В Грузию через Калмыкию

Дата публикации: 03 августа 2023

Путешествие на автомобиле: цифры, нюансы, эмоции. 

В сентябре 2022 года вдвоем с мужем на гибридном автомобиле Тойота Приус мы отправились по маршруту Омск-Тбилиси через Южный Урал, Сергиевск, Ульяновск, Волгоград, Элисту, Верхний Ларс.

Цифры

В целом мы проехали 9393 км (в обе стороны). По России пробег составил 7448 км, а стоимость топлива обошлась чуть более 30 тыс. рублей. С такими цифрами мы попали в число статистически редких путешественников, поскольку, по данным Национального агентства финансовых исследований, в основном россияне в 2022 году предпочитали отдыхать недалеко от дома: более 60% на расстоянии до тысячи километров в обе стороны, и всего 6% проехало более 5 тыс. км. Мы убедились в этом, добравшись до Грузии, – там за пару недель встретили всего одну машину с омскими номерами. А у одного из водопадов по дороге в Сванетию рядом с нами остановился мотоциклист. Откинув забрало шлема, он, будто не веря своим глазам, поинтересовался, действительно ли мы из Омска. Оказалось, парень – наш земляк, из Новосибирска, но добирался до Кавказа не на собственном железном коне, а арендовал его уже в Грузии. Он уважительно кивнул головой и умчался вниз по серпантину.

Одна из основных статей расходов при поездке на авто – бензин. У Приусов здесь преимущество: расход топлива на машине с гибридным двигателем в среднем составил 5,5-7 литров на 100 км. Платных дорог на указанном маршруте пока нет. Проблемы с заправками на федеральных трассах отсутствуют. Однако нужно понимать, что на региональных дорогах крупных заправочных сетей практически нет. Там в основном встречаются небольшие заправки, чаще безымянные.

Дорога Омск – Верхний Ларс с одним водителем в спокойном режиме заняла четыре дня. По пути заехали в Ульяновск к друзьям и провели у них две ночи. Это дало возможность нормально выспаться: все остальные ночевки прошли в машине. И тут проявился один из минусов старенького Приуса – у него сиденья не раскладываются на комфортные для ночевки 180 градусов. Только ночь за Уфой мы провели в палатке. Съехав с трассы, неожиданно обнаружили удобное место посреди поля цветущих подсолнухов. Судя по состоянию земли, дождей давно не было, трещины уходили в почву на 10-15 сантиметров. И до утра под палаткой пищали и шуршали мышки-полевки. Так себе отдых.

Ночевки в палатке нужно планировать – специально искать места. Вдоль федеральных трасс кемпингов нет, шанс случайно наткнуться на удобное место для установки палатки близится к нулю. Кроме того, все повороты с трассы страшно замусорены – одноразовыми салфетками, туалетной бумагой, бумажными стаканчиками от кофе с ближайшей заправки и прочими благами цивилизации. В Курганской области на одном из таких поворотов местные даже уставили баннер с надписью: «Здесь стоянки нет! Здесь ночевки нет! Здесь туалета нет!». Кстати, о туалетах. На федеральных трассах найти их можно на заправках и в придорожных столовых. В 70% случаев туалеты при заведениях общепита бесплатные, однако есть и за деньги.

Поставить палатку на «пьяной елке», которых не так уж много встречается на дорогах, тоже будет сложно. К ночи все паркинги обычно уже заставлены фурами. Как следствие, почва на них пропитана ГСМ. Справедливости ради скажу, что на одном из паркингов в Башкирии мы видели палатку в 20 метрах от федеральной трассы. С трудом могу представить, как можно уснуть под гул автострады.

Несколько раз мы собирались переночевать в отелях, но, как назло, под вечер, когда хотелось спать, они не попадались. Иногда на протяжении 50-70 километров не встречалось ни одного. Поэтому приходилось довольствоваться машиной. Ночевки в отелях – это плюс к комфорту, но минус в бюджете путешествия. Например, в мотеле в Татарстане номер на двоих без удобств обойдется 1700 рублей, с удобствами – от 2 тыс. рублей.

Столовые на федеральных трассах встречаются гораздо чаще гостиниц. При этом на региональных дорогах, например, в Ульяновской области мы их практически не видели. Исключение – небольшие городки, где целенаправленно занялись решением проблемы питания водителей. Так, недалеко от Ульяновска мы обнаружили «пирожковую столицу России» – деревню Муловка, где есть и парочка неплохих столовых, и пирожковые с ассортиментом жареных, печеных пирожков. Большой выбор кафешек и в селе Дубовый овраг в Волгоградской области. Но такие места, увы, единичны.

В сетевых столовых на федеральных трассах чисто, светло, понятное меню, свежие блюда, приготовления которых не нужно ждать. Цены разные. Например, завтрак в сетевом кафе «Ривьера» в Татарстане на двоих нам обошелся 850 рублей: две запеканки, два кофе, один кусочек чизкейка. Для сравнения: за обед в столовой в Муловке мы заплатили 400 рублей, а в Ульяновске за солянку, салат, два вторых, два компота и пару пирожков с яблоками – 574 рубля.

Интересно, что в Грузии популярная в России примета, что хорошее и недорогое питание нужно искать там, где обедают дальнобойщики, не сработала. На дороге из Тбилиси в Сигнахи (оттуда видна Алазанская долина) мы остановились в мегапопулярном у грузинских водителей месте, но оказалось, что выбор блюд крайне ограничен, а их вкусовые характеристики не соответствуют нашим ожиданиям. Муж взял харчо, я – шашлык и соус к нему. Попробовав последний, утерла выступившие слезы, предупредила супруга, чтобы был осторожен. Но со словами: «Ты еще мое харчо не пробовала» он спокойно съел весь соус с хлебом. Думать, что для Грузии такая ситуация в порядке вещей, не стоит – ни в одном другом грузинском заведении общепита ничего настолько острого нам не предлагали.

В 2022 году дороги на Урале, в Башкирии, Татарстане, Калмыкии активно ремонтировали. Трассу «Урал» постепенно делают четырехполосной. Это открывает хорошие перспективы для будущих путешествий, однако когда едешь здесь и сейчас, ремонты представляются сплошным злом, поскольку серьезно тормозят передвижение. Самую длинную автомобильную пробку мы нашли в Башкирии: при температуре +30 стояли практически на одном месте около двух с половиной часов. За это время кондиционер дважды выдавал перегрев. На данном участке было организовано реверсное движение. Летом, когда идут активные ремонты и строительство дорог, реверсные отрезки на дороге встречались по два-три раза в день. Надо заметить, что классических двухполосных дорог (как на трассе Омск-Тюмень) на нашем маршруте в европейской части России практически не было. Мой личный рейтинг самых скверных дорог возглавила Калмыкия. Там встретился настолько убитый участок, что на нем и следы асфальта было сложно найти.

Эмоции

Прелесть путешествия на автомобиле в том, что есть возможность рассмотреть все, что хочешь, передвигаться в комфортном режиме. За эту поездку мы не раз замирали в восторге и удивлении. Никогда бы не поверила, что утренние туманы в соседней Курганской области так живописны: это не сплошная облачность, которая иногда появляется в Омске, а небольшие слоистые тучки, нависающие над дорогой, цепляющиеся за березовые околки, зависающие низко-низко над полями. А увидеть на рассвете в Поволжье резвящуюся косулю было просто чудом.

Торговли на трассах почти нет, пожалуй, только в районе Камышина на обочинах продают арбузы и дыни. Увидев на больших развалах свежие плоды, еще недавно зревшие на окрестных полях, мы не удержались и купили полосатую ягоду. Пришлось съезжать с трассы на пикник. Продавцы говорят, что в августе-сентябре все арбузы спелые. Подтверждаем.

Чем дальше уезжаешь от дома, тем больше удивительного. Самым непредсказуемым местом дороги до Грузии стала, пожалуй, Калмыкия. Заехали в нее вечером, когда уже стемнело. Причем до черноты. Видна была только дорога в свете фар и горизонт в вспышках молний. Сначала они сверкали впереди, создавалось впечатление, что едем в самый эпицентр грозы. Потом слева и справа. При этом дождя не было. Во время всполохов стало ясно, что едем по голой степи без деревьев, однако более подробно рассмотреть местность – насколько она холмистая или, наоборот, ровная, много ли озер вдоль дороги – не удавалось. Поэтому, когда на обочине мелькнула табличка: «В сырую погоду на обочины не съезжать!», стало немного не по себе – что же там за почва? Болото? Тем не менее к полуночи пришло понимание – ночевать придется именно в степи. С дороги съехали очень аккуратно, углубляться в незнакомую местность не стали, тем более что трафик на трассе в Калмыкии не слишком интенсивный, шума от дороги немного. Правда, спать пришлось с открытыми окнами, температура воздуха за бортом машины в полночь составляла +35 градусов.

Утром мы обнаружили, что калмыцкая степь вполне похожа на нашу, такая же неровная, поросшая сухостоем, что недалеко от нас на противоположной обочине дороги ночевали несколько фур. В светлое время ехать по Калмыкии интереснее. Мы выяснили, что в республике очень мало сельскохозяйственных угодий, в центре страны степь почти никак не используется, лишь изредка встречаются небольшие стада пасущихся животных.

С круглосуточной едой в Калмыкии напряженка. Проснувшись на рассвете, мы доехали до Элисты, но найти питание в спящем городке в 6 утра не удалось. И только преодолев еще полсотни километров, наконец увидели открытое придорожное кафе. Пара яичниц и чашек кофе, винегрет и кексик обошлись 590 рублей. Обед в этот же день в Зеленокумске был сытнее и дешевле.

После Элисты на дороге стали встречаться участки без асфальта. Со скоростью 20-30 километров в час мы пытались преодолевать их по центру дороги, по обочинам, всеми возможными способами. К счастью, они не продолжительны – не более 10 километров. На Ставрополье качество дорожного покрытия улучшилось, а пейзажи повеселели: сначала появились поля, потом лесополосы вдоль трассы, небольшие оазисы зелени в оврагах, а ближе к Пятигорску на горизонте обозначились горы.

Но настоящие горы на этой дороге мы увидели только за Владикавказом, когда ехали к пограничному переходу Верхний Ларс. О путешествии по Грузии расскажу в следующем очерке.

Фото автора


© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2023/avgust/28/v-gruziyu-cherez-kalmykiyu