Владимир ГЕВОРГЯН: «Будем держать планку тарифов за проезд на сегодняшнем уровне настолько долго, насколько позволят наши финансовые возможности»

Дата публикации: 23 января 2021

Заявленное с 11 января увеличение стоимости проезда до 30 рублей на нерегулируемых маршрутах для рассчитывающихся в безналичном формате не случилось.

А все потому, что частных перевозчиков услышала власть, намеревающаяся пересмотреть компенсации за обслуживание льготников. Председатель Совета СРО «Омские перевозчики» Владимир ГЕВОРГЯН в беседе с обозревателем «Коммерческих Вестей» Анастасией ПАВЛОВОЙ рассказал механику формирования тарифа и подвел итоги ушедшего года.

– Владимир Геннадьевич, давайте расставим точки над i. Как для вас формируется тариф?

– На маршрутах с регулируемым тарифом цена за проезд устанавливается органами власти. Предприятие любой формы собственности подает свои расчеты затрат, региональная энергетическая комиссия утверждает тариф. На маршрутах с нерегулируемым тарифом цену за проезд устанавливает перевозчик. Частные игроки, исходя из расчетов затрат, выходят на уровень 28-32 рубля. Муниципальные же перевозчики включили в расчеты приобретение новых транспортных средств. Для автобусных перевозок утвержден тариф на 2021 год в размере 47 руб. Для предприятия «Электрический транспорт», на чьем балансе находится 14 маршрутов, тариф составит 65,61 руб. за одну поездку. Депутаты горсовета, чтобы сохранить цену за проезд в 30 руб. (а по безналичному расчету и того меньше – 25 руб.), решили, что бюджет города будет дотировать муниципальный общественный транспорт, доплачивая за каждого пассажира в автобусе 17 руб., а в троллейбусе – 35 руб. И если эти компенсации умножить на количество перевезенных за год пассажиров (а это около 70 млн человек), то получится примерно 1,5 млрд рублей. Еще раз подчекиваю: муниципальный ранспорт получает за перевозку каждого пассажира от 47 до 65 руб., частный – максимум 30 руб.

– А что со льготниками?

– Пенсионеры, студенты и школьники платят за проезд 25 и 22 руб., есть отдельная категория пассажиров, имеющих федеральные льготы (а это и Герои России, и ветераны ВОВ, и участники боевых действий и т. д.), которые вообще по закону имеют право на бесплатный проезд. Так вот за перевозку пассажира, имеющего федеральные льготы, муниципальный перевозчик получает полную компенсацию согласно утвержденному тарифу (47 и 65 руб.), а частный – компенсацию, согласно условиям договора с Министерством труда и социального развития Омской области в размере 18 руб. И ее размер не менялся последние пять лет. «Омские перевозчики» резонно считают такое положение несправедливым. На протяжении последних трех лет мы просим повысить компенсацию хотя бы до 25 руб. Буквально накануне Нового года многолетние переговоры с властью по поводу увеличения компенсации за перевозку льготных пассажиров сдвинулись с мертвой точки: Минтруда сообщило о подготовке проекта внесения изменений в постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2009 года № 224-п с увеличением компенсации до 20 рублей. Кстати, по оценкам специалистов, если бы частные перевозчики совсем отказались от перевозки льготников, то кроме повышения социальной напряженности, увеличилась бы нагрузка и на областной бюджет, так как эта категория пассажиров стала бы чаще пользоваться общественным транспортом, а значит и количество компенсаций (те самые 47 и 65 руб.) увеличилось бы процентов на 30. 

– Насколько тяжелым выдался ушедший год?

– Когда весной временно не работали многие предприятия, а студенты и школьники учились дистанционно, пассажиропоток упал практически на 80%. Помогли своевременные меры правительства по поддержке бизнеса, которые позволили снизить налоговую нагрузку, получить льготные кредиты и вести конструктивный диалог с финансово-кредитными организациями. Это позволило сохранить коллектив водителей и немного подлатать финансовые дыры. К сожалению, отрасль пассажирских перевозок не получила льготы на приобретение товаров для санобработки салонов, эти расходы легли на плечи перевозчиков. К осени пассажиропоток постепенно повышался, но до конца года составил не более 80% от уровня 2019 года. Потери по доходам за прошлый год составили от 20 до 30% от уровня 2019 года. Ни о каком развитии или приобретении новых автобусов не могло быть и речи.

– Что скажете по поводу аукционов в конце года?

– Действительно, в конце года разыгрывались пять маршрутов. Я считаю не совсем правильной саму технологию проведения подобных аукционов. На мой взгляд, в них заложена скрытая угроза. Во-первых, перевозчиков заставляют платить деньги и немалые только за право участия в этих аукционах. Возможно, для бюджета города это сиюминутная выгода (поступления в бюджет), но, по сути, это дополнительные затраты для перевозчика, которые он должен как-то компенсировать. Как компенсировать? Либо на чем-то сэкономить, либо повысить тарифы за проезд. Во-вторых, перевозчик, заплатив деньги из своей прибыли, лишается возможности потратить их на приобретение новых автобусов или на своевременный ремонт и т. д., что в конечном итоге скажется на качестве обслуживания пассажиров. А что делать предпринимателю, если он купил автобусы в кредит или лизинг? Конечно, он рассчитывает заработать. А ему говорят: хочешь получить маршрут, заплати за аукцион. Не хочешь платить – занимайся другим бизнесом. И куда ему эти автобусы девать? Продавать по дешевке и уходить с рынка?  Так можно вытеснить всех местных перевозчиков. На смену им могут прийти крупные иногородние игроки. Но они и работать будут совсем на других условиях, и их уже не будет заботить мнение омичей.

– В каком российском городе, на ваш взгляд, образцовая организация общественного транспорта?

– В любом городе пассажиры недовольны общественным транспортом, всем хочется, чтобы он работал четче, быстрее, комфортнее, безопаснее… Даже в Москве, с бюджетом гораздо большим, чем у нас, уже несколько лет реформируют общественный транспорт: то вводят турникеты, то безбилетный проезд, то создают специальные маршруты к пересадочным станциям метро. В Омске нет метро, и это накладывает свой отпечаток на общественный транспорт: чтобы без пересадок проехать из Нефтяников на Московку, нужно затратить больше полутора часов. Начали внедрять отдельные выделенные полосы для общественного транспорта, но эффект минимальный. Почему? Потому что выделенная полоса на одном участке даже такой улицы, как Красный путь проблемы не решает. Я бывал в разных европейских городах, и там действительно автобус подходит к остановке по расписанию. У них есть не только выделенная полоса для общественного транспорта на всем протяжении маршрута, там организована и «зеленая полоса» на светофорных перекрестках, поэтому практически нет временных потерь.

– Что скажете о транспортной сети города?

– Проведена огромная работа по исключению дублирующих маршрутов, маршруты частных перевозчиков удачно дополняют маршруты муниципальных. Очевидно, что если убрать с рынка перевозок частных игроков или, наоборот, муниципальных, оставшийся на рынке перевозчик не справится с объемом перевозок пассажиров. Именно поэтому департамент транспорта должен быть беспристрастным и независимым организатором перевозок. Что касается развития общественного транспорта, то конечно, оно не только во внедрении новых автобусов и троллейбусов. Это и переход на более экологичное топливо, экологичный транспорт – электробусы, гибридные автобусы. Это и новые дублирующие дороги, и постоянное изучение пассажиропотоков. Давно назрело решение проблем с расширением многих улиц. Да и повышение культуры вождения, в конце концов. И не только водителей автобусов, а всех участников дорожного движения. Отдельная тема – инфраструктура. Я один из немногих поддержал идею строительства теплых остановок. Летом их критиковали, но пришла зима и видно, что они востребованы. Но нужно идти дальше. На конечных остановках необходимы не только теплые боксы, но и инфраструктура для водителей: мини-кафе, туалет, комната релаксации не помешает. Думать об этом в первую очередь должен организатор перевозок.

– Частные перевозчики готовы участвовать в таких проектах?

– В принципе перевозчик должен быть заинтересован, чтобы его водители были сытыми, отдохнувшими. Но нужно изучать условия участия в подобных проектах: если это просто затраты – одно, а если будет финансовая заинтересованность, долгосрочный контракт – совсем другое. Если к нам поступит такое предложение, будем обсуждать. В конце 2020 года мы публично обещали не повышать тарифы за проезд, хотя уже очень были близки к такому решению. Слово свое  сдержали. Будем держать планку тарифов за проезд на сегодняшнем уровне настолько долго, насколько позволят наши финансовые возможности.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2021/yanvar/1/125159