Омский адвокат РОМАНОВСКАЯ призвала пересмотреть практику заключения под стражу в условиях пандемии

Дата публикации: 04 апреля 2020

Содержащиеся в СИЗО особо подвержены риску заболеть коронавирусной инфекцией. 

Вчера адвокат Сергей ТРОЦЕНКО сообщил «Коммерческим вестям», что в омские СИЗО к лицам, находящимся под стражей, правозащитников еще пускают. Однако вчера же другой известный омский адвокат — Наталья РОМАНОВСКАЯ — сообщила нашему изданию, что ситуация изменилась буквально на глазах:

— Еще вчера адвокат мог зайти в следственный изолятор и пообщаться со своим арестованным подзащитным. Впускали только в том случае, если на адвокате были маска и перчатки. На входе измеряли температуру. Общаться с арестованными можно было только через стекло. Сегодня попыталась зайти — уже не впускают ни следователей, ни адвокатов. Объяснили — полный карантин. Этого и следовало ожидать. К тем мерам, которые принимает руководство УФСИН для защиты находящихся в заключении людей, отношусь с полным пониманием и поддерживаю их. Но, очевидно, что и этого недостаточно. Однако все другие, более действенные для спасения людей меры, уже не в компетенции Федеральной службы исполнения наказаний, которая делает все возможное.

РОМАНОВСКАЯ дала понять, что не на шутку обеспокоена происходящим:

— Всем известно, что Омск не раз испытывал на себе от эпидемии гриппа. При этом за свои 40 лет работы в адвокатском сообществе, я не понаслышке знаю, что какие бы экстраординарные меры ни принимались, какой бы строгий карантин не вводился — следственный изолятор всегда оказывался пораженным болезнью. Скученность людей, нахождение их в постоянном стрессе, невозможность соблюдать социальную дистанцию всегда приводили к тому, что многие арестанты заболевали, ведь тюремная стена не может служить преградой вирусу. Сейчас мы столкнулись с гораздо более серьезной проблемой. Коронавирус намного заразней, чем грипп, и влечет неизмеримо более тяжелые последствия. Для того, чтобы пострадали десятки, а то и сотни, достаточно одного заболевшего конвоира или вновь доставленного обвиняемого. При этом измерение температуры при входе в СИЗО никого не защитит — уже известно, что в значительном числе случаев, заболевание протекает бессимптомно. Стоит, наверное, напомнить про ситуацию с больницей в Коми, где один врач заразил более полусотни пациентов...

Адвокат отметила, что избрание адекватной меры пресечения — всегда сложная задача, «ведь при этом необходимо соблюдать тонкий баланс между интересами расследования и правами личности»:

— Сложилась практика, в соответствии с которой при совершении определенных видов преступлений, людей предсказуемо помещают под стражу до суда. Реальность такова, что эту практику необходимо срочно пересмотреть. То, что происходит сейчас в стране и в мире не имеет аналогов. Мы неожиданно оказались в новой реальности и неминуемо должны пересмотреть подходы к решению важнейших вопросов. Содержание под стражей людей, жизнь и здоровье которых подвергаются столь серьезной опасности, не может более оправдываться ссылкой на формальные основания или на сложившуюся практику. В условиях пандемии, основания для содержания под стражей должны оцениваться гораздо более тщательно и строго, чем в спокойные времена. Необходимо осознать, что если раньше при заключении под стражу имело место лишь ограничение прав обвиняемого и он подвергался  некоторому временному дискомфорту, то теперь на чаше весов оказывается человеческая жизнь.

РОМАНОВСКАЯ убеждена, что в настоящее время «обоснованным можно считать содержание в следственном изоляторе содержать лишь тех лиц, кто совершил особо опасные насильственные преступления, кто, оставаясь на свободе несет физическую угрозу окружающим — например, убийцы, террористы»:

— Что же касается всех остальных, то в отношении них необходимо срочно менять меру пресечения. И не следует думать, что вспышка болезни, которая может случиться в тюрьме, опасна только для ее обитателей. Из-за расширяющейся пандемии Федеральная палата адвокатов РФ распространила обращение ко всем адвокатам с призывом срочно направить жалобы в компетентные органы с просьбой немедленно освободить максимально возможное число арестованных. Уверена, что происходящее тревожит не только адвокатское сообщество, но и руководителей всех правоохранительных органов. Для того, чтобы арестовать обвиняемого требуется решение суда. Вместе с тем, отменить или изменить меру пресечения возможно простым постановлением следователя.

Фото © zen.yandex.ru



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/119337