить 120-140 млн тонн – до 20% мирового рынка. Не будем забывать, что развитие нефтехимической отрасли – это коллоссальный заказ для промышленности на период стройки (оборудование, его обслуживание). СПГ – это 60-70 млрд долларов инвестиций в горизонте 10-12 лет. Нефтехимия в части полимеров – примерно 30-40 млрд долларов инвестиций. То есть уже на два сегмента набирается более 100 млрд привлеченных частных, внешних денег. Это гигантский мультипликативный эффект. И в течение 10 лет наши промышленные предприятия будут обеспечены понятным, гарантированным и прозрачным заказом. Чем больше сырья мы сможем переработать, тем больше создадим добавленную стоимость – в случае с этаном она доходит до четырех-пяти раз (и более, если пускать его в малотоннажную химию). Но сразу скажу, что иллюзий строить не над 100% продукта перерабатывать невозможно.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор ЕВТУХОВ отметил, что России придется развивать производство низкоуглеродного топлива:

– России никуда не деться от этого. Во-первых, у нас есть свои требования, а во-вторых, по базовым отраслям мы нетто-экспортеры – поставляем на внешний рынок больше, чем потребляем у себя. Наша продукция попала в перечень тех товаров, которые сегодня рассматриваются в документе ЕС по углеродному налогу. Там как раз нефтехимическая отрасль, металлургия. Уже многие предприятия начали об этом думать. Если брать металлургический сектор, то там ответственная политика по всем направлениям того, что касается экологии и создания продукта с использованием вторичных ресурсов, создания холдингов, предприятий, которые с точки зрения технологий по снижению выбросов CO2находятся в топе мировых лидеров. Металлургам, может быть, тут будет сложнее всех, потому что они сталкиваются с различными мерами на внешнем контуре – антидемпинги, спецзащитные расследования, углеродный налог. Также не стоит забывать, что в нашей стране в энергобалансе процентов 40 составляет гидро- и атомная энергетика. Это тоже наше конкурентное преимущество.

Слово затем перешло топ-менеджерам. Председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил КАРИСАЛОВ уверил, что, несмотря на зеленую повестку, у горючих топлив по-прежнему остается вполне позитивное будущее. Спикер иронично заметил, что обыватель ошибается, считая, что полиэтиленовый пакет более вредит природе, чем бумажный, – ровно наоборот. Та же история с пластиковой бутылкой, которая генерирует куда меньше углеродного газа по сравнению с алюминиевой банкой. Топ-менеджер отметил популярность полимеров за рубежом и наше отставание в этом плане. В развитых странах более 40 кг полимеров используется человеком в год, в Китае этот показатель еще выше. Потенциал вовлечения полимеров во вторичную переработку в России на дистанции до 2030 года может составить до 200 тысяч тонн в год.

КАРИСАЛОВ тем не менее дал позитивный прогноз по «озеленению» нефтегазохимической отрасли и обозначил место СИБУРа в этом процессе. В компании видят перспективу в переработке попутного газа вместо сжигания. По словам спикера, экологичность Амурского ГХК (их нового проекта) будет превосходить по большинству показателей большинство европейских аналогов – подразумевается и закрытый цикл водоподготовки, и факелы бездымного горения закрытого типа, другие передовые технологии. Существенно «озеленит» показатели продукции АГХК и дополнительно увеличит ее конкурентоспособность запланированное подключение предприятия к «зеленой» генерации: 1,3 млрд кВт в год СИБУР будет закупать по 20-летнему контракту с мощностей «РусГидро». Еще одна перспективная инициатива СИБУРа по снижению углеродного следа – строительство на ПОЛИЭФе в Башкортостане производства по вовлечению в переработку вторичного сырья для производства «зеленой» ПЭТ-гранулы и новой экологичной линейки продуктов под брендом Vivilen.

Вадим МЕДВЕДЕВ, вице-президент группы компаний «ЕСН», анонсировал строительство завода по производству метанола в городе Сковородино Амурской области:

– В экологической повестке мы нащупали для себя нишу, связанную с горючими видами топлива. Мировой рынок судового топлива оценивается в 0 млрд. На сегодняшний день оно на 100% производится из нефти и имеет отрицательный экологический след. На наших глазах закручиваются экологические гайки. Для всех производителей низкоуглеродистых топлив появляется возможность побороться за новую нишу. Метанол имеет массу перспектив по ряду соображений – существенно более низкое содержание вредных компонентов, например содержание оксидов азота в нем в два раза ниже, чем в традиционном топливе, серы и компонентов ароматики – в сто раз (да, не удивляйтесь). Метанол в воде абсолютно безболезненно разлагается в считаные минуты. Он единственный из всех заменителей водорода, зеленого аммиака и даже сжиженного природного газа хранится при комнатной температуре и соответствующем атмосферном давлении, не требует инвестиций в инфраструктуру, в бункеровку. При всем при этом на мировом рынке метанол стоит столько же, сколько традиционное судовое топливо – в коридоре от 0 до 0.

В том числе компания ориентируется и на внутренний рынок, поскольку в России достаточно развито речное пароходство:

– Приведу пример запрета экспорта круглого леса, который нацелен на переработку сырья, на создание промышленных производств. Не считая простого распила кругляка на доски, любое производство мебели, всех типов фанеры, различных плит требует связующего компонента – формальдегида, сырьем для которого выступает метанол. Стимулирование политикой РФ лесопереработки даст импульс химическому производству.

Спикер из Омска, председатель совета директоров группы компаний «Титан» Михаил СУТЯГИНСКИЙ озвучил планы производить высокооктановые топливные компоненты, которые позволят сократить выбросы вредных веществ от автомобильного транспорта на 40% независимо от того, будут ли те применяться в двигателях стандарта Евро-2 или Евро-5. Проектируется новое производство этил-трет-бутилового эфира, которое будет базироваться на площадке завода «Омский каучук». Именно эта добавка позволит улучшить экологические характеристики бензинов:

– В 2006-2008 гг. компания запустила на территории Казахстана первый проект по производству биоэтанола. На этой основе была апробирована возможность получения бензина в разных частях РФ. Сейчас мы получим возможность производить от 8 до 13 млн тонн высокооктановых бензинов в год.

По оценкам экспертов, благодаря переходу потребителей на топлива выше классом, которое не ударит по карману, появление на рынке компонента от «Титана» даст снижение на 2-2,5 млн тонн выбросов от автомобильного транспорта по РФ. Также проект предполагает экономию природного газа (467 млн куб. м.) и нефти (1,5 млн тонн) за счет замещения метанола этанолом растительного происхождения.

В Омске проект обеспечит, по словам СУТЯГИНСКОГО, переработку миллионов тонн зерновых, низкосортного сырья в месяц. Это позволит вернуть в оборот 600-800 тысяч га местной земли. 175 тысяч тонн CO2 можно переработать в минеральные удобрения и химический осажденный мел, используемый в композитах.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/sentyabr/36/ot-neftyanovogo-topliva-k-metanolu-ot-metanola-k-rastitelnomu-etanolu