Под угрозой несохранности не только капитальные сооружения Омска, но и его водоснабжение.
26 апреля в Международном пресс-центре МКР-Медиа продолжился open talk, как выражаются организаторы, посвященный 200-летию Омской области. На этот раз обсуждали прошлое, настоящее и будущее Иртыша.
Иван ЯНОВСКИЙ, завкафедрой Омского института водного транспорта, напомнил, что Омск в принципе появился благодаря реке Иртыш:
– Нам необходимо удешевлять расходы на перевозку речным флотом и следить за экологией. Просто приведу один пример: увезти уголь в Усть-Ишим порядка 4,5 т можно одним судном. Самосвалом придется делать 200 рейсов. Вы представляете, сколько выбросов, какая себестоимость – в три-четыре раза выше? Я понимаю, что руководителям приречных районов может быть удобно перевозить автомобилем прямо к подъезду, в порту-то надо дальше груз распределять. Но ведь выгоднее Омску возить по реке.
Евгений ПЕТРОВ, доцент кафедры природообустройства, водопользования и охраны вод-ных ресурсов факультета агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования ОмГАУ назвал Иртыш главной артерией Омской области:
– То, что мы вмешиваемся в естественный режим реки, наверное, для нее плохо. Все негативные последствия наступили в последние 60 лет – с пуском каскада Верхне-Иртышской ГЭС, с тем, что мы сток реки Иртыш зарегулировали. Теперь по большей части мы зависим от доброй или недоброй воли эксплуатантов трех гидроузлов, прежде всего, конечно, Бухтарминского гидроузла в Республике Казахстан.
По словам ПЕТРОВА, две отрасли народного хозяйства потребовали очень грубого вмешательства в природу – судоходство и строительство:
– Дноуглубительные работы, особенно на перекатах, приводили к тому, что у нас обнажались геологические отложения, ранее прикрытые песком. По моим расчетам, примерно на 250-километровом участке выше и ниже Омска русло просело, вместе с углублением уровень воды садится. Когда в послевоенный период развития нашего государства массово необходимо было людей переселять из землянок, из коммунальных квартир, строить новые дома, был принят самый легкий, самый экономичный вариант – добывать песок, углубляя русло. Копеечные затраты – грузить на баржи и отправлять на железобетонные заводы. Не на пойме же брать и автобусами, самосвалами возить.
Все это, разумеется, неизбежно сказалось на состоянии реки:
– Опорная часть всех мостов, все причальные сооружения, в том числе речной вокзал в устье Оми, все набережные проектировались на отметку 69 метров, хотя было понятно, что уровень воды будет садиться. Впереди кардинальная перестройка всего комплекса в прибрежной зоне Иртыша. Опорные части мос-
тов должны быть под водой всегда, и зимой, дабы они не испытывали морозного разрушения. Можно сколько угодно красить перила, менять дорожное покрытие на Ленинградском мосту... Но чтобы поменять опору, придется закрыть мост, а одна опора обойдется в миллиард рублей как минимум.
В конце 19 века в Москве, чтобы не перестраивать все мосты, стали строить водоподъемные плотины:
– К сожалению, в конце 1960-х годов не удалось доказать целесообразность, обоснованность таких решений, согласовать строительство водоподъемного гидроузла. Хотя уже было понятно, что не только долговечность капитальных сооружений под вопросом, но под угрозой и водоснабжение города Омска. Построенные водозаборы постепенно выходят из строя. В 1999 году был зафиксирован исторический минимум уровня реки Иртыш – 66,7 метра. Надеюсь, что Красногорский водоподъемный гидроузел будет построен, хотя я в этом уже сомневаюсь.
Мягкость воды Иртыша отметил руководитель Омского филиала ФГУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу», заместитель председателя Омского регионального отделения Русского географического общества Игорь ВЯТКИН: европейская часть России подобным похвастать не может. При этом последние два десятилетия, со слов эксперта, качество воды улучшается, потому что снизилось антропогенное влияние на реку, а также качественно работает водооборотная система.
Заговорил ВЯТКИН и о проблемах:
– Предыдущий генеральный план Омска от 2007 года вообще не учитывал влияние уровня воды на прибрежную застройку. Левобережную пойму стали застраивать, а ливневки, между прочим, нет никакой. То есть у нас проблема в архитектурных кругах, муниципальных, кто эти вопросы решает. Никто не отменял и повышение уровня грунтовых вод на 90% территории города – фактически он дошел уже до метра, полутора метров, где-то вообще уже не подтопление, а затопление. Это все надо учитывать при градостроительных работах, при планировании, ведь это влияет на качество домов, на их эксплуатацию.