С рынка омских АЗС уходит «Лукойл»

Дата публикации: 20 января 2022

Компания «Юнигаз», чьи АЗС работали под брендом «Лукойл» по договору коммерческой субконцессии, переводит заправки под собственный бренд. 

Прошедший год ознаменовался изменениями на рынке розничной продажи топлива. Эксперты оценивают его как весьма непростой с точки зрения экономических показателей.

«Внешняя конъюнктура и налоговое законодательство привели к тому, что рентабельность топливного сегмента перестала расти и имеет тренд на снижение. Уровень пролива крупнейших сетей АЗС достиг значений развитых европейских стран, тем самым ограничив дальнейший потенциал к росту объемов розничных продаж. Пандемия COVID-19 также внесла свои коррективы, в результате чего спрос на топливо существенно снизился, а динамика восстановления остается неопределенной» – такие выводы сделали в отношении российского рынка специалисты нидерландской компании KPMG, занимающейся аудитом и консалтингом, входящей в большую четверку наряду с Deloitte, Ernst & Young и PwC.

На этом фоне в минувшем году сеть автозаправок под брендом «Лукойл» в Омской области начала менять внешний вид. Бело-красные АЗС ребрендируются под «Юнигаз».

«Коммерческие Вести» обратились за комментариями как в пресс-службу компании «Лукойл», так и в компанию «Юнигаз». Первая не ответила. Юнигаз» же прокомментировал происходящее в 2021 году следующим образом:

–  Первая наша АЗС под брендом «Лукойл» была открыта в 2010 году. Сейчас сеть состоит из 27 АЗС. Стандарты у «Лукойла» высокие и одинаковы как для собственных АЗС ПАО «Лукойл», так и для компаний, работающих на основании заключенного договора коммерческой субконцессии. Регулярные проверки проводятся минимум 4 раза в год. И проверяется все: от внешнего вида АЗС и сотрудников до качества реализуемого топлива и точности налива топлива колонкой. Все проверки мы проходим успешно.

Претензий к нам, как к официальному франчайзи, у «Лукойла» не было и нет. О причинах смены имени мы все подробно рассказали в новостях на нашем сайте. Если коротко, то за годы сотрудничества с ПАО «Лукойл» мы, как топливная компания, выросли и накопили огромный бесценный опыт, опираясь на который приняли решение, что пришло время для компании далее развиваться самостоятельно, оперативно принимать и внедрять решения, наиболее соответствующие динамике и особенностям омского розничного топливного рынка и запросам омичей. План перехода под свой бренд был разработан нами еще два года назад и должен был претворяться в жизнь в течение пяти лет. Поэтому объявленное нашим партнером предстоящее существенное изменение условий сотрудничества всего лишь ускорило этот процесс, а не явилось его первопричиной. При этом мы очень признательны нашему партнеру ПАО «Лукойл» за многолетнее сотрудничество, которое не прекращается, а продолжается и развивается.

Еще какое-то время часть наших АЗС будет продолжать работать под брендом «Лукойл». Все стандарты обслуживания, обеспечения и контроля качества топлива мы сохраняем на прежнем уровне. Сейчас наши АЗС под брендом «Юнигаз» и под брендом «Лукойл» отличаются в основном оформлением, при этом наш новый стиль, судя по отзывам, очень понравился клиентам.

Наши взаимоотношения по поставкам топлива с «Лукойлом» по-прежнему опираются на долгосрочные действующие договоры поставок. Но при переходе под свой бренд мы получаем возможность покупать их топливо не только напрямую через компании группы «Лукойл», но и на бирже. А это дает больше возможностей приобретения топлива по более выгодной цене. Не стоит забывать и то, что при работе по договору коммерческой субконцессии в стоимости каждого приобретенного литра топлива присутствует денежная составляющая за использование товарного знака, и ее наш партнер планирует в ближайшее время существенно пересмотреть в сторону повышения. Поэтому да, работа под собственным брендом имеет свои преимущества и дает возможность более гибко выстраивать ценовую политику.

Текущую ситуацию на топ-ливном рынке оцениваем сейчас как сложную. Конечная цена на моторное топливо имеет много составляющих. Об этом уже давно написано и сказано. Изменение любой из этих составляющих, как правило, приводит к росту оптовых цен на топливо, а вслед за оптовыми ценами неизбежно вырастают цены и у операторов розничного рынка. То есть динамика цен непосредственно на АЗС зависит в основном от оптовых цен на моторное топливо.

В связи с отсутствием комментариев от пресс-службы «Лукойла» редакции остается самой сделать весьма поверхностный анализ, опираясь на открытые источники.

На сайте «Лукойла» в условиях франшизы роялти составляет 2% от выручки топлива и 3% от нетопливных товаров. До этого, похоже, речь шла о фиксированных годовых суммах от 200 до 400 тысячах рублей в год в зависимости от места размещения АЗС. Такие данные имеются на ряде сайтов – агрегаторов франшиз.

Однако даже если захудалая АЗС имеет, по экспертным оценкам, выручку в 100 млн. рублей в год, то пусть 2% от них уже составит 2 млн. рублей, а вовсе не 200 — 300 тысяч рублей. То есть роялти вырастает раз в 10. А на федеральной трассе выручка может составить около 400 миллионов. Даже без разделения на топливо и нетопливо это уже под 8 миллионов, а не 400 тысяч рублей. Такое повышение платежей делает сомнительной выгодность франшизы «Лукойл» по большому объему локаций. Учитывая, что речь идет о проценте и невозможности поднимать маржинальность в сети АЗС по топливу из-за конкуренции, теперь основной вес нагрузки роялти ложится на нетопливные сопутствующие товары. Наценка на них не имеет жестких ограничений и должна помогать выдержать подобные взносы.

Изменение политики «Лукойла» приводит «Юнигаз» к необходимости выхода из франшизы. Итак, неудачный с точки зрения экономики год заставил омскую компанию не только больше платить за использование федерального бренда «Лукойл», вздувая ее OPEX, он еще и вынудил принимать решение о ребрендинге, а навскидку это 3-4 миллиона CAPEX на каждую АЗС под брендом «Юнигаз». При потере преимуществ федерального бренда омская компания вынуждена наращивать расходы. И в Омской области вряд ли ситуация уникальна.

Зависимость ПАО «Лукойл» от успеха реализации собственного топлива на внутреннем рынке на АЗС минимальна, тем более что вероятность реализации собственного топлива от «Лукойла» на большом количестве заправок под брендом «Лукойл» в ряде регионов по понятным причинам от единицы стремится к нулю. Хотя это формальное требование франшизы. И вовсе не продаж топлива, похоже, большой «Лукойл» ждет от своей франшизы. Ждет просто денег. Например, от «Юнигаза» 80 – 90 миллионов. Чтобы франшиза имела для большой компании значимый смысл.

Фото с сайта unigas-azs.ru



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2022/yanvar/1/s-rynka-omskih-azs-uhodit-lukoyl