КСП: городские ярмарки были незаконны с самого начала

Дата публикации: 15 ноября 2023

Бывший директор МУП «Муниципальные рынки» Александр АЛГАЗИН сдал все места на омских ярмарках посредникам за цену, в восемь раз меньшую рыночной. 

8 ноября в Омском горсовете состоялось первое заседание рабочей группы по реорганизации муниципальных унитарных предприятий города Омска. Речь шла об акционировании МУП «Муниципальные рынки».

Ранее, в октябре, на заседании комитета по вопросам экономического развития депутаты обсудили отчет КСП о проверке этого МУП. Говорилось там об омских рынках и их низкой доходности, о том, что готовится программа развития и оптимизации предприятия. И только один вопрос депутаты аккуратно обходили стороной, хотя Контрольно-счетная палата впервые проанализировала его и представила поистине вопиющие факты.Те самые факты, о которых «Коммерческие вести» писали в январе 2022 года в статье "МУП «Муниципальные рынки», прокладки и ярмарки", не имея никаких прямых официальных документов, а только разрозненные отдельные свидетельства.

Кто от ярмарок деньги получает?

24 апреля 2020 года вышел приказ по МУП «Муниципальные рынки» об организации на территории города Омска 21 универсальной ярмарки. Далее, последовали приказы о плане организации и проведения ярмарок (от 4 августа), о форме заявки на участие (от 12 октября) и прочие. В дальнейшем было принято решение об организации еще 9 ярмарок. На тот момент директором МУП был Александр АЛГАЗИН, а мэром Омска – Оксана ФАДИНА.

Первые ярмарки в Омске открылись на улице Маяковского, 50 (15 октября 2020 года) и на улице 21-я Амурская, 39 (5 марта 2021 года). Как выяснили и сообщили в начале 2022 года «Коммерческие Вести», торговые места на этих двух ярмарках «Муниципальные рынки» предоставили в равных долях четырем ООО: «АСМ-маркет», «Гермес», «Маркет-2» и «Стрит-ритейл 4». А уж они сами далее сдавали места в субаренду предпринимателям.

Информации об арендаторах торговых мест на других ярмарках на тот момент нам обнаружить не удалось.

И вот КСП выдала наконец полный расклад (далее цитата):

«В ходе контрольного мероприятия установлено, что заключение МУП «Муниципальные рынки» (Сторона 1) договоров о предоставлении торговых мест на Ярмарках осуществлялось с определенными лицами, в том числе с 8 юридическими лицами (ООО «АСМ-маркет», ООО «Гермес», ООО «Стрит-ритейл 4», ООО «Маркет-2», ООО «Лайт», ООО «Диалог», ООО «Купеческие ряды», ООО «Цветочный базар») и 5 индивидуальными предпринимателями: ИП ГААГ А.Е., ИП КРУКОВСКИЙ Д.М., ИП ПЕЛИХ Т.Н., ИП ЖУМАТАЕВ С.К,, ИП ТКАЧЕНКО С.Ю. (Сторона 2).

По результатам проведенного осмотра Ярмарок установлено, что торговые места оборудованы павильонами (в отдельных случаях киосками) различной площади (от 7,5 кв. м до 128 кв. м), торговля осуществляется различными юридическими и физическими лицами, непосредственно Стороной 2 торговля не осуществляется».

То есть все эти лица являются посредниками. Обычно ярмарка делится поровну между 3-4. О двух ярмарках сказано выше, а вот для примера, как делятся 24 торговых места на проспекте Космическом, 18 б:

ИП ГААГ А.Е. – 8 мест;

ИП КРУКОВСКИЙ Д.М. – 8 мест;

ИП ПЕЛИХ Т.Н. – 8 мест.

Впрочем в целом за три года с 2000-го по 2022-й, наибольшая сумма арендной платы (свыше миллиона рублей) получена от «АСМ-маркета», «Гермеса», «Стрит-ритейла 4» и «Маркета-2».

До декабря 2022 года единственным учредителем ООО «Стрит-ритейл 4», а с декабря 2016-го по июль 2017-го единственным владельцем ООО «Маркет-2» был Сагидулла ЖУМАТАЕВ, человек в сфере НТО (нестационарные торговые объекты) известный.

В начале 2022 года ИП БЫРДА П.В. подавал иск в суд «о признании незаконными действий ответчиков ООО «Стрит-Ритейл 4», ООО «Цветочный базар», ООО «Купеческие ряды» (в виде картельного сговора путем чрезмерного повышения цены на торгах на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу город Омск, улица 10 лет Октября, дом 109 с целью выдворения добросовестных участников с аукциона и невозможности реализации преимущественного права на заключение договора ИП БЫРДА Павлом Владимировичем». От иска, правда, БЫРДА потом отказался, но след остался.

Не будем гадать, с кем связаны остальные ОО и ИП, но все они, несомненно, с кем-то связаны, потому что со всех них «Муниципальные рынки» брали одинаковую месячную арендную плату: «112 рублей за 1 квадратный метр независимо от месторасположения ярмарки».

КСП в ходе контрольного мероприятия провела сравнительный анализ рыночной стоимости аренды 1 кв. м рыночного места под размещение павильона или киоска на территории уличной торговой зоны существующих рынков и рыночной стоимости арендной платы за право пользования 1 кв. м торгового места на ярмарке. И вот что выяснилось: на Центральном рынке рыночная стоимость 1 кв. м в месяц (место под павильон площадью от 10 до 25 кв. м) под торговлю прочими непродовольственными товарами – 948 руб., под торговлю продовольственными – 704 руб. При том что вышеуказанным посредникам МУП сдавал каждый квадратный метр на ярмарках всего за 112 рублей в месяц.

Только от одной ярмарки на 21-й Амурской при 20 торговых местах по схеме размещения от 25 января 2022 года (раньше здесь торговых мест было больше) можно было получить, по подсчетам КСП, 3,18 млн руб. в год вместо полученных 376,8 тыс. руб. То есть плата была занижена в 8 раз. Надо полагать, посредники сдавали эти места куда дороже. И вся разница оставалась у них. Разве что, может быть, они с кем-то делились.

Во всяком случае выручка 2022 года у них существенно повыше выручки 2021 года.

Более того, эти ярмарки активно продвигало и областное Министерство экономики, кивая в поддержку на Минпромторг России, и даже губернатор Александр БУРКОВ лично подписал постановление № 2-п от 18 января 2022 года, которым разрешил ярмаркам организовываться «в границах полос отвода автомобильных дорог», что имело отношение только к вышеуказанным городским ярмаркам, а больше ни к кому другому.

Показательный пример: на территории с официальным адресом ул. Красный Путь, д. 24, корпус 1 (за остановкой «Улица Рабиновича») раньше стояло немало НТО, которые платили за аренду земли в бюджет, а потом открылась ярмарка, где те же мелкие предприниматели, продолжавшие находиться на тех же местах, стали платить посредникам. А бюджет в итоге получил гораздо меньше. Впрочем КСП утверждает, что бюджет ничего за ярмарочные земли от МУП «Муниципальные рынки» не получал.

Ярмарки изначально были незаконны

Когда эти городские ярмарки создавались в 2020-2021 годах, обоснованием их законности были ссылки на Федеральный закон № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и постановление правительства Омской области № 160-п «Об утверждении Порядка организации ярмарок в Омской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них» (омский Порядок, понятно, опирался на федеральный Порядок).

Как сказано в отчете КСП, правовые основы создания городских ярмарок были изначально сфальсифицированы:

«Организуемые МУП «Муниципальные рынки» Ярмарки не подпадают под определение формата ярмарочной торговли, определенное Методическими рекомендациями по организации ярмарочной торговли и указаниями по вопросу проведения в субъектах РФ ярмарок по следующим критериям: режим работы Ярмарок ежедневный, круглогодичный, договоры о предоставлении торговых мест на Ярмарках заключены МУП на длительный срок (5 лет), размещенные на Ярмарках павильоны (киоски) не являются легковозводимыми торговыми объектами (лотками и палатками).

Субъектами ярмарочной торговли являются организаторы, деятельность которых состоит в создании условий и возможностей для совершения торговых операций, и продавцы, осуществляющие розничную торговлю с использованием оборудованных торговых мест.

МУП «Муниципальные рынки», являющимся организатором ярмарок, создание условий и возможностей для совершения торговых операций не обеспечивается, поскольку договоры о предоставлении торговых мест (необорудованных. – Л.А.) заключаются с посредниками, а не напрямую с продавцами».

В итоге КСП пришла к выводу, что ярмарки таковыми не являются и по сути подменяют собой процедуру размещения нестационарных торговых объектов (НТО). То бишь созданы для того, чтобы без торгов получить хорошие места для НТО без конкурса. О чем «Коммерческие Вести» и утверждали в самом начале их деятельности.

Ярмарки ликвидировать

Омские СМИ не заметили, что на бумаге городских ярмарок больше нет.

11 сентября 2023 года, в последний день своей работы в департаменте имущественных отношений Омска, Дмитрий МАХИНЯ подписал распоряжение, во исполнение которого новый директор МУП «Муниципальные рынки» на следующий день, 12 сентября, подписал приказ № 128 «О прекращении работы ярмарок, организованных на территории города Омска». Согласно приказу все существующие 20 ярмарок должны прекратить деятельность. С перечислением всех адресов.

Пунктом вторым этого приказа значилось следующее:

«В срок до 30 сентября провести мероприятия, направленные на освобождение торговых мест участниками ярмарок».

А пункт 4 гласил:

«Менеджеру ЩУКИНОЙ Т. В. в срок не позднее 15.09.2023 уведомить всех участников ярмарок о прекращении работы ярмарок и необходимости освободить торговые места от размещенного оборудования».

Однако 29 сентября директор Илья ОЧКИН подписал другой приказ во изменение приказа предыдущего, из которого убрал все упоминания об освобождении торговых мест: просто прекратить деятельность – без подробностей.

Однако сегодня все эти ярмарки продолжают работать как ни в чем не бывало. Но в них нет ни малейшего следа присутствия МУП «Муниципальные рынки». МУП теперь к ним отношения не имеет. А вот кто имеет и каким образом – это вопросы для разбирательства соответствующих органов.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2023/noyabr/43/ksp-gorodskie-yarmarki-byli-nezakonny-s-samogo-nachala