Память основателя второй Омской крепости Ивана ШПРИНГЕРА увековечили мемориальной доской

Дата публикации: 17 марта 2020

Вместо портрета на памятной доске – старинный герб Омска: как выглядел генерал-поручик, положивший начало современной планировке города, неизвестно. 

Основателю первой Омской крепости (1716) Ивану БУХГОЛЬЦУ установлена мемориальная доска на стене здания речного вокзала. Однако основателю второй Омской крепости Ивану ШПРИНГЕРУ установить памятную доску длительное время не удавалось. Менялись мэры города, менялись администрации, но вопрос оставался открытым. В пятницу, 13 марта, открытие памятной доски Ивану ШПРИНГЕРУ наконец состоялось. 

Мемориальную доску установили на традиционных Омских воротах. Место выбрано удачно и уместно с точки зрения исторической закономерности. Омские ворота установлены на улице, носившей имя ШПРИНГЕРА: ныне это Партизанская. На тожественное мероприятие пришли жители Омска, историки, краеведы, журналисты, а также представители немецкой культурной автономии. 

Открыл митинг Виктор ЭЙХВАЛЬД, председатель Совета Региональной национально-культурной автономии немцев Омской области. Он сказал: 

«Сегодня мы восстанавливаем историческую справедливость. Я думаю, что говорить об Иване ШПРИНГЕРЕ как о втором человеке в истории Омска не совсем правильно. Все-таки Иван БУХГОЛЬЦ пробыл здесь несколько месяцев, заложил первую Омскую крепость и выехал к новому месту службы, как велел ему воинский приказ. ШПРИНГЕР, в свою очередь, прожил в Омске несколько лет и лично руководил строительством второй Омской крепости. Именно она дала началу бурному строительству города на Оми».

На митинге выступили Елена РУДНЕВА, первый заместитель директора департамента общественных отношений и социальной политики, и Владимир ВИНОГРАДОВ, пропст Сибирской евангелическо-лютеранской церкви. 

Право открыть мемориальную доску было поручено одному из членов инициативной группы и автору проекта Владимиру ШЕЛЮ, краеведу Владимиру ПАНАСЕНКОВУ и воспитаннику Омского кадетского военного корпуса Александру БАЙМАГОМБЕТОВУ. 

На памятной доске выбиты слова: 

«ШПРИНГЕР Иван Иванович (1715–1771), генерал-поручик, командующий отдельным Сибирским корпусом. По указу Екатерины II основал в 1768 году новую Омскую крепость».

Справка. ШПРИНГЕР Иван Иванович (1715–1771) происходил из остзейских немецких дворян. В начале 1750 года был произведен в полковники. В начале семилетней войны был прикомандирован к австрийской армии (союзница России против Пруссии). Служил при штабе генерала ВИЛЬБОА. В марте 1763 года отозван в Россию. ШПРИНГЕР получил звание генерал-поручика и уже сентябре отбыл к новому месту службы – в Сибирь в должности командира сибирского военного корпуса. По прибытии в Тобольск он совершил объезд крепостей пограничной линии. По результатам поездки ШПРИНГЕР принял решение о переносе старой Омской крепости на правый берег Оми. Весной 1768 года началось строительство второй Омской крепости. И тем самым было положено начало формированию современной планировки города. ШПРИНГЕР ответственно относился не только к строительству крепости, но и к духовно-нравственному воспитанию солдат и офицеров. Он подержал офицера Ивана АНДРЕЕВА в создании театра и постановке спектаклей. За доблестную службу Отечеству ШПРИНГЕР награжден орденом Святого Александра Невского (1767), орденом Святого Георгия IV степени и другими наградами. Умер Иван ШПРИНГЕР 10 февраля 1771 года. Похоронен в Омске на юго-западном иноверческом кладбище возле Ильинской церкви. Могила исчезла в 1870-е годы.

После возложения цветов к памятной доске всем желающим было предложено перейти в помещение здания культурно-делового центра «Российский немецкий дом», где продолжились мероприятия, связанные с биографией Ивана ШПРИНГЕРА. 

Перед собравшимися с лекцией выступил Владимир ПАНАСЕНКОВ, журналист и краевед. Он сказал: 

«Вы заметили, что на памятной доске нет барельефа Ивана ШПРИНГЕРА, а вместо него – герб Омска той поры, правда, уже утвержденный после его смерти? Портрет ШПРИНГЕРА, как и портрет БУХГОЛЬЦА, пока историками и краеведами не обнаружен. Художники в своих вольных изображениях стараются образно воссоздать их портреты. Наталья СКРИПКИНА, художница и скульптор, изобразила Ивана ШПРИНГЕРА в барельефном исполнении. До нас только дошел исторический документ с подписью ШПРИНГЕРА. Как установили специалисты по изучению рукописей, ШПРИНГЕР обладал твердым характером и образованностью. О самом Иване ШПРИНГЕРЕ известно сегодня мало. Однако краеведы собирают данные его биографии по крупицам. Написано в разных справочниках о ШПРИНГЕРЕ, что он учился в кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, но при детальном изучении выяснилось: ШПРИНГЕР в списках кадетов не значится. Как ни странно, достаточно много материалов об отце Ивана ШПРИНГЕРА. В исторических документах указывается, что отец Ивана ШПРИНГЕР, Иоганн ШПРИНГЕР, был по национальности немец, офицер. Служил наемником в шведской армии. Россия во времена царствования Петра I с начала ХVIII века вела войну со Швецией. В одном из боев (1708) под Черновцами капитан Иоганн ШПРИНГЕР был взят в плен русскими солдатами. Его определили для проживания в Вятке вместе с двумя пленными капитанами шведской армии. К пленным относились либерально. Они жили и работали свободно без особого наблюдения». 

Далее Владимир ПАНАСЕНКОВ привел любопытный исторический документ, обнаруженный краеведами. В частности в нем говорилось о доносе одного из трех пленных капитанов по фамилии БРЕХТ на своих друзей по несчастью – ШПРИНГЕРА и ТАУБЕРГА. ПАНАСЕНКОВ рассказал: 

«Донос был отослан в Сибирский приказ. Вятка в те далекие времена находилась в подчинении Сибирского приказа. В доносе указывалось, что капитаны ШПРИНГЕР и ТАУБЕРГ плавали на плоту по речке и изучали местность, составляли карту для подготовки побега из русского плена. В Приказе долго не стали разбираться и отправили ШПРИНГЕРА и ТАУБЕРГА в Тобольск. В расчете, что из глубины Сибири желание побега окончательно у пленных пропадет. В Тобольске Иоган ШПРИНГЕР организовал школу для детей, в которой преподавал немецкий язык. Вскоре женился. Родился сын, которого он назвал Иваном, а впоследствии сын стал называться Иваном Ивановичем ШПРИНГЕРОМ. Молодой ШПРИНГЕР избрал профессию военного, в которой и сделал блестящую карьеру. По царскому указу он проходил службу за границей. Иван Иванович не был строевым офицером. Он имел организаторские способности в обеспечении армии боеприпасами, продовольствием, а также являлся специалистом в области строительства фортификационных укреплений и крепостей. Именно на него и обратила внимание царица Екатерина II, так как потребовался знающий человек для строительства крепости в далеком сибирском военном укрепрайоне. Екатерина II присвоила ШПРИНГЕРУ воинское звание генерал-поручика и отправила в Сибирь возводить вторую Омскую крепость». 

Задание Ивен ШПРИНГЕР выполнил. Под его командованием крепость была построена, правда, она так и не подверглась нападению. Племена кочевников при виде крепости уже не помышляли о военных действиях. В последующем крепость станет не только местом для расквартирования воинского гарнизона, но и тюрьмой для воров, убийц и политических заключенных. 

От редакции. Мемориальная доска Ивану ШПРИНГЕРУ установлена. Осталось добиться возвращения старого названия улице Шпринговской, которая сегодня называется Партизанская и не оправдывает своего названия. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/118945