Геннадий ФРИДМАН: «Опасно выходить на рынок с дрянью. Ты, может, поправишь его позже, но рынок все помнит»

Дата публикации: 05 мая 2019

Известный предприниматель рассказал как начинал в Омске бизнес по сотовой связи и частной медицине. 

Однозначным хэдлайнером (хоть так и не было заявлено организаторами) весеннего омского форума  Big Business Forum 2.0, собравшим предпринимателей, топ-менеджеров, инвесторов,  стал Геннадий ФРИДМАН, основатель бизнесов Группа «Ф-Консалтинг», ЗАО «Сибирская сотовая связь» (Теле2 Омск), сеть клиник «Евромед». Ему даже не посмели помешать выступать на сцене больше положенного. Более того, стоило известному предпринимателю выйти к широкой публике, та заранее взорвалась аплодисментами, достойными лидера популярной рок-группы. А уж после того как ФРИДМАН покинул сцену, вслед за ним ушла внушительная часть зрителей, оставив двух последующих героев мероприятия без внимания.

Свой спич Геннадий Шмерельевич обозначил как «Математик в бизнесе» – разумеется, он говорил о себе:

– Я сформировался в новосибирском Академгородке во времена его расцвета. Нам повезло общаться с великими лицом к лицу. Там были создатели всего: Леонид Канторович, выдающийся математик и Нобелевский лауреат по экономике, Сергей Соболев, создатель теории обобщенных функций, Герш Будкер, отец коллайдера. Представьте себе уровень! К нам съезжались на международные конференции. Мало кто знает, что первый в мире язык программирования придумали не в Америке, а в Советском Союзе, и он сразу был высокого уровня. Финансиализации не получилось, но был общий дух, что мы можем все.

ФРИДМАН рассказал, что местные студенты также создали первую в мире заочную физико-математическую школу, которой исполнилось 53 года. Когда же появился ОмГУ имени Достоевского, в Омск набирали маститых преподавателей из Томска, Иркутска и других городов. Тогда же у нас высадился математический десант из Новосибирска:

– Нам повезло быть пионерами. Не в смысле обладателей красных галстуков и барабанов, а первопроходцев. Алексей Андреевич Ляпунов, наш любимый учитель учил нас принципу: математик сделает лучше. В нас внедрилось здоровое нахальство. Мы не все знаем, но скорее всего,  сможем понять лучше других. Это очень важно.

И впервые этот принцип предприниматель реализовал в «героическое время» своей жизни да «и жизни страны в целом», когда начал заниматься продвижением сотовой связи:

– Появилась мобильная связь, но никто не понимал, что с ней делать. У нас было совместное предприятие со шведами. Сначала это была сестринская компания Millicom, потом мы взяли бренд Tele 2. Шведы к тому моменту присутствовали в 25 странах. Россия для них стала бриллиантом в короне. У них был великий отец основатель – Ян Стенбек, молодой миллиардер. Когда они входили в Англию, они сняли квартиру около British Telecom и на ее башне сделали лазерную картинку Tele 2. В Британии не нашлось ни одного средства массовой информации, которое бы не отметило это безобразие. Суд, конечно, все это запретил, но дело было сделано — бренд запущен. Но после того как они пришли в Россию, Ян Стенбек возьми да помри... Не научив никого, что делать дальше. В итоге они ушли практически из всех стран Европы, оставшись в Скандинавии, Прибалтике и России.

«Математик в бизнесе» подчеркнул, что именно научный подход позволил компании не просто закрепиться в нашей стране, но вывести ее на первые позиции:

– Первое условие успеха на массовом рынке – предлагаемый товар должен быть хорошего качества. Опасно выходить на рынок с дрянью. Ты, может, поправишь его позже, но рынок все помнит.

В частности, ФРИДМАНА страшно удивило то, что шведы не спешат выходить на «цифру» (2G), используя устаревшее оборудование, которое рано или поздно снимут с производства. Так как лицензии выдавались по городам, бизнесмен воспользовался этим и решился на прорыв:

– Мы поставили в Омске первую цифровую систему. И оказались впереди. Затем подключились Екатеринбург, Ростов, Иркутск, Челябинск. «Цифра» пошла по всей стране. «Как это –  в Омске есть, а у нас нет?»

Затем последовала лицензия на GSM (на сегодняшний день это наиболее распространенный стандарт, на который приходится около 80% мирового рынка мобильной связи), отмена роуминга. Последнее ФРИДМАН подглядел снова в Европе:

– Наша компания начала первой среди мобильных операторов в России плотно работать над сетью. Качество связи в Омске отметили многие. Только потом начали более-менее подтягиваться конкуренты.

Гнул свою линию бизнесмен и в плане финансовой политики, долго сдерживая повышение цен на услуги:

– В Европе перестали платить за входящие звонки. Многие считали, что в России это не пойдет. Даже слово есть такое — «западло». С какой стати только я буду платить, если хочу Пете позвонить?

Пришлось приложить немало усилий для лоббирования, признался глава «Ф-Консалтинг», но опять же именно в Омском регионе это было реализовано впервые. Только спустя 10 лет это оказалось прописано в законодательстве.

А потом... Случился дефолт: рубль упал в четыре раза. Все продолжали держать долларовые цены, а ФРИДМАН рассудил, что у людей стало в четыре раза меньше денег, и оставил цены рублевыми:

– У нас даже был слоган: у всех  упал, а у нас стоит... Мы телефоны продавали в убыток — тоже по рублевой цене. За полгода мы утроили абонентскую базу, фактически купили абонентов (1 млн. человек), заняли 55% рынка.

Бизнесмен порекомендовал всем активно развивать сеть своего присутствия: бояться некого и терять нечего. По мнению ФРИДМАНА, проще удержать уже «разбухшую» базу клиентов, чем нарабатывать ее постепенно. Поэтому агрессивным и ярким маркетингом пренебрегать в принципе не стоит. Однако это все уместно при выходе на рынок и на этапе быстрого роста компании. Затем следует снизить градус своего бахвальства и пытаться удержать клиентов. И, конечно, никогда не стоит забывать о технологических нюансах:

– Конкуренты это не враги – никогда, ни на каком из этапов. Это всего лишь те, кто живут на вашей территории. Не надо стараться их убить. У всех одна задача – повышение доходности.

Когда компания заняла лидирующее положение на рынке, ФРИДМАН позволил себе на 5% повысить цены на услуги. Этому примеру сразу же последовали и остальные сотовые операторы. Однако никакого сговора не было, уверял бизнесмен.

Затем он коротко рассказал про «Евромед» — о том, что созданием сети клиник обязан Славе ШУГОЛЬ, к которой ходил в «Доктор Саш». ШУГОЛЬ настаивала на том, что в Омске пора сделать настоящую медицину, и плотно взяла ФРИДМАНА в оборот. Бизнесмен согласился, но его обстоятельный подход не позволил ему просто открыть клинику, он сразу запустил полноценный комплекс. Вернее, первоначально планировалось, что клиника займет лишь один этаж свежепостроенного здания, но она продолжала разрастаться. Расширение же до сети не заставило себя долго ждать: однажды Геннадию Шмерельевичу позвонил один из «больших начальников» и возмутился, что в «Евромеде» очереди не меньше, чем в районной поликлинике. Бизнесмен начал открывать другие филиалы. В один из них он закупил дорогостоящие томографы, которые найдешь даже не в каждом регионе. Фридман приглядел их в Израиле. Он признался, что эта покупка была скорее имиджевой составляющей, потому что финансово подобные приобретения себя никогда не оправдывают.

Завершая выступление, предприниматель напомнил о докладе, с которым он выступал на одном из мероприятий в начале декабря 2014 года. Тогда публика сочла его прогнозы пессимистичными. Через 10 дней все получилось так, как предсказал ФРИДМАН, – рубль обвалился в два раза. Организаторы выложили ролик с этим выступлением на YouTube, и бизнесмен устал разгребать почту со всего мира. В основном в письмах, разумеется, были вопросы о том, как же столь ловко математик вычислил наступление этого события, и о том, какой курс доллара будет держаться в дальнейшем...

ФРИДМАН пояснил, что прошедший кризис невозможно сравнивать с событиями 2008 года. Тогда рубль упал, но отжался и начал снова расти. Сейчас же все происходит волнами. По замечанию ФРИДМАНА, то время, в котором мы живем, кризисным и вовсе не является – это просто новая реальность. «Так что давайте в ней жить!» – откланялся предприниматель, снова сорвав бурные овации.

На вопросы из зала осталось совсем мало времени. Евгения КЛИМАНОВА, гендиректор маркетингового агентства «Делфи» поинтересовалась у спикера, какое бы дело тот предпочел открыть сейчас, будь у него такое намерение. Однако Геннадий Шмерельевич фактически уклонился от ответа, напомнив о том, что попал в свои основные бизнесы, поддавшись на уговоры важных для него людей. Когда же предпринимателя спросили о сложностях семейного бизнеса, он представил всему залу своего внука Марка, назвав его вторым лицом во всей структуре – именно ему доверено преобразование системы управления.

Каких принципов при выборе партнеров придерживается ФРИДМАН? Он пококетничал:

– Всю жизнь служил в гвардейских, офицерских полках. Нигде не было низших чинов – в Академгородке со студентами разговаривали на равных, в сотовой компании мы утирали нос шведам. Меня везде окружали выдающиеся люди. Главный принцип – это доверие. Рядом должны быть умные, порядочные люди.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от10 апреля 2019 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/108781