Юрий ЧАЩИН о ЗИС: «Вне закона стали все, кто десятки лет развивался с учетом, что четких правил по эксплуатации вывесок не существовало»

Дата публикации: 20 июля 2019

Владелец «Провианта» предполагает, 348-е постановление появилось только для того,  чтобы собрать несколько десятков миллионов с честно работающего бизнеса. 

Омский бизнесмен Юрий ЧАЩИН называет принятие 348-го постановления ни много ни мало поводом для революции.  По его словам, вызов брошен всем омским учреждениям без исключения: указанным в документе требованиям не соответствуют любые вывески, начиная от фешенебельных ресторанов и банков, заканчивая больницами. И дело даже не в деньгах, замечает совладелец сети бистро-пекарен «Провиант» и других заведений, хоть и «приведение в порядок» имеющихся у него вывесок потребует не меньше 7 млн. рублей. Новые стандарты не нравятся ему из эстетических соображений. Свои взгляды он подробно изложил обозревателю «КВ» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Юрий Евгеньевич, один из игроков рынка наружной рекламы, комментируя для меня 348-е постановление, на мой вопрос, кто больше всех пострадает от введения новых стандартов, не задумываясь, ответил: ЧАЩИН. И только потом мы заговорили про сети. Вывески для «Провианта» обошлись вам почти в 1 млн. каждая.

– Я узнал о принятии администрацией Омска постановления, когда мне начали звонить производители рекламных вывесок, предлагая свои услуги. Я удивился, попросил своих сотрудников найти и распечатать мне документ. Безусловно, это удар дубиной по всему бизнесу, по всей городской инфраструктуре разом. По сути, вне закона поставлены все – все те, кто на протяжении десятков лет развивался по своему усмотрению, учитывая, что четких правил по эксплуатации вывесок не существовало. Мы следовали рыночным тенденциям, трендам, веяниям моды, если желаешь. В том числе без опаски вкладывали в это большие деньги. Никому из нас не придет в голову залезть своей вывеской на второй этаж хотя бы просто потому, что это некрасиво.

– Ваша главная претензия, как и у других предпринимателей, в том, что вас не привлекали к обсуждению?

– Естественно. Никаких круглых столов, собраний. Разве это нормально? Меня в принципе настораживает, что такой важный вопрос был полностью отдан в ведение управления делами мэрии, а само постановление принято на майские праздники. Почему его проект не прислали в Союз и другие общественные организации? Добавлю, что я почти 30 лет занимаюсь бизнесом, и один из первых моих проектов – как раз агентство наружной рекламы. Но даже я не могу нащупать ту тонкую грань между знаково-информационной системой и рекламной конструкцией. А в новые параметры ЗИСов в нашем городе вписываются лишь единичные вывески. Полагаю, они намеренно составлены именно таким образом. Сами понятия «информационное поле», «знаково-информационная система» сформулированы нечетко. Им не хватает, на мой взгляд, конкретики – идет речь об ателье, магазине или ресторане, допустим. Почему отныне не разрешается, например, применение пленок на окнах? В продовольственных магазинах к окнам ставится холодильное оборудование. Мне нужно выставить эти задники в окно? Разве это будет эстетичней, чем пленка? Я не могу понять, почему ЗИСы обязаны выглядеть так, а не иначе. Все эти тонкости надо было обсуждать заранее, а не ставить нас перед фактом.

– Видели, что будут заменены и надомовые таблички?

– Кстати, был приятно удивлен, узнав, что в Краснодаре, подобные таблички – резные, объемные, на алюминиевой подложке – оборудованы за счет бюджета. Это была специальная программа администрации.

– Нет, у нас эта нагрузка ляжет на собственников.

– Вот видишь. 15 лет назад документ на конструкцию назывался паспортам муниципального рекламного места. Когда у домов появились собственники, согласовывалось размещение вывесок уже с ними, им же платится аренда, в администрацию отдается лишь пошлина. Так что теперь этот паспорт – рудимент. Последние лет 10 их даже не оформлял никто. А вот домовладельцы вошли во вкус – ведь от 300 до 500 рублей стоит один квадратный метр конструкции. Я живу в доме на Маяковского, в нем расположен «Магнит». Магазин вздумал просрочить аренду, и местные жители быстро взялись за это дело – позвонили куда надо, и вывеску сняли. Я плачу этому дому (беседа происходила в ресторане Юрия Евгеньевича – Прим. авт.) около 40 тысяч рублей в месяц. По-моему, неплохо.

– Я понимаю, что вам жаль снимать дорогие, продуманные вывески. Но ведь вы можете как раз их оформить как рекламные конструкции, а не ЗИСы.

– Опасаюсь, что по формальным признакам комиссия может мне отказать. Ведь четких параметров оформления нет. По мне, так это явная коррупционная составляющая. А я элементарно не желаю, честно говоря, обладая художественным образованием, доказывать кому-то, что у меня есть вкус. Но я ведь не столько за себя беспокоюсь, сколько за других. По соседству со мной есть маленькая багетная мастерская, организованная на месте однокомнатной квартиры, которой заведует пожилая женщина. Она всем занимается сама, в том числе уборкой. У нее очень красивая вывеска, не вписывающаяся в нынешние стандарты. Почему она должна платить деньги, которых у нее нет, хотя у нее как раз со вкусом все в порядке? И таких объектов – тысячи. Развернута борьба со всем бизнесом города.

– Когда мы договаривались увидеться, вы обмолвились, что постановление навязывает вам использование устаревших технологий.

– Так и есть. У нас слепо списали постановление с московского, но вообще-то там уже отказались от использования перфорированных носителей, потому что она быстро ржавеет. Тем самым, как ты понимаешь, нас вынуждают регулярно обновлять вывески. А если покупать нержавеющую сетку или из алюминия, это выходит неоправданно дорого. Поэтому все стали использовать композитную подложку – это и надежно, и долговечно, и эстетично. На нее можно разместить световые, объемные носители. Она окрашивается в любой цвет и идеально сочетается с любыми фасадами. Но и в целом ориентироваться на Москву я бы не стал. Там мэрия согласовывает оформление каждого отдельного дома, улицы и кварталы в целом. На центральной улице – Никольской – вывески даже международных брендов вроде KFC выполнены на русском языке. И отдельные буквы органично выглядят на исторических зданиях. В столице они реставрируются из бюджета. Но ведь у нас, в Омске, памятников культуры – единицы.

– В целом у постановления благие цели, полагаю, вы не станете с этим спорить.

– Да, у нас с властями есть общие обязанности содержать Омск в чистоте и порядке. Но, я считаю, что наша первоочередная цель – избавиться от баннерной рекламы. Когда мы ремонтировали фасад дома на Маяковского, 21 (там расположены заведения ЧАЩИНА. – Прим. авт.), забор за одну ночь оказался ею увешан! Сняли ее – через неделю все повторилось. Я недавно обратил внимание: на Маркса висит вывеска примерно за 350 тысяч рублей, а рядом баннер за 3 500 руб. При этом второй лучше видно издалека. Его снимут, владелец завтра повесит заново, ему даже рабочих для этого нанимать не нужно. Бороться с этим на серьезном уровне у мэрии нет средств, поэтому предполагаю, именно для этого и принято 348-е постановление – чтобы собрать несколько десятков миллионов с честно работающего бизнеса.

– То есть вы выступаете за разнообразие, а не унификацию вывесок.

– Конечно, за разнообразие. Но и стандарты тоже должны быть.

– Вот нам границы и обозначили.

– Они должны быть чуть шире!

– Но как, на ваш взгляд, должны выглядеть эти стандарты?

– Пускай вывески будут метровыми по высоте, не вопрос, в эти параметры впишутся многие. Но зачем ограничивать цвета носителей? Как быть, например, МТС, Россельхозбанку, тому же KFC, у которых подложка строго регламентирована в определенной окраске? Повторюсь – почему пленкой нельзя маскировать окна? И это у меня небольшое холодильное оборудование, в сетях моих коллег оно вообще занимает 15 метров, его невозможно поместить иначе кроме как перед окнами. В своем магазине «Раз два Street» я закрыл эти задники изображениями овощей и фруктов – так любой прохожий понимает, что здесь можно купить продукты. Я не против оформить эти плакаты как рекламные конструкции. Поверь мне, это гораздо симпатичней выглядит, чем холодильники, загораживающие вид на помещение. Еще раз скажу – мы ко всему подходим с умом, не с бухты-барахты. Мой старший сын профессиональный дизайнер. Мы сами делаем логотипы, вывески, благоустраиваем близлежащую территорию. И я не считаю, что разбираюсь в этом хуже, чем чиновники. Ты и сама знаешь, что я находился в этих рядах (ЧАЩИН несколько лет проработал заместителем директора департамента городской экономической политики по вопросам торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения). Все-таки я настаиваю, что подобные нормативно-правовые акты следует принимать, проработав их заранее в тесном контакте с деловым сообществом.

– Что планируете делать?

– Проводить переговоры с властью. Вспоминаю, как мы представляли свой проект Пушкинского бульвара – скульптуры в каждой арке, мозаики, тротуары, фонари, стена с воротами бы закрыла капитальные гаражи, которые невозможно перенести. Он в общей сложности вытягивал миллионов на 10. Полтора года назад департамент архитектуры его завернул – подобный забор нужно было оформлять с фундаментом, проводиться как капитальное сооружение, согласно федеральным нормам. Я едва ли не психанул – ну не хочет город, да и не надо. Но Оксана ФАДИНА поручила подчиненным найти решение этой проблемы, помочь воплотить некоммерческий проект в жизнь. Теперь мы работаем над ним. Поэтому я все-таки верю, что до власти можно достучаться, а здравый смысл обязан возобладать.

Позицию администрации города Омска читайте здесь

Позицию других предпринимателей читайте здесь.

О том, как это происходит в других городах, читайте здесь.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 июля 2019 года



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/110244