Вячеслав АЛЕКСИН: «Не удивлюсь, если вскоре появятся дополнительные соглашения к тем договорам, которые я смог заключить на выгодных для ТПИ «Омскгражданпроект» условиях...»

Дата публикации: 06 ноября 2019

Внешним управляющим ТПИ «Омскгражданпроект» вместо Вячеслава АЛЕКСИНА стал Виталий ЛИТВИН. 

29 октября Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявление собрания кредиторов ТПИ «Омскгражданпроект» об отстранении Вячеслава АЛЕКСИНА от обязанностей внешнего управляющего. На этой должности кредиторы захотели видеть Виталия ЛИТВИНА, который ранее занимался банкротствами физических лиц. Вячеслав АЛЕКСИН был внешним управляющим ТПИ «Омскгражданпроект» менее года. Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил арбитражного управляющего о том, что он думает об отстранении и как оценивает итоги своей работы.

– Вячеслав Алексеевич, по мнению кредиторов вы не исполняли мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления. Что именно вы сделали не так?

– Чтобы ответить на ваш вопрос, я думаю, нужно вернуться к самому началу. Процедура банкротства ТПИ «Омскгражданпроект», напомню, началась 25 апреля 2018 года по заявлению группы компаний «Ф-Консалтинг». 14 февраля 2019 года в проектном институте было введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, и тогда же Арбитражный суд Омской области утвердил внешним управляющим меня. К собранию кредиторов, которое состоялось 15 апреля 2019 года, была завершена инвентаризация имущества должника и подготовлен план внешнего управления. Для понимания, план внешнего управления – это определенный набор мероприятий, которые должны были восстановить платежеспособность должника, чтобы он мог рассчитаться с кредиторами и выйти из процедуры банкротства.

Один из разделов этого плана, разработанного нами совместно с кредиторами, предполагал достройку двух незавершенных строительством жилых домов по улице 70 лет Октября, которые принадлежат ТПИ «Омскгражданпроект». У них разная степень готовности, у дома № 3 практически готов каркас, а у дома № 4 есть только фундамент. Оба дома, напомню, обременены правами участников долевого строительства. Общий размер требований по дому № 3 – 209,7 млн. рублей, это более ста квартир, реализованных дольщикам. В доме № 4 в реестр требований о передаче жилых помещений включены требования только двух участников строительства на общую сумму 3,4 млн. рублей. А общий объем требований кредиторов, включенный в реестр, кстати, – 385 млн. рублей.

План внешнего управления предполагал, что достройка этих двух домов будет производиться силами привлеченного подрядчика – ООО «Сибгазстройдеталь Инвест». В плане были зафиксированы и важнейшие условия. В частности, что стоимость выполнения генподрядчиком всех работ по достройке и сдаче в эксплуатацию дома № 3 не должна превышать 153 млн. рублей, дома № 4 – 268 млн. рублей. Директор ООО «Сибгазстройдеталь Инвест» Алексей ПЕВНЕВ на условия должника соглашался, на стадии предварительных переговоров все было нормально. А вот на стадии подписания договора строительного подряда начались сложности.

Как развивались события. 15 апреля 2019 года, повторюсь, был утвержден план внешнего управления. На следующий день, 16 апреля, генподрядчик направляет мне свой вариант договора строительного подряда по дому №3. Сумма договора – 152,96 млн. рублей. Сметы, график производства работ – все там есть, вот только условия оплаты работ – денежные средства. Предоплата – 55 млн. рублей. Обращаю внимание, изначально о деньгах речь не шла. Изначально мы договаривались, что генподрядчику в качестве оплаты будут переданы непроданные, то есть принадлежащие должнику квартиры, их в доме № 3 ровно 23, а также частичные права по договору должника с ОАО «Омск РТС» на подключение тепловой энергии в размере 11,731 Гкал/час. Именно такой источник финансирования процесса достройки жилого дома № 3 предусмотрен Планом внешнего управления.

– Если использовать устаревшую терминологию, оплата за достройку дома должна была производиться не деньгами, а бартером... 

– Да, именно так. Тот договор, где оплата должна была производиться деньгами, я, как внешний управляющий, подписать не мог по причине отсутствия денег у организации-банкрота. После чего мы вступаем с генподрядчиком в длительную переписку с протоколами разногласий, периодически я встречаюсь с инициативной группой участников долевого строительства, и с Алексеем ПЕВНЕВЫМ лично, пытаемся найти компромисс. А потом я собрал собрание кредиторов и публично объявил, что намерен найти другого генподрядчика на достройку дома № 3. Думаю, именно эти мои действия и ускорили процесс принятия решения руководителем ООО «Сибгазстройдеталь Инвест». В итоге по дому № 3 мы вышли на цифру 111,73 млн. рублей, которая включает в себя все затраты и издержки генподрядчика. Это рыночная стоимость 23 свободных квартир из расчета 39 тысяч рублей за квадратный метр, плюс оценочная стоимость договора присоединения к тепловым сетям в объеме 10,29 Гкал/час. И 3 июня мы подписал с ООО «Сибгазстройдеталь Инвест» договор строительного подряда на дом № 3, передали площадку и сам объект незавершенного строительства. 

– А с домом № 4 что?

– Там проблемы были похожие, только переговоры с генподрядчиком шли еще сложнее. В доме № 4, напомню, дольщикам принадлежат всего две квартиры. Соответственно, возникает вопрос: а целесообразно ли ТПИ «Омскгражданпроект» тратить 268 млн. рублей, чтобы достроить этот дом и удовлетворить требования всего лишь 2 дольщиков? А не проще ли его просто продать как недострой, получив деньги в чистом виде, и направить их на расчеты с многочисленными кредиторами? Возникает дилемма. Генподрядчик, мотивируя изменениями в законодательстве и невозможностью взять оплату квартирами, давил на меня с конца мая, чтобы я побыстрей подписал с ним договор на дом № 4, но при этом руководство ООО «Сибгазстройдеталь Инвест» не только настаивало на оплате денежными средствами, но еще пыталось замкнуть на себя и проектную часть, и строительный контроль, и все остальное. И параллельно переговорам участники строительства направили в отношении меня заявление в суд, в котором жаловались, что я затягиваю подписание договоров подряда, в связи с чем нарушаются, мол, сроки строительства домов, предусмотренные планом внешнего управления. 

– Но компромисс вы все-таки нашли?

– Да, 24 сентября 2019 года договор строительного подряда был подписан. Причем тоже на условиях, весьма выгодных для ТПИ «Омскгражданпроект». На одном из судебных заседаний в арбитражном суде Алексей ПЕВНЕВ заявил, что сможет реализовать готовые квартиры в этом доме по цене  49 тысяч рублей за квадратный метр. От этой цифры я и отталкивался. Согласно договору денежные обязательства в объеме 268 млн. рублей, необходимые для достройки и ввода в эксплуатацию дома № 4, учитываются в реестре текущих платежей должника, а после ввода дома в эксплуатацию ТПИ «Омскгражданпроект» должен будет, что зафиксировано предварительным договором купли-продажи жилых помещений, передать генподрядчику 113 свободных квартир общей площадью 5 462 квадратных метра. Стоимость квартир – 268 млн. рублей. Получается, что генподрядчик в будущем выкупает у заказчика эти объекты по цене 49 тысяч за квадрат. И еще 24 квартиры останутся у ТПИ «Омскгражданпроект».

– Я правильно понимаю, что при заключении договоров на достройку двух домов вы даже сэкономили немножко?

– Сэкономил, причем весьма существенную сумму. На доме № 3 – более 41 млн. рублей. Эти деньги фактически остались у ТПИ «Омскгражданпроект». И еще у должника появятся 24 квартиры в собственности. Когда дом № 4 будет достроен, институт эти квартиры реализует, а полученными деньгами сможет рассчитаться, хотя бы частично, с оставшимися кредиторами.

– Не совсем тогда понимаю, чем именно недовольны кредиторы...

– Видимо, этим и недовольны. Моя задача как управляющего – учесть интересы всех кредиторов, включая государство в лице ФНС. У участников строительства, понятно, свой интерес – получить давным-давно оплаченные квартиры, и их, естественно, не интересует дальнейшая судьба должника.

Дело осложняется еще тем, что большинство участников строительства представляют по доверенностям три человека – Татьяна КОВЕЦКАЯ, Светлана ШМУЛЯНОК и Валерий ГУСЕВ, кстати, последний представляет также интересы генподрядчика. Вот этими тремя людьми и общие собрания кредиторов инициируются, и формируется повестка этих собраний, и обеспечивается результат голосований на собраниях, поскольку у них большинство голосов. Они же регулярно общаются с генподрядчиком. И замена внешнего управляющего ТПИ «Омскгражданпроект» – это тоже, собственно, результат действий этих трех человек. При том что мне удалось реально сэкономить деньги должника, увеличить имущество должника, как вы правильно заметили, они все же смогли убедить суд, что это я затянул подписание договоров на достройку домов. 

– И довод у кредиторов для отстранения был только этот?

– Основной. Думаю, что бенефициар в этой ситуации понятен. Не удивлюсь, если вскоре появятся какие-нибудь дополнительные соглашения к тем договорам, которые я заключил с генподрядчиком на выгодных для ТПИ «Омскгражданпроект» условиях.

– Живу неподалеку от улицы 70 лет Октября, каждый день хожу мимо этих домов и как-то не вижу бурного строительства дома № 3. Может, я чего-то не замечаю? 

– А бурного строительства и на самом деле нет. Договором предусмотрено, что генподрядчик должен готовить и ежемесячно представлять заказчику справки о стоимости выполненных работ формы КС-3 и акты о приемке выполненных работ формы КС-2, согласованные с привлеченным мной специалистом, отвечающим за технический надзор (контроль за строительством дома № 3). С июня по октябрь, то есть в течение пяти месяцев, я не видел ни одного акта и ни одной справки. При этом в конце сентября на совещании по обманутым дольщикам в Правительстве Омской области Алексей ПЕВНЕВ отчитался, что по третьему дому строительно-монтажные работы ведутся в соответствии с графиком, то есть якобы окончено устройство кирпичной кладки стен и перегородок.

– Не могу не спросить про сам ТПИ «Омскгражданпроект». Он сегодня вообще работает?

– Работает. На сегодняшний момент это действующее предприятие с определенным объемом заказов. Сохранен трудовой коллектив. А 28 октября принят на работу новый заместитель руководителя, энергичный человек, один из учредителей ООО «Негосударственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий в строительстве». Эта организация обеспечивает институту порядка 90% объемов, которые он выполняет. ТПИ «Омскгражданпроект», по-сути, работает сегодня на субподряде.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/116617