Михаил ДЕРЕВЯНКО: «Если увидите китайскую стиральную машинку Haier, знайте: и я приложил усилия, чтобы ее производили в Циндао»

Дата публикации: 23 августа 2020

«Пришлось искать инвесторов. Я лично обошел около пятисот, среди которых были как частные лица, так и инвестиционные фонды. 99% из них мне отказывали». 

В рамках проекта «Диалог на равных» весной в Омске выступил предприниматель, директор ООО «Будущее сегодня» Михаил ДЕРЕВЯНКО. Кстати, именно он во второй половине марта сделал фото на фоне забитых продуктами полок, запустив флешмоб #япротивпаники, в котором поучаствовал выступающий против оголтелой скупки товаров губернатор Омской области Александр БУРКОВ. Свой диалог с онлайн-зрителями ДЕРЕВЯНКО провел под эгидой известного высказывания Уинстона Черчилля «Успех – это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом». Мы не станем подробно описывать то, как представил себя спикер – обозреватели «Коммерческих Вестей» не раз брали у него интервью. Напомним лишь, что ДЕРЕВЯНКО с 2010 года запустил 10 коммерческих проектов в ИТ-сфере, области общепита, оптовой и розничной торговли, а с 2016 года плотно сотрудничает с Китаем:

— Я предлагаю рассматривать любую неудачу как опыт и двигаться дальше с новыми знаниями и связями. Свою первую неудачу в бизнесе я потерпел в 12 лет. Я уже хотел тогда быть самостоятельным и отправился к Дворцу культуры мыть автомобили. По выходным отцы привозили своих детей заниматься в кружках, ожидая их возвращения около часа. Я с тряпкой и ведром наперевес подходил к каждому и предлагал услуги мойщика. Уже за несколько дней я «прокачался» и решил «расширить рынки сбыта», увеличив выручку. Сколотил команду из пары-тройки пацанов из своего двора, и в будний день мы пошли к местному спортивному комплексу, совмещенному с торговым центром. Выручка, естественно, скакнула. Мы уже потирали с ребятами руки, предвкушая по тем временам большие деньги. Но на следующий день к нам подошла группа пацанов лет на пять-шесть постарше и вполне вежливо предложила поделиться с ними частью денег, мотивируя это тем, что мы зарабатываем в принадлежащем им районе. На словах мы согласились, но ближе к вечеру сбежали, чтобы ничего не платить. Это были 90-е, методы диалога между предпринимателями – особые... Утром нас, естественно, уже ждала на стоянке группа из 10 человек. Огребли мы тогда, по-русски говоря, знатно! Сейчас весело о таком вспоминать, но тогда было не до смеха, конечно.

Впрочем, желание зарабатывать не исчезло. Отец подарил мне книгу по 3D-дизайну, и я начал рисовать видеоролики в графическом редакторе 3D Max. Поскольку в те времена специалистов по этой теме не было совсем, мне удалось договориться о работе с местным телеканалом. Ситуация по-прежнему была тяжелая: телеканал рассчитывался со мной не деньгами, а товарами бизнеса, для которого я и собирал рекламные ролики. Например, я сделал видео для типографии, а взамен она обеспечила меня кучей бумаги для принтера. Но в моем возрасте хотелось наличных денег или хотя бы чупа-чупсов, жвачки, которые я могу купить на них... Так что эту бартерную историю я забросил через пару месяцев.

Сколько себя помню, пытался зарабатывать везде – в школе, университете и даже в армии. Живя полгода в США, тоже хватался за любую возможность взять дополнительные рабочие часы. Иногда на нескольких работах трудился больше суток – одна деятельность перетекала в другую. Результатом этого стало то, что по возвращении в Россию – я тогда учился на последнем курсе – год ни в чем себе не отказывал.

Свой первый официальный бизнес я запустил в сознательном возрасте вместе с Юрием ШИЯНОМ (основатель сети павильонов общественного питания под брендом «Шаурмастер». – Прим. ред.). Мы работали в компании «Мегафон» и, поняв механику изнутри, открыли свою сеть салонов сотовой связи. Затем диверсифицировали активы, запустив сеть точек общественного питания. В 30 лет меня настиг кризис и я продал свои доли в обоих бизнесах ШИЯНУ. Уже через месяц свободного плавания занялся интернет-торговлей детских игрушек, элитного чая и кофе. Затем в эти магазины добавил офлайн-розницу. Проект был не очень успешный – продал его с небольшим минусом, насколько помню, или в лучшем случае с нулем.

В 2013 году я съездил на форум «Селигер», на котором познакомился со своим будущим партнером Алексеем. В 2015-м мы собрали команду программистов и разработали онлайн-сервис по бронированию заведений сферы услуг. На это ушло около трех лет работы и около 6 миллионов рублей. Продукт был интересным и популярным. Но проблема оказалась как раз в росте – мы развивались намного быстрее, чем зарабатывали. Пришлось искать инвесторов. Я лично обошел около пятисот, среди которых были как частные лица, так и инвестиционные фонды. 99% из них мне отказывали. Да и удалось мне найти только 15 миллионов из 70 необходимых. Причем эту сумму мне обещали, только если я добуду оставшиеся. Проект пришлось закрыть с потерей денег. Но именно он позволил нам выйти в Китай.

В 2017 году я подал заявку на участие в Российско-китайском молодежном бизнес-инкубаторе, курируемого Росмолодежью. Суть программы в том, что китайские и российские регионы проводят «обмены» предпринимателями. В ней участвовали даже совсем молодые ребята, у которых бизнес существовал лишь на уровне идеи. Я вышел в число финалистов как раз с упомянутым айтишным проектом, выучил основы ведения бизнеса в Китае и на три недели отправился в чудесный прибрежный город Циндао – мне кажется, это китайский Сочи. Мы посетили около 20 самых разных компаний, провели около 50 встреч с потенциальными партнерами. Но в тот момент это обернулось провалом: китайцы дали понять, что на их рынке с нашим сырым сервисом делать нечего – у них уже есть аналоги с миллиардными выручками. Однако я к тому времени настолько проникся Китаем, что мы продолжили командировки туда уже самостоятельно. Я бывал там по месяцу минимум раз в квартал, но обычно еще чаще. Довольно быстро мы обросли новыми контактами, полностью переориентировавшись на китайский рынок.

Мы создали первый совместный с китайскими партнерами сервис по оказанию переводческих услуг. К нам стали обращаться соотечественники с просьбой помочь им выйти на уже хорошо знакомый нам рынок. Затем мы взялись за серьезный проект – автоматизацию китайских заводов. Один из контрактов был заключен с Haier – крупнейшим производителем электроники, бытовой техники. У нас этот бренд не очень популярен, но если вы все-таки встретите в магазине стиральную машинку Haier, то знайте: я в том числе приложил усилия к тому, чтобы ее произвели в Циндао. Там используется российская технология управления робототехническим комплексом. Были у нас и проекты помельче. За 2018 год я совершил примерно сотню перелетов между 15 городами Китая. Российские я уже давно перестал считать... Около 2000 часов я провел на переговорах. Приглашали меня китайские партнеры и на международные мероприятия в качестве спикера. В Российско-китайском молодежном бизнес-инкубаторе участвую и по сей день, но уже в качестве наставника, руководителя делегаций. Если бы мне пять лет сказали, что я буду устанавливать роботов на китайских заводах по миллионным контрактам, я бы, конечно, рассмеялся этому человеку в лицо.

На каком языке я веду переговоры с китайцами?

Первоначально я пытался общаться на английском. Имея опыт проживания в англоговорящей стране, был уверен, что проблем у меня не будет. Ошибался. Уже на первом визите понял, что никто из китайцев по-английски не говорит. Даже в международной компании Haier им владел только один сотрудник. Быстро стало ясно, что если я хочу работать на китайском рынке, то должен научиться их языку. Вернувшись, я стал заниматься индивидуально с преподавателем. По-прежнему занимаюсь дважды в неделю, если нахожусь в России. Мой уровень китайского – больше бытовой, конечно. Полноценно вести на нем переговоры я не могу, этот язык – один из самых сложных в мире. Произнеся слово не в нужной тональности, ты способен кардинально изменить его смысл. Приходится пользоваться услугами профессионального переводчика.

Как я заработал первый миллион?

Мне запомнился не первый заработанный миллион, а 30 тысяч рублей. Мы повезли на собственном автомобиле в Ачаир телефоны с сим-картами. Просто остановились на площади, выложили на капоте все, что у нас с собой было, выручив как раз 30 тысяч рублей. Миллион складывался из таких вот поездок. Но помню, что наш первый миллион мы несли в банк в черном мусорном пакете, чтобы рассчитаться с контрагентами по безналу.

Считаю ли я эффективным флешмоб #япротивпаники?

Да. Меня в конце концов так достали фотки и видео в соцсетях с пустыми полками в супермаркетах, что пришлось проявить активность. Я ведь каждый день ходил в магазин и прекрасно видел, что все есть! Пошел в Торговый центр «Омский», встал напротив витрины с гречкой и макаронами, сфотографировался, поставил дату и пошел со снимком в народ. Видел по хештегам, что много людей меня поддержали – не меньше двух тысяч постов. Даже губернатор Омской области на третий день сфотографировался в «Ашане» с той же целью. На следующий день вышли новости, что гречка подешевела на 30%. Уж не знаю, связано ли это со флешмобом, но если удалось внести свою лепту в снижение панических настроений, то значит, все было не зря.

Есть ли у меня наставник, к которому я прислушиваюсь?

Мне бы очень хотелось работать с наставником – крупным бизнесменом или общественным деятелем. Но, к сожалению, пока жизнь с таким человеком не свела. Я даже участвовал в первом конкурсе «Лидеров России» – хотел попасть к Сергею ЛАВРОВУ. Отслеживаю все сводки новостей о том, как он ведет международные переговоры, восхищаюсь им.

Какими мерами поддержки предпринимателей в регионе я пользовался?

Различными. Региональный бизнес-инкубатор для старта бизнеса – идеальный вариант. 15 квадратов мы снимали за тысячи две рублей. Причем компьютеры и мебель нам предоставили, оплачивали ЖКХ-услуги и Интернет. Мы так и начинали наш айти-проект. Я подсчитывал, что если бы сами покупали оргтехнику, компьютеры, платили аренду по рыночным ставкам, то пришлось вложить бы на миллион рублей больше.

Какие советы я могу дать молодежи?

Не очень люблю давать советы, не разобравшись, потому что это накладывает определенные обязательства. Если озвучить универсальные рекомендации, то вот они: оставаться всегда активным, не упуская представляющие возможности, и быть открытым к людям – я отвечаю даже совершенно посторонним, незнакомым людям в соцсетях. Плюс чем больше людей знает о ваших идеях, тем больше обратной связи с рынка вы получаете.

Какая у меня первая запись в трудовой книжке?

Мне было 18 лет и я устроился в казино «Амбассадор». Вообще у меня около 13 записей в книжке, но часть из них приходится на «Мегафон», который менял юридические лица.

Каким бизнесом я бы никогда не стал заниматься?

Тем, который вредит людям – в табачной или алкогольной промышленности. На мой взгляд, цель любого адекватного бизнеса – упростить жизнь людям.

Какой бизнес я сейчас развиваю?

Учитывая, что в связи с самоизоляцией и закрытием границ вся торговля с Китаем и автоматизация их производства встали, я взялся дописывать книгу о бизнесе с этой страной. Раньше на это не хватало времени, а сейчас собираюсь закончить ее летом. Опять же, добрался до проектов, которые всегда хотел реализовать. Один из них касается розничной торговли и айти. Уже набрал команду разработчиков, мы встречаемся раз в неделю. Был волонтером, развозя продукты тем, кто не может купить их самостоятельно, поучаствовал в социальной жизни Омска.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 мая 2020 года. 



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/122075