С 1 июля в Омске началось создание новой маршрутной сети.
5 июля в эфире ГТРК «Иртыш» директор департамента транспорта администрации Омска Вадим КОРМИЛЕЦ рассказал об изменениях в городской транспортной сети.
Трансформации начались 1 июля: с этого дня были отменены три маршрута, на которых использовались автобусы малого класса вместимости, – 201, 430 и 434. Вадим КОРМИЛЕЦ пояснил, почему это произошло: «Предприниматели были обязаны к 30 июня перевести автобусы малого класса в категорию среднего с сокращением количества. Мы не просто росчерком пера прекратили работу трех маршрутов. Я лично с каждым перевозчиком встречался, проговаривал возможные варианты, условия, в частности, перевозчик по 430 маршруту сказал, что не готов к изменениям. Экономика не позволяет ему вытянуть лизинг».
Вадим КОРМИЛЕЦ сообщил, что в июле-августе дальнейшей отмены маршрутов не будет. Некоторые перейдут на автобусы среднего класса вместимости. «Маршрутные такси как класс себя изживают. С введением новой маршрутной сети мы автобусы малого класса – «газели» – увидим только на периферии», – пообещал глава департамента транспорта.
Он рассказал, что новая маршрутная сеть, которая создается в Омске, предполагает организацию перевозки пассажиров по новому принципу. Она будет состоять из трех слоев: магистрального, межрайонного и подвозящего.
«Первая группа – самая мощная, самая большая по провозной способности – это магистральные маршруты. Они обеспечивают возможность перевозки автобусами, троллейбусами большого класса значительного числа пассажиров – в час порядка 1200 человек. Планируется сделать 16 магистральных маршрутов. На них будет организована работа подвижного состава с интервалом 5-10 минут», – рассказал Вадим КОРМИЛЕЦ и заметил, что сейчас магистральных маршрутов в Омске всего пять – четыре троллейбусных и один автобусный.
В качестве примера глава дептранса привел Левобережье, где появятся три магистральных троллейбусных маршрута – № 5, 7 и 10, которые будут перевозить пассажиров от МЕГИ в Нефтяники, на завод им. Попова и на железнодорожный вокзал. 9 новых троллейбусов должны появиться на маршрутах уже этой осенью. «Департамент транспорта подготовил документацию на организацию проведения конкурса на приобретение первых 9 троллейбусов. Сумма должна поступить со дня на день в размере 216,9 млн рублей. Определены троллейбусы, технические характеристики, которые нам нужны. Как только деньги поступят, объявим конкурс, – пообещал Вадим КОРМИЛЕЦ. – Поставка троллейбусов должна быть выполнена в течение 25 дней после заключения контракта».
Но в целом на создание новой маршрутной сети потребуется гораздо больше времени и средств. «Нам нужно будет приобрести дополнительно под новую маршрутную сеть (внедрение которой мы планируем завершить в 2024 году, потому что это нужно делать поэтапно) порядка 70 новых автобусов и троллейбусов, – пояснил глава дептранса и позже добавил: – В этом году ни одного нового магистрального маршрута не появится, потому что нужен новый подвижной состав. Кроме того, на сегодняшний день мы плотно работаем, но еще не победили проблему неукомплектованности кадров. Нам необходимы водители как автобусов, троллейбусов, так и кондукторы».
Глава дептранса отметил, что средняя заработная плата водителя «Электрического транспорта» в этом году составляет 49 тыс. рублей, а ПП №8 – 50 тыс. рублей. В последней организации нехватка персонала значительная – порядка 270 водителей и 170 кондукторов. В «Электрическом транспорте» кадровый голод заметно ниже – 33 водителя и 114 кондукторов, которые, по словам Вадима КОРМИЛЬЦА, могут рассчитывать на заработную плату в 26 тыс. рублей в месяц.
Кроме магистральных маршрутов новая транспортная сеть будет состоять из межрайонных и подвозящих. Межрайонные, которых в итоге планируется создать 48, будут перевозить до 600 пассажиров в час. Следовать они будут с интервалом примерно в 20 минут. На подвозящих маршрутах продолжат работать автобусы малого и среднего класса. Интервал следования их достаточно большой – до 60 минут. Провозная способность – до 200 пассажиров в час. «Если магистральные будут работать с 6 утра до 23 вечера, то у межрайонных уже не такой напряженный график, они будут следовать с большими интервалами там, где пассажиропоток меньше», – рассказал Вадим КОРМИЛЕЦ.
В новой маршрутной схеме, которую разработал городской департамент транспорта, количество автобусов малого класса сократится с 900 (именно столько работало на конец июня) до 400. «Газели» останутся только на подвозящих маршрутах, т. е. будут собирать пассажиров с отдаленных территорий и вывозить на участки, где курсируют межрайонные маршруты, чтобы люди могли пересесть.
«Новая маршрутная сеть суммарно предполагает 100 маршрутов – магистральных, межрайонных, подвозящих. На сегодняшний день в Омске работают 137 маршрутов, т. е. будет прекращено дублирование этих 37 маршрутов, – подытожил Вадим КОРМИЛЕЦ и еще раз вернулся к вопросу уменьшения количества маршруток, поскольку именно это больше всего пугает омичей в новой схеме: – Кроме прочего, произойдет сокращение автобусов малого класса. Это высвобождает проезжую часть. Увеличивается эксплуатационная скорость подвижного состава по магистральным маршрутам, время передвижения пассажиров значительно сократится, поскольку произойдет и высвобождение остановок общественного транспорта».
В прямом эфире Вадиму КОРМИЛЬЦУ задавали вопросы, в частности, жители Омска интересовались, на основании чего меняется транспортная схема города. Глава департамента транспорта пояснил, что, прежде чем создавать новую маршрутную сеть, дептранс провел предварительную работу: «Мы отслеживаем пассажиропоток и накапливаем данные. Есть уникальная программа, которая разработана в Омске, и больше ее нигде нет. Она позволяет обезличенно отслеживать место посадки и высадки пассажиров и накапливать сведения за любой день. Это дает нам возможность понимать мощность пассажиропотока по магистралям, по отдельным маршрутам, вести аналитику потребности необходимого подвижного состава».
Задали руководителю департамента транспорта и вопрос о доле муниципальных и частных перевозок. «В своем большинстве немуниципальные перевозчики работают с автобусами малого класса, у которых пассажировместимость 20 человек. Как их сравнивать с автобусами, где 108?! Муниципальный транспорт перевозит 40% пассажиров в Омске, частный – оставшиеся 60%. Но в большинстве случаев он выполняет и социальную роль», – заметил руководитель городского транспорта.
Кроме того, он отметил, что сегодня идет работа над идеей запуска в Старом Кировске трамвайных маршрутов, она прорабатывается совместно с министерством транспорта Омской области.
Из проектов, которые будут реализованы в 2023 году, Вадим КОРМИЛЕЦ назвал выделенку для общественного транспорта по ул. Богдана Хмельницкого. Ее протяженность в обоих направлениях составит чуть более 2,7 км. По словам главы департамента, опыт таких выделенных полос омичи, передвигающиеся на общественном транспорте, оценивают положительно.