Создать экосистему или сделать упор на маржинальные продукты?

Дата публикации: 07 сентября 2023

Извечные бизнес-вопросы и ответы на них от действующих омских предпринимателей. 

24 августа в lounge-баре Krug состоялся последний разбор в летнем сезоне управленческих кейсов Scale Up по методике международной программы StartUp Huddle.

ЦДС «Стандарт»

Первый бизнес-кейс представила Виктория КОРОТЫНСКАЯ, учредительница и директор ООО «Центральная диспетчерская служба «Стандарт». Ее предприятие, созданное в 2019 году, специализируется на ликвидации бытовых проблем, сотрудничая с УК, ТСЖ, ТСН:

– Когда сотрудники, обслуживающие ваш дом, уходят отдыхать с пяти вечера до восьми утра, наша аварийная служба заступает на дежурство, прикрывая все аварийные ситуации, происходящие в многоквартирном доме. Под присмотром «Стандарта» уже 41 628 омичей. Преимуществом нашей работы является оперативная обработка и исполнение заявки: с момента поступления звонка в службу до момента прибытия аварийного экипажа на место проходит не более 30 минут.

Выручка ЦДС составила за прошлый год 26 миллионов рублей, рентабельность – 17%. КОРОТЫНСКАЯ призналась, что это не самые высокие показатели в сфере ЖКХ, однако она гордится тем, что ее фирма работает полностью вбелую. Средний чек организации – 80 144 рубля. Минимальный – 4 310 рублей. Предпринимательница старательно подчеркнула, что берется за работу самых разных объемов – как за контракты с управляющими компаниями, в ведении которых по 30–40 домов, так и с маленькими ТСЖ в двухэтажных домах на 16 квартир. Сотрудничает «Стандарт» и с частным сектором, например, оказывая услуги по прочистке канализации:

– Мы являемся своего рода посредниками между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями – ведем договорную работу, передаем показания, разрешаем спорные ситуации, наши сметчики высчитывают планы текущего ремонта, закрывают отчеты (ежемесячные, квартальные, годовые), чтобы компании могли отчитаться перед своими жильцами о том, в каком размере были израсходованы вверенные им денежные средства.

КОРОТЫНСКАЯ уже реализует планы расти не только в B2B, но и в B2C сегменте – создает компанию по оказанию бытовых услуг для частных лиц, так называемых мастер на час: работа электрика, сантехника, покос газона, уборка снега, регулировка окон, обслуживание кондиционеров и прочее. Целевая аудитория этого проекта – женщины как одинокие, так и с недоступными по разным причинам мужьями, он носит название: «Вика, выручай!».

Предпринимательницу интересовало, где присутствующие ищут мастера на час. Оказалось, что на Avito, Profi.ru, Яндекс.Услугах, а также просят рекомендовать фирмы в гипермаркетах, где покупалась мебель, сантехника, вроде Леруа Мерлен или Бауцентра. Особое внимание традиционно уделяется рейтингу специалиста и отзывам. Основатель Osminog Project Андрей ГАЛАЕВ посоветовал запустить чат-бот в телеграме: многие современные люди буквально живут в этом мессенджере, и если бы существовала возможность заказать онлайн нужную услугу и переслать своей супруге сообщение о том, что мастер придет в определенное время, «Стандарт» точно обзавелся бы новыми постоянными клиентами. Женщины порекомендовали развесить объявления о «Вика, выручай!» на подъездных досках, чтобы примелькаться.

Подняли вопрос и о прозрачности цен. КОРОТЫНСКАЯ успокоила: у них устоявшийся прайс-лист – перед устранением неполадок мастер показывает, что ему предстоит сделать, поэтому клиент заранее знает стоимость услуг. Особое значение в аудитории придавали наличию гарантийного талона на проведенную работу. Предпринимательнице посоветовали обратить внимание на обслуживание коттеджных поселков и рассмотреть возможность ремонта в отсутствие хозяев дома. Виктор ФЕДОРОВ, совладелец зоопарка «Вилла» предложил двигаться в сторону телеЖКХ по аналогии с телемедициной: консультировать клиентов онлайн по фото- и видео – что если проблему можно устранить дистанционно, без вызова мастера на дом? Или предпринять необходимые меры безопасности до встречи со специалистом, который, будучи в курсе ситуации, успеет по пути купить требующиеся расходники? Озвучили вариант и проводить бесплатную диагностику – себестоимость обслуживания одной подобной заявки для КОРОТЫНСКОЙ 500 рублей, эти средства можно считать вложениями в маркетинг.

City flowers

Второй кейс представила Юлия ГОРДЕЕВА, владелица салона City flowers, открывшегося в феврале 2020 года. Пандемия не сломила начинающий бизнес: предпринимательница оперативно переключилась на доставку – омичи хоть и спрятались от ковида по домам, но не перестали поздравлять друг друга с праздниками. В августе салон City flowers переехал в цветочное сердце города – на улицу Лермонтова в районе площади Ленина. Он и по сей день там работает в круглосуточном режиме. В феврале 2022 года открылся павильон City flowers на остановке «Космос». Помимо живых цветов, в сети торгуют сопутствующими товарами – стеклянными вазами, мягкими игрушками, воздушными шарами, медом, свечами, изделиями из гипса, ароматической продукцией и очень популярным питерским шоколадом «Счастье».

Оборот компании вырос со 100 тысяч рублей в первый месяц работы до 2,5 миллиона в июле 2023-го. В декабре ГОРДЕЕВА планирует довести этот показатель до 3,5 миллиона, открыть собственный склад и филиал на Левобережье, а в дальнейшем освоить Нефтяники и прочие районы города. Предпринимательница гордится широким ассортиментом City flowers и стойкостью букетов, которые, соответственно, стоят дороже, чем у конкурентов. Есть у них и любопытная услуга – аренда вазы для высоких цветов.

ГОРДЕЕВУ предупредили: если она хочет расти, то не должна забывать о качестве сервиса. В пример ей привели известную омскую сеть цветочных магазинов, которая теряет покупателей просто потому, что их флористы не успевают обработать все заказы. Порекомендовали спикеру почаще дарить букеты омским инфлюенсерам – пускай те из благодарности потом рекламируют City flowers в своих соцсетях. А выбирая локации для новых салонов, не стесняться вставать рядом с мастодонтами рынка – садиться на их трафик.

ФЕДОРОВ предложил не скупиться на витрину салона на Лермонтова, сделав ее самой привлекательной на улице. А также подал занятную идею о trade-in: новый букет с разумной скидкой в обмен на старый – и голова не болит, как утилизировать увядшие цветы. Аудитории мысль понравилась: несколько предпринимательниц сообщили, что регулярно покупают свежие цветы для украшения квартиры. Почему бы вообще не ввести «подписку» – регулярную еженедельную доставку?

Как выяснилось, люди готовы переплачивать за букеты, если их можно заказать удобно и быстро в пару кликов: мобильное приложение и чат-боты в мессенджерах чрезвычайно востребованы и в этой сфере. Столь же необходима и доступность в переписках консультантов и курьеров: далеко не всегда доступна возможность решить вопрос в телефонном разговоре. ГОРДЕЕВОЙ посоветовали запустить наружную рекламу для эффективных «касаний»: центр «Мой бизнес», например, бесплатно помогает разработать креатив для цифровых экранов и дарит бонусные баллы, переводимые в рубли, при пополнении рекламного счета. Востребованы омичами и брендовые фотозоны: снимки вирусно распространяются по соцсетям, западая зрителям в подсознание. 

«Интекспро»

Третий кейс принадлежал Яне ЛАПШИНОЙ, владелице Центра дополнительного образования в сфере информационных технологий для детей и взрослых «Интекспро», которому уже более 10 лет. Центр сотрудничает с московскими вузами и образовательными министерствами, выигрывает президентские гранты, подготавливает детей к поступлению в университеты, оказывает услуги дополнительного образования. Этим летом в его рамках были запущены новые направления – разработка цифровых решений для бизнеса и обучение публичным выступлениям. В команде 15 человек, центр работает в собственной CRM-системе. ЛАПШИНА не только оцифровывает с командой бизнес-процессы микро-, малого и среднего бизнеса, но и проводит корпоративные тренинги, обучает социальному предпринимательству. Оборот предприятия – 10 миллионов рублей в год.

Разнообразие слабо сочетающихся между собой направлений расфокусировало предпринимательницу, и она пришла с запросом, как собрать их в единую платформу. ЛАПШИНОЙ посоветовали объединить все перечисленное под брендом корпоративного университета, в котором могут учиться как взрослые, так и дети или экосистемы для бизнеса. Есть вариант и просто сосредоточиться на самом маржинальном продукте – автоматизации предприятий. Не ровен час и государство, активно вкладывающее ресурсы в IT-образование подрастающих поколений, просто выдавит частников с этого рынка. В аудитории порассуждали: раз уж профессиональному педагогу так нравится ораторское искусство, пускай она развивает личный бренд и посвящает себя этому, пока ее бизнес движется в ином направлении – достаточно найти грамотных управляющих. ЛАПШИНА похвастала: у нее нет проблем с делегированием и своими сотрудницами она очень довольна.

Юлия АЛХАМВИ, совладелица одноименной кондитерской порекомендовала как раз не распыляться: она с супругом тоже поначалу стремилась охватить всю арабскую кухню, но их бизнес пошел в гору только после того, как они предпочли остановиться именно на производстве сладостей.

Фото автора



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2023/sentyabr/33/sozdat-ekosistemu-ili-sdelat-upor-na-marzhinalnye-produkty