Алексей САЯПИН, замдиректора гостиницы «Иртыш»: «В 2017-м заполняемость была 23%. По итогам 2018-го — уже 45%. К концу 1 квартала 2019-го она превысила 90%»

Дата публикации: 11 мая 2019

Муниципальные гостиницы вполне могут конкурировать с частными отелями (полный текст). 

В 2018 году в МУП «Гостиничный комплекс «Иртыш» много лет руководившую отелем Галину КУЛЕКИНУ сменил на посту молодой управленец Михаил МОРОЗОВ, а его заместителем стал депутат Горсовета Алексей САЯПИН. Последний и поделился новостями предприятия с обозревателем «КВ» Анастасией ПАВЛОВОЙ.

– Начну с актуального вопроса: как все-таки трудовой коллектив отреагировал на смену руководства? Мы писали, что он даже подавал петицию на имя Владимира ПУТИНА с просьбой учесть риски рейдерского захвата гостиницы.

– Конечно, смена руководства – стресс для любого коллектива. Но я не могу сказать, что он был слишком мощным и уж тем более затяжным. Сразу могу успокоить: ни о каком рейдерском захвате не может быть и речи. Просто гостиница нуждалась во встряске, а вся работа – в переформатировании. С 2012 года шло снижение всех финансовых показателей. Если в 2012-2013 гг. оборот гостиницы был 61 млн. руб, то в 2017-м он снизился уже до 35 млн. Разумеется, нас встретили настороженно, атмосфера была тревожная: люди ожидали от нас чего угодно. Но за те пять месяцев, которые мы руководим гостиницей, не уволился ни один работник низшего звена – горничные, сотрудники общепита, то есть те, на которых и держится гостиничный комплекс. С января мы начали стабильно выплачивать премии, поскольку оказалось, что гостиница может эффективно управляться и приносить деньги. Все слухи остались лишь слухами.

– А кто уволился?

– Мы провели мониторинг рабочего дня некоторых сотрудников, и оказалось, что они работают пару часов в день. Например, заведующий хозяйством в общепите, заведующий складом. Мы закупаем продукты, и они сразу идут в готовку, так что по большому счету в этих ставках не было смысла. Некоторые должности были сокращены, а их немногочисленные обязанности распределены между другими работниками. Главный бухгалтер приняла решение уйти сама – она уже имела право выйти на пенсию, что она и сделала. Но большая часть коллектива, подчеркиваю, осталась, каких-то глобальных кадровых пертурбаций не свершилось, однако изменился сам формат работы и организация труда в целом.

– Вы уверяете, что риска рейдерского захвата гостиницы нет. Чем вы можете успокоить общественность?

– Для рейдерского захвата нужно ввести гостиницу в предбанкротное состояние, чтобы совершить отчуждение имущества. Но на сегодняшний день «Иртыш» находится в плюсе, большая часть кредиторской задолженности погашена, разработаны планы развития гостиничного комплекса, а часть проектов уже находится в стадии реализации.

– Что насчет долга по аренде за землю? В суде сумму скостили с 30 млн. до 6, но их же тоже нужно выплатить.

– Основную сумму долга мы уже погасили – 3,8 млн. рублей. Осталось выплатить пеню – 2,2 млн. рублей. В суде мы добились рассрочки выплат на 3 года – платим по 41 тысяче рублей в месяц. К сожалению, погасить единоразово этот долг не представляется возможным, так как необходимы средства на реновацию предприятия.

– Ранее заявлялось, что первое полугодие 2018-го гостиница работала в минус. Внезапно во втором полугодии она стала прибыльной. Как это возможно?

– За счет чего зарабатывают гостиницы? Разумеется, на размещении, услугах общепита, сауны, лекториях, аренде мангальных зон. Если мы посмотрим отчеты Контрольно-счетной палаты, то увидим, что в 2017-м  году заполняемость гостиницы составляла 23%. По итогам 2018-го этот показатель составил уже 45%. К концу первого квартала этого года он уже превышает 90%, хотя это считается низким сезоном. Только за эти три месяца мы уже выполнили годовой план по аренде аудиторий. Эффект дало все в комплексе. Мы с директором Михаилом МОРОЗОВЫМ проводим по 3-4 встречи в день, приглашаем к нам проводить деловые и банкетные мероприятия. Мы объехали почти все вузы, выступали «вкусными» спонсорами некоторых событий – предоставляли выпечку собственного производства. Гостиницы, расположенные в центре, известны всем. «Иртыш» же находится в очень тихом, душевном месте, поэтому для нас особенно важно заявить сейчас о себе. Для этого мы и занимаемся активным маркетингом.

– Почему этим, на ваш взгляд, не занималось предыдущее руководство?

– Мне сложно об этом судить, но предполагаю, что многих отпугивала трансляция в информационное пространство сокращения издержек. Экономия неизбежно сказывалась на качестве предоставляемых услуг, а депрессивное состояние – на  настроениях коллектива, на восприятии клиентов. Сейчас мы изменили посыл: мы объясняем, что находимся на стадии развития, вкладывая силы, время и средства в повышение комфорта постояльцев и разнообразие услуг гостиницы. Предыдущее руководство полностью сократило службу маркетинга, и это, как мне кажется, было серьезной ошибкой. Когда я заступил сюда в ноябре, у гостиницы не работал сайт – конечно, это отпугивало потенциальных гостей. Мы заказали его полноценное обновление.

– Каковы планы на текущий год?

– Увеличить наполняемость гостиницы в два раза.

– Почему реновацию начали с обустройства сауны?

– Конечно, нам хотелось начать ремонт с банкетных залов, но мы начали работу в высокий сезон, и все эти помещения оказались заняты, график аренды был расписан на несколько месяцев вперед. Мы не могли испортить праздники своим клиентам, поменяв сроки аренды, а сауна была в этот момент свободна, поэтому и начали с нее. Кстати, она обязательно должна быть здесь, учитывая, что «Иртыш» относится к трехзвездочным гостиницам. Сделана сауна была 30 лет назад: кафель безнадежно устарел, в бассейне была протечка – каждый день приходилось добавлять 10-15 кубов воды, чтобы восполнить уровень. Это тоже расходы. Мы полностью обновили парилку, отремонтировали чашу бассейна (поставили задвижку, загерметизировали), наладили подогрев воды, оборудовали зону отдыха светодиодными лентами. К концу апреля мы завершим ремонт и откроем сауну.

– Сколько потратили?

– Около 350 тысяч рублей.

– Цены повысятся?

– Нет, останутся прежними – 1500 рублей за час. Но эта сауна рассчитана на 6 человек.

– Кто подрядчик?

– Конкурс выиграл индивидуальный предприниматель, информация есть в открытом доступе.

– Что будет с вашим кафе?

– У нас сложился клиентский поток из сотрудников близлежащих предприятий – например, «ВНИМИ-Сибирь». Но мы всерьез принялись за разработку банкетного направления. К летнему сезону мы представим обновленное меню, которое сейчас продумываем с шеф-поваром – как основное, так и банкетное. Также активно работаем над открытием летней кухни – у нас есть балкон с великолепным видом на Иртыш. Там прекрасно проводить свадьбы, юбилеи и другие праздничные мероприятия. Организуем ремонт кафе-бара – идет подготовительная работа, скоро объявим тендер. Обновим кухню, освещение.

– Каков бюджет?

– Первоначально мы планировали потратить на все это около 3 млн. рублей. Но боюсь, что не уложимся в эту сумму в связи с появлением летней веранды. Хотя по большому счету для ее организации потребуется только закупить мебель и нанять персонал – 4 – 5 человек, если мы хотим принимать плюсом еще 50 гостей в день.

– Меню у кого-то подглядели?

– Мы провели гастро-рейд по лучшим заведениям Омска, так что у нас есть определенные наработки. Сейчас думаем над подачей блюд. Также в холле устроим лобби-бар. Хочется, чтобы гости с порога понимали, что в гостинице кипит жизнь. Люди смогут, не заходя в номер, пообщаться с другими постояльцами за чашечкой кофе.

– А бокалом мартини?

– Алкоголь будет продаваться в кафе. Больше двух лет назад было принято решение отказаться продлевать лицензию на продажу спиртных напитков. Мы же все-таки считаем, что комплекс услуг должен подразумевать и возможность расслабиться после напряженного трудового дня. Почему мы должны лишать наших гостей этой возможности? Кроме того, многие проводят на территории гостиницы какие-то деловые и частные встречи, и когда у людей при этом нет возможности угостить своего партнера даже бокалом вина, то получается, что мы обеспечиваем неполноценный сервис. Необходимое оборудование для работы системы ЕГАИС приобретено. Как только ремонт будет завершен, мы сразу же подадим документы. К слову, мы не ожидаем огромной выручки от продажи алкоголя, но эта мера позволит нам стабилизировать поток клиентов, которых мы теряем сейчас из-за отсутствия крепких и слабоалкогольных напитков.

– Что насчет гостиницы непосредственно, ее номеров? Будете что-то менять?

– Мы собираемся обновить 30% номерного фонда в этом году – 25 из 76 номеров. Заменим ковровое покрытие в коридорах.

– Ремонт косметический?

– Местами придется полностью переделать ванные комнаты, но в целом да.

– Сохранится ли тематичность номеров?

– Это неактуально в современном мире. Сохранится разделение номеров по классу – люкс, стандарт, эконом. Но они будут унифицированы.

– Появятся ли номера по типу хостелов – простые по убранству, по сниженной цене?

– Мы отказались от этой идеи. Как правило, такие номера пользуются спросом в отелях, которые находятся в оживленных деловых зонах, районах транспортных магистралей. Мы ориентируемся на более солидную аудиторию – бизнесменов, госслужащих, представителей правоохранительных органов, – нежели на контингент хостелов.

– Какие есть еще планы на развитие?

– Когда мы выведем услуги на нужный уровень качества, то примемся за ландшафтный дизайн пригостиничной территории. Рядом с нами находится заросший овраг, но если его почистить, то можно сделать функциональным. Организовать тюбинговые трассы, подвесные мосты, скалодром. Мы понимаем, что отель востребован в будничные дни и пустует в выходные. Исправить это можно, организовав пространство для семейного досуга. Обладателям омской прописки будут предоставляться привлекательные условия. Это отличный вариант отдыха, при котором не нужно заморачиваться с готовкой, уборкой, стиркой.

– Планируете привлекать частных инвесторов?

– Пока рано об этом говорить, в настоящий момент мы просчитываем затраты. Попробуем заявиться на гранты – федеральные, областные, газпромовский «Родные города». Также мы подглядели одну очень любопытную фишку в Новосибирске – интерактивное телевидение. Оно позволяет постояльцам ознакомиться со всеми нашими услугами, правилами нахождения в отеле, заказать еду себе в номер, настроить контент. Внедрение этой идеи довольно дорогостояще, ведь каждый номер придется оснастить смарт-телевизором, заказать соответствующее программное обеспечение.

– В чем сложность управления муниципальной гостиницей?

– Не секрет, что частным отелям легче маневрировать, устанавливая гибкие расценки и предоставляя скидки крупным и корпоративным клиентам. В какой-то мере мы уступаем им в системе лояльности, так как мы работаем в строгих регламентах, установленных для муниципальных предприятий, например, согласовываем тарифы с департаментом городской экономической политики. Однако сегодня у нас установлены довольно конкурентные рыночные цены, и нам есть что предложить своим клиентам. Наш тариф соответствует тем ценам, которые сложились в Омске для отелей нашего класса. Ну и плюс никто не мешает нам работать над качеством услуг, что мы сейчас и делаем. Мы вполне можем  конкурировать с другими омскими гостиницами, и первые финансовые результаты нашей работы уже показывают, что муниципальные предприятия могут и должны быть рентабельными.

Ранее интервью полностью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 апреля 2019 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/108876