Сегодня в Омске контроль за безбилетным проездом в транспорте фактически не ведется.
26 января на заседании комитета по ЖКХ и транспорту депутаты заслушали информацию администрации города о контроле оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте.
Когда депутат Юрий АРЧИБАСОВ уточнил, сколько контролеров работает сегодня на муниципальных автобусах и троллейбусах и рассматривается ли вопрос увеличения их штата, ему сначала ответил и.о. директора департамента транспорта Вадим КОРМИЛЕЦ: «У нас два контролера выполняют свой функционал. Но в подразделении ЗАДОРОЖНОГО (начальник управления административной практики и муниципального контроля администрации Омска) создается контрольная служба. Если не ошибаюсь, порядка 70 с лишним человек. Функционал их будет дополнен,в том числе полномочиями по выявлению и привлечению к административной ответственности безбилетных пассажиров. Насколько я понимаю, служба будет создана уже в этом году».
Однако сам Алексей ЗАДОРОЖНЫЙ был не столь оптимистичен: «По срокам и по количеству человек сказать пока не могу. На сегодняшний день у меня в функционале этого нет, но в новой структуре, которая вчера была рассмотрена на комитете по местному самоуправлению, предусматривается создание департамента контроля, в функционал которого предполагается включение и этой контрольной деятельности».
По информации мэрии, в 2017 году в омском муниципальном транспорте было составлено 42 протокола об административных правонарушениях (на безбилетников), в 2018-м – 19, в 2019-м – один, в 2020-2021 годах протоколы не составлялись. Вадим КОРМИЛЕЦ пояснил, что два контролера, которые сегодня работают, занимаются вовсе не отловом «зайцев» на транспорте, а контролем за выпуском муниципального транспорта в рейсы.
Были у депутатов и другие вопросы. Так, Андрей НИКИТИН заинтересовался, не рассматривала ли мэрия идею привлечения казаков к ловле безбилетников. Оказалось, что нет. Алексей ЗАДОРОЖНЫЙ заметил, что у казаков нет полномочий для составления протоколов: «Эта функция может быть возложена только на государственного или муниципального служащего. Казаки предоставляют свои услуги – транспорт и специалиста, который использует ПаркНет. Если их привлекать на работу для выявления «зайцев», то они,как и кондуктор,протокол составить не смогут. Они смогут только потребовать предъявить им билет. Таково сегодня действующее законодательство».
Поступили и предложения. Представитель «Коммунистов России» Владимир ЖУКОВ в очередной раз убеждал коллег в целесообразности идеи сократить кондукторов и заменить их валидаторами: «А чтобы меня не обвиняли в том, что я уволю массу людей, мы их направим в департамент контроля. И эти люди с теми же терминалами будут на магистральных маршрутах, на остановках в составе комплексных бригад вести этот контроль. А наши любимые омичи будут спокойно без всяких кондукторов, без всякого коронавируса оплачивать проезд через валидаторы. Я думал, это будет предусмотрено в бюджете, который мы приняли в прошлом году». Однако депутаты не поддержали предложение Владимира ЖУКОВА.
А вот идею Юрия АРЧИБАСОВА одобрили. Он считает, что нужно сделать оплату в транспорте только безналичной: «Наша задача – наполнить бюджет, как ни крути. Чтобы его наполнить, нам надо исключить фактор бесплатного проезда граждан, а для этого – исключить желание водителя, кондуктора брать деньги наличной оплатой. Значит,надо перевести пассажиров на безналичный расчет в 100%. У нас пассажир, заходя в автобус, имеет право оплатить картой, проездным, наличными, соответственно, водители и кондукторы могут говорить: «У нас терминал не работает, давайте деньги». На эти средства они покупают шашлычки, сигареты и т.д. Если мы возьмем в среднем тысячу рублей с машины в день и умножим на количество подвижного состава, то этих денег будет предостаточно на увеличение штата контролеров».
Депутат уже излагал свою идею Вадиму КОРМИЛЬЦУ, тот заметил, что у омичей должно быть право выбора – наличные или карта. «Я с ним согласен, – заметил АРЧИБАСОВ. – Но мы по-другому этот вопрос не закроем. Два фактора – безналичная оплата проезда и контроль за оплатой проезда со стороны контролеров. По-другому ситуацию менять долго, пока меняем– теряем деньги из бюджета».