Марина КАЗАКОВА: «Параллельно учусь в превентивной школе интегративной медицины. За этим направлением стоит будущее»

Дата публикации: 21 декабря 2023

Подведены итоги конкурса «УМНИК-2022».

Одним из победителей, получивших на реализацию проекта грант, стала врач акушер-гинеколог Женской консультации № 1 Роддома № 2 Марина КАЗАКОВА. Обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО расспросила автора проекта «Разработка электронного ассистента в лечении женщин с послеродовым эндометритом после операции кесарева сечения», при каких ситуациях он поможет, узнала, как создавалась программа.

– Марина Борисовна, расскажите о вашем проекте.

– Мы разработали прототип программы, которая будет помогать врачам в принятии тактики лечения. Врачи всегда руководствуются клиническими рекомендациями, т. е. при ведении пациента используют конкретный документ, согласно которому принимают то или иное решение. Однако по данному заболеванию такого документа сейчас нет, он устарел. Речь идет о женщинах после кесарева сечения, когда возникает эндометрит – воспаление матки. Им угрожает удаление органа в связи с развитием осложнений. Между тем можно обойтись другой операцией, при которой иссекается рубец там, где находился разрез матки. Считается, что именно он является источником инфекции. И наша программа способна дать рекомендации – нужно делать данную операцию или нет. Ее цель – не всех прооперировать, ведь еще одна операция после кесарева сечения – достаточно непростая вещь. Задача – выявить женщин, имеющих серьезные проблемы, установить за ними максимальное наблюдение и выполнить операцию тем пациенткам, которым она действительно необходима. Если ее не провести, может наступить тяжелое состояние и нужно будет удалять орган, а не рубец.

– Есть определенный алгоритм, заложенный в программу? Сколько факторов он учитывает?

– Да, есть статистически достоверная информация. На данный момент у нас шесть параметров, в том числе: есть ли гематома в области послеоперационного рубца, какое количество лейкоцитов, уровень СОЭ,  температура в первые сутки лечения и т. д.

– Ваша программа для каких врачей предназначена?

– Если все хорошо, то женщину после кесарева сечения выписывают из роддома на 5-6 сутки, а если что-то не так, то переводят в гинекологическое отделение. И наша программа рассчитана на врачей гинекологического стационара. Любая температура после родов расценивается как воспаление матки, и врачи стационара должны подтвердить или опровергнуть этот диагноз. Программа может применяться с третьего дня лечения, это время мы даем на применение консервативных методик – капельниц, антибиотиков, сорбентов – в надежде, что они помогут. Если не действуют, то врач вводит данные пациента в программу, и та дает свое заключение.

– А сколько вариантов заключений предлагает программа?

– Всего два: надо делать операцию или нет.

– Почему не распространить программу на весь эндометрит, не только после кесарева сечения?

– При других вариантах должна быть иная методика. Эндометрит может возникнуть и после естественных родов, но в этом случае проводится вакуум-аспирация содержимого из полости матки и продолжают лечение консервативно. Именно после кесарева сечения требуется данная операция. Еще раз подчеркну: она нужна не всем женщинам. А при хроническом эндометрите совсем иная методика лечения.

– Раз речь идет об операции, рискну предположить, что вы занимаетесь хирургическими вмешательствами. Какая у вас специализация?

– Я не хирург. Хотя раньше мечтала им стать, видела себя в стационаре. На первом году обучения была влюблена в хирургию. На 3-4 курсах дежурила в отделении общей хирургии, ассистировала на операциях. Но опытные хирурги меня отговорили (смеется). Сегодня я амбулаторный врач акушер-гинеколог, веду прием. Моя задача как раз в том, чтобы не допустить женщин до операции – до любой. У хирургов, кстати, тоже есть закон: лучшая операция та, которая не была выполнена. И это действительно так.

– Почему вас отговорили от хирургии?

– Объяснили, что это не женское дело, ведь при работе хирургом постоянные ночные дежурства. Говорили: не будешь видеть ни мужа, ни семьи и в итоге останешься одна. Да, так иногда бывает. И хоть я не стала хирургом, преклоняюсь перед врачами данной специальности, спасающими жизни других людей.

– Вы уже апробировали программу?

– Мы создали ее ретроспективно, т. е. за 10 лет проанализировали около 200 историй болезни. И на основании этих данных создали программу. Пока мы ее практически не использовали. Единственный случай был в прошлом году, когда поступила пациентка из района. И мой научный руководитель доцент ОмГМУ, кандидат медицинских наук Оксана Вячеславовна ЛАЗАРЕВА решила использовать программу: та показала, что нужно выполнять операцию. На данном этапе такие делает только наш профессор – заведующий кафедрой акушерства и гинекологии № 2 факультета педиатрии ОмГМУ доктор медицинских наук Сергей Владимирович БАРИНОВ. Операция достаточно сложная, но после нее у женщины буквально через несколько часов снизилась температура, улучшилось состояние, хотя это был девятый день болезни. Конечно, делать выводы рано. Поэтому мы хотим создать удобную программу для врачей, чтобы они начали пользоваться ей.

– Какой смысл в программе, если всего один хирург делает такую операцию?

– Смысл будет. Для начала важно показать врачам, что программа работает. Когда они увидят результаты, поймут, что она дает правильные заключения, тогда задумаются о проведении данной операции. Она будет интересна врачам, которым не безразличен престиж профессии и важно сохранять матку. Это простимулирует их начать делать операции. Помимо программы хотим разработать обучающие курсы о базовых моментах операции для врачей.

– Как случилось, что операцию проводиттолько один врач?

– Потому что он сам предложил эту методику. В городе много грамотных и опытных хирургов, они тоже в состоянии сделать такую операцию, просто пока о ней не знают. Дополнительно оборудование для нее не нужно, она полостная, делается через разрез.

– На что потратите средства гранта?

– Часть денег мы уже получили. Во-первых, эти средства направим на оплату работы программистов, во-вторых, на закупку реактивов. Хотим расширить спектр параметров по анализу крови. Сейчас активно ведем работу с программистами. Примерно через полгода планируем начать внедрять программу. Сначала будем проверять ее эффективность на базе нашей кафедры, которая находится в отделении гинекологии в областном роддоме. В конце года у нас должна уже быть на руках более-менее рабочая версия.

– В каком виде будет существовать программа?

– Она создается для использования на ПК. Мы пока не решили, будет продаваться лицензия на использование программы либо обновления. Схема простая: медицинское учреждение приобретает лицензию на программу, и все врачи получают к ней доступ.

– Чем вы увлекаетесь вне работы?

– Люблю заниматься йогой и читать книги, вязать, изучать новое в профессии. В данный момент параллельно учусь в превентивной школе интегративной медицины. За этим направлением стоит будущее. Конечно, не все врачи его одобряют, но президент РФ подписал указ о внедрении такой медицины в массы. И я заметила, что сейчас на классических конференциях, которые проводят Москва, Санкт-Петербург, все чаще стали звучать доклады по этому направлению.

– А когда вы выучитесь, вам разрешат внедрять эти неклассические методики?

– Внедрять можно все, что действительно работает. И это направление в том числе. Многие врачи и пациенты до сих пор полагают, что интегративная медицина неправдоподобна, а на самом деле уже давно есть научные статьи, где приводятся доказательные данные по использованию витаминов, микроэлементов, точно так же, как это происходит с лекарственными препаратами. Например, если раньше никто не знал про то, что витамин D нужен всем, сейчас многие все-таки пришли к его назначению. А ведь эта информация была доступна уже 10 лет назад. Наше незнание, нежелание знать неблагоприятно влияет на здоровье. Есть пациенты, которые готовы на многое, лишь бы наконец получить результат. Какие методики ты использовал, им не важно, главное – результат. И здесь, как говорится, победителей не судят.

Биография

Марина Борисовна КАЗАКОВА, врач акушер-гинеколог Женской консультации № 1 Родильного дома № 2

Марина КАЗАКОВА родилась 23 января 1997 года в городе Когалыме Ханты-Мансийского автономного округа. В 2015 году окончила школу №6 города Когалым и поступила в ОмГМУ. 2021 – 2023 годы – учеба в ординатуре. С 3 курса начала работать в стационарах Омска – дежурила в хирургических отделениях, ассистировала на операциях. С 2021 года работала в Роддоме № 2, с 2022 года – в Женской консультации № 1 Роддома № 2 города Омска.

Замужем.

Фото из архива Марины КАЗАКОВОЙ


© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2023/dekabr/48/186654