Блюз обреченных: в Омском театре драмы состоялась премьера, отложенная на полгода

Дата публикации: 30 сентября 2020

Кажется, что действие спектакля «Визит дамы» происходит в постпандемийное время, на обломках былой безмятежности и благополучия. 

Серая стена вокзала, люди в бесцветной одежде апатично передвигающиеся вдоль нее, и двое наверху – готовые то ли прыгнуть вниз, то ли взлететь. 

«Что нам осталось – смотреть, как проносятся поезда? Фирмы обанкротились, налоги не платятся, все пошло прахом, и разве это жизнь?» – в тягучих блюзовых ритмах поет трио жителей Гюллена, богом забытого городка, название которого переводится с немецкого как «навоз». Когда-то культурного центра, где в гостинице «Золотой апостол» ночевал сам ГЕТЕ и писал квартет БРАМС, а теперь – «Все пошло прахом. Что нам осталось?»

Премьеру спектакля «Визит дамы» по пьесе Фридриха ДЮРРЕНМАТТА омская драма планировала на конец марта. Как раз в это время закрылись театры, и все ушли на карантин. Сегодня тугой механизм постановки раскручивается со скрипом, спектаклю еще предстоит набирать дыхание. Пока что всё выглядит довольно вяло, и это не только признаки социальной депрессии героев спектакля. Хотя эта самая депрессия обрела сейчас как никогда актуальные черты: кажется, что действие происходит в постпандемийное время, на обломках былой безмятежности и благополучия.

Пьесу «Визит старой дамы» швейцарский прозаик и драматург Фридрих ДЮРРЕНМАТТ написал в 1956 году по собственной неоконченной повести «Лунное затмение». У пьесы довольно счастливая сценическая и кинематографическая судьба. Проблемы, поднятые в ней, звучат неизменно остро, их актуальность только усиливается с течением времени.

Сюжет ДЮРРЕНМАТТА – простая история, вырастающая вдруг до чудовищной буффонады. Молодые люди Альфред Илл и Клара Вешер любили друг друга, но он предпочел более выгодную невесту. Опозоренная и оклеветанная, Клара уехала, чтобы где-то далеко родить и тут же потерять ребенка, упасть на самое дно и подняться с него миллионершей, подцепив богача в гамбургском борделе. Теперь, спустя сорок пять лет, она, старая и покалеченная в аварии, практически безжизненная страшная кукла на протезах, возвращается в разорившийся город, чтобы потребовать жизнь Илла в обмен на кругленькую сумму. Неприлично огромные деньги, доставшиеся Кларе по наследству от первого мужа, привили в ней стойкую уверенность, что все на свете продается. 

Немного детектив, немного комедия, немного триллер. В постановке Анджея БУБЕНЯ, знакомого омским зрителям по спектаклям «Август. Графство Осэйдж», «Амадей», «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли», в историю мужчины и женщины, завершающих круг любви, предательств и отмщения, добавляется и притчевость, и библейскость (что отражено, в том числе, в сценографии Светланы ТУЖИКОВОЙ), и размышления о границах нравственных компромиссов. Впрочем, это не противоречит драматургической основе.

В спектакле все обречены с самого начала. Обыватели Гюллена, которые возмутившись предложением богачки, постепенно понимают, что им не избежать греха, чтобы выжить. Альфред Илл (Михаил ОКУНЕВ), пытающийся найти защиту у добропорядочных граждан, вчерашних хороших знакомых, но встречающий лишь лицемерие. Клара (Ирина ГЕРАСИМОВА), которой суждено любить, ненавидя. В какой-то момент понимаешь, что она пришла не только за справедливостью, но и за единственным любимым человеком, которого увезет с собой, пусть даже в гробу.

Отчаянная агония Илла сменяется пасторальным спокойствием, когда он, уже смирившись с неизбежным, отправляется последний раз прокатиться с семьей на автомобиле, купленном, как и многие вещи в этом городе, в кредит – за счет его будущей смерти. Когда он замечает вдруг, как повзрослели дети. Да, по сути, тоже предавшие его. Но это уже где-то внутренне оправдано героем: когда-то предав сам, он получает той же монетой. Разговор с Кларой, оставившей свои нечеловеческие интонации: «Расскажи мне, какой я была…» Спокойный осенний день. Время подведения итогов.

В постановке часто используется видеопроекция. Мы видим крупные планы актеров, и они не всегда совпадают с тем, что происходит на сцене. Это как бы внутренний мир героев, мир без прикрас. На крупном плане, кажется, даже проходит трещинка в каменной маске Клары Цаханассьян. Камера беспощадно фиксирует деградацию жителей Гюллена (примечательно, что ни у кого из них нет собственных имен), проходящих путь от пафосной гордости за гуманистические европейские ценности до полного морального краха. 

Особенно болезненно этот процесс проходит у Учителя (Владислав ПУЗЫРНИКОВ), ведь именно он был носителем нравственных идеалов. А вот Полицейскому (Александр ГОНЧАРУК) не привыкать поворачивать «дышло» закона в сторону интересов сильных мира сего и делать это с непробиваемой жизнерадостной улыбкой. Пожилой Бургомистр (Иван МАЛЕНЬКИХ) хотел безо всяких эксцессов доработать свой срок и уйти на покой, а случившаяся история так некстати! Если главный дуэт спектакля получается несколько бледным (или однообразным, однокрасочным), то таких вот филигранных работ среди исполнителей второго плане немало. К ним стоит добавить и пару слепцов Коби и Лоби из свиты Клары в исполнении Ивана КУРАМОВА и Александра СОЛОВЬЕВА. Библейские аллюзии тут блестяще смешиваются с фарсом. А вот Егора УЛАНОВА, которому только и приходится зависать в замысловатых прозах, изображая, точнее – обозначая седьмого, восьмого и девятого мужа экстравагантной миллионерши, откровенно жаль.

Спектакль вряд ли ответит на какие-то вопросы, зато задаст свой: на что готов каждый из нас, когда и по нашу душу придет старая дама с требованием платить по счетам?

Фото © Омский академический театр драмы



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/122853