Разделяй, не разделяй мусор – все равно будешь платить тот же тариф. И он будет только расти

Дата публикации: 08 марта 2021

Общественники, региональный мусорный оператор и эксперты по разные стороны баррикад (аналитика).  

В феврале в Международном пресс-центре МКР-Медиа состоялась пресс-конференция, посвященная теме вторсырья и раздельного сбора мусора.

Разделяй, не разделяй... 

Дискуссию открыл Содном БУДАТАРОВ, руководитель образовательной программы ИГСУ РАНХиГС «Управление отходами производства и потребления», руководитель Лаборатории ИГСУ РАНХиГС по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла, экспертной группы Wasteconsulting, заявив, что он с командой  бегло проанализировал территориальную схему обращения с отходами в Омской области.

Преварительные выводы оказались для нас не утешительны: терсхема, по мнению БУДАТАРОВА, не соответствует федеральному Посланию Президента РФ, национальным целям и государственной политике в сфере обращения с отходами производства и потребления: 

– Концепция территориальной схемы, региональные программы, нормативные акты Омской области ставят своей целью увеличение доходов регионального оператора за счет причинения ущерба экономическим интересам жителей региона, организациям и бюджету Омской области. Ключевая модель – полигонная, что противоречит поручениям Президента РФ, требующего создания экономики замкнутого цикла (рециклинговой модели) и устойчивой схемы обращения отходов. Полигонная модель этому не способствует, является экстенсивной, влечет за собой серьезные убытки и вред экологии. Предполагается больше размещение отходов, чем их утилизация, согласно текущей схеме. Если мы посмотрим внимательно, планируется рост строительства полигонов. Подобная ситуация характерна для многих регионов: предполагается рост валовой выручки регионального оператора, что тесно связано с тарифом. Если мы посмотрим единый прогнозный тариф регионального оператора до 2030 года, то увидим устойчивый рост. Ни о какой экономике замкнутого цикла речи не идет. Это связано с тем, что большинство разработанных территориальных схем разрабатывались год-два назад, они выстраивались по концепции полигонного захоронения. Мы не увидим там ни одного завода по переработке, пунктов приема вторичного сырья, все системы развернуты в сторону «увезти и закопать».

Спикер также поднял важную тему, что же все-таки относится к твердым коммунальным отходам:

– Возникла путаница: все решили отдать региональным операторам, но если мы посмотрим федеральный закон по обращению с отходами (89-ФЗ), то увидим, что там идет речь только о твердых коммунальных отходах, нетвердые коммунальные отходы (99% ФККО) – вне сферы компетенции регионального оператора. Возникает куча вопросов: если на улице образуется смет, то кто его должен убирать? Если мы ликвидируем муниципальные предприятия, комбинаты бытового обслуживания, занимающиеся уборкой территории, то все ляжет на регионального оператора. В некоторых регионах операторы говорят так: это к нам не относится, мы будем заниматься только вывозом мусора от населения, юридических лиц, как это прописано в федеральном законе. А буквально то, что лежит рядом с контейнерный площадкой, уже не относится к компетенции регионального оператора. В некоторых регионах договорились, а в Омской области все обозначили как ТКО.

Проблема гораздо сложней, чем кажется, настаивал эксперт:

– «Мусорная реформа» – меткое название, поскольку мы говорим о мусоре. А если подходить с точки зрения экономики замкнутого цикла, то речь должна идти о вторичных материальных ресурсах, рециклинге, переработке отходов. К сожалению, эта стратегическая задача не была заложена в саму мусорную реформу. Конечно, полигонная модель не эффективна, потому что нужно тратить деньги на строительство полигонов, полигоны переполняются, их нужно рекультивировать, строить новые... А это вызывает серьезный протест населения, провоцирует рост социальной напряженности. Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск столкнулись с тем, что строить полигоны просто негде. Московский мусор едет в другие регионы.

БУДАТАРОВ напомнил, что федеральная территориальная схема была подвергнута жесткой критике со стороны специалистов:

– Закапывание или сжигание подходит только для неперерабатываемых отходов. Все остальные нужно перерабатывать в товары, опять пускать на рынок. Только такая система позволит в два раза снизить количество мусора, вывозимого на полигоны, снизить тарифы для населения, уменьшить количество полигонов и создать экономику замкнутого цикла. Мы провели много встреч с финнами, белорусами, японцами, итальянцами. Основные принципы таковы: важно, чтобы население было частью заготовительной инфраструктуры. У нас 147 млн. человек, из них условно половина точно может разделять мусор дома. 70% уже к этому готовы, люди нуждаются лишь в заготовительной инфраструктуре возле дома. И население должно быть экономически заинтересовано. Сейчас в разных регионах по-разному – деньги берут либо с квадратного метра, либо с человека. Разделяй, не разделяй – все равно будешь платить тот же тариф. А как мы поняли, он будет только расти. Должно быть так: больше разделяешь – меньше платишь.

Есть, по словам выступавшего, примеры успешного внедрения многообещающей задумки:

– Важно, чтоб в стране, в том числе в Омской области, счетчик вывоза мусора выражался в контейнерах. В Севастополе, Самаре, Нижнем Новгороде после внедрения практики разделения мусора в два раза сократилось количество контейнеров: было четыре, стало два. Тариф логично снизился. Вопрос к власти и ее взаимодействию с региональным оператором. В Москве, Московской области распространена европейская практика разделения мусора на сухой и мокрый. Нам рассказывают сказки про 25%, даже 45%, но по факту из сухого разделенного мусора извлекается не больше 1% вторичных материальных ресурсов. Можно извлечь только металл и пластик – но очень загрязненный, 70% это брак. Такая модель принята в Европе, потому что в финале находится мусоросжигательный завод. Сортировка выполняет функцию не извлечения вторичных материальных ресурсов, а газовых баллонов, огнетушителей, гранат, патронов, мин, то есть все делается в целях безопасности.

За чей счет банкет?

Генеральный директор ООО «Магнит» Карен ЕГОЯН назвал спич федерального оратора «красивой теорией». Но для начала подвел итоги 2020-го:

– Год был сложным для всех, и региональный оператор – не исключение. В апреле объем вывозимого мусора увеличился на 30 – 40%. С некоторых контейнерных площадок приходилось вывозить отходы три-четыре раза в сутки – это к вопросу о фактической оплате. Кто-то будет платить копеечку, кто-то огромные деньги. В частном секторе Омска, ни для кого не секрет, контейнерные площадки завалены. Кто будет за это платить? Это включается в тариф. Было много сделано в прошлом году: изменена территориальная схема, в которую включили три перспективных объекта по обработке твердых коммунальных отходов – так называемые межмуниципальные центры в Красной Туле, Таре и Тавричанке. Предыдущий спикер обратился к территориальной схеме 2016 года, которая совершенно не соответствует тому, что происходит сейчас. Мы пошли навстречу губернатору Омской области: своим внутренним приказом регоператор установил льготный тариф для Усть-Ишимского Района, Тевризского, 723 сельских поселений. Первого декабря был запущен второй мусоросортировочный комплекс в Ленинском округе, который ожидал этого практически полтора года. Праздничное открытие еще не состоялось, планируется в ближайшее время. Но он уже полноценно работает. Мы увеличили объем отходов, подлежащих сортировке. И сортируются они, к счастью или к сожалению, не для мусоросжигающих заводов, которых в Омске нет и не планируется строить. Наши муниципальные центры обрабатывают, утилизируют и компостируют отходы – это тот самый замкнутый цикл, о котором мы только что говорили. На сегодняшний день в Омске работают две сортировочные линии. Не скажу, что это последнее слово в технологиях, среднестатистическое оборудование, не самое дорогое, но и не самое дешевое, полуручная сортировка. Есть механизм, выделяющий 10 фракций – картон, ПНД, металл и так далее. Упомянутые мной заводы работают по совершенно иной технологии – сортировка выполняется при помощи лазера. Существующая погрешность будет на порядок меньше, вторичное сырье будет качественнее – сегодня оно оставляет желать лучшего. Не потому, что мы плохо сортируем, а потому, что таково качество отходов, поступающих на сортировочные линии.

ЕГОЯН отметил, что проблемы последних лет так и не решены окончательно:

– Мы упомянули вскользь о том, что в Омске увеличивается количество полигонов. Я бы сказал, что оно не увеличивается, полигоны просто узаканиваются. Их как было 32 на территории Омской области, столько и осталось. Ряд из них, благодаря 303-му приказу Министерства природных ресурсов РФ, получил статус объекта по размещению, если хотите захоронению, твердых коммунальных отходов. Появились операторы, люди, с которых можно спросить. До этого все территории принадлежали органам местного самоуправления. А земли горят, на них заезжают все кому не лень, на них привозят мусор недобросовестные юридические лица, не заключающие договор с региональным оператором. В селах полигоны все открыты – заезжай в любое время суток, вываливай что хочешь. А можно еще взять деньги у соседа и вывезти его мусор, что тоже незаконно.

Ни о каком раздельном сборе мусора и речи пока быть не может, убежден директор «Магнита», со смешанными отходами бы разобраться:

– В Омской области до сих пор не хватает контейнерных площадок и контейнеров – без них порядка 30% по всей области. По-прежнему остаются сельские поселения, в которых в принципе отсутствуют контейнерные площадки. Пора  ли в таком случае говорить о контейнерах для мокрого и сухого мусора? Даже если мы их установим, то возникает вопрос: с чего все решили, что так будет дешевле?! Это совершенно другая транспортная техника, увеличение контейнерного парка. Но самый главный вопрос: куда мы это все повезем? На ленинскую, кировскую обработку? Соберем разные контейнеры и привезем их на одну линию сортировки? Мы все знаем, что никто ничего мыть не будет – особенно на старте сбора раздельного мусора. Наверное, сухой фракции будет больше, но она будет не полезной, которая в дальнейшем может уйти на реализацию. Говорить, что вторичное сырье покроет расходы в тарифе – заблуждение. Оператор накапливает убытки. Найти дополнительные средства, чтобы реализовать проект по организации пунктов приема вторичного сырья, пока не представляется возможным.

Партнеров, как выяснилось, найти довольно трудно:

– Рынок вторичного сырья нестабильный, много предприятий заходит из других регионов – Новосибирска, Тюмени. Есть спрос на некоторые фракции – в основном картон. А наименьшим спросом, как бы это смешно ни звучало, пользуется металл – просто у нас нет профильных организаций приема вторичного сырья, не развит малый, средний бизнес. У нас практически никто ничего не перерабатывает, есть только перекупы. Для того чтобы покупать алюминий, металл, необходима лицензия... Все работают нелегально. Я живу в Кировском округе и ежедневно в одно и то же время вижу «газель», которая на контейнерной площадке выбирает полезные фракции. Это не бомжи, а профессионалы. Их по двое, по трое, они с фонариками. Мусор еще не дошел до сортировочного комплекса, а уже половины фракций нет, они на черном рынке.

Серьезное препятствие – неподготовленность властей:

– Омская область была откровенно не готова к мусорной реформе – не было инфраструктуры, опять же, контейнеров, нормативно-правовых актов, на которые можно было опираться. Было столько совещаний, на которых мы все – субъект, Министерство природных ресурсов, регоператор – дискутировали, кто за что отвечает, кто что должен делать. Где-то удавалось договориться, где-то заходили в суды. Мы все помним звонок на прямую линию президента, предписание УФАС, последующие действия РЭК. Все это привело к повышению тарифов для населения, юридических лиц. Чтобы не наступать на те же самые грабли, не надо вводить раздельный сбор отходов, к этому не подготовившись совершенно. Нужно разработать или доработать региональные нормативно-правые акты, четко регламентирующие, что такое раздельный сбор отходов. Подготовить инфраструктуру, контейнеры. А кто эти контейнеры купит? Кто поставит?

Сдали вместе

После монолога омского регоператора БУДАТАРОВА поддержал Александр ПАЩЕНКО, специалист по сбору вторичного сырья волгоградского ООО «СтандартПром». Он рассказал, что его компания с 2015 года занималась вывозом отходов в Волгоградской области:

– Примерно с 2016 года мы реализуем проект по раздельному сбору мусора. По территориальной схеме ближайший полигон к нам находится в 200 км. Чтобы сократить затраты на логистику, а это примерно 70% расходов, мы пришли к тому, что необходимо уменьшить объемы отходов, которые вывозятся на полигоны. Мы по сей день являемся подрядчиком регионального оператора по вывозу ТКО. Пришли к такой модели: у нас есть большой пункт по обработке вторичного сырья, есть пункты сбора вторсырья, которые находятся на контейнерных площадках, есть мобильное приложение, через которое граждане могут заказать вывоз отходов – им это компенсируется материально. С уверенностью могу сказать, что в каждом городе РФ есть заготовительная инфраструктура, просто она находится не в территориальной схеме. Преимущество лицензии – можно работать с юридическими лицами и бюджетом. Важно узаконить земельные отношения, чтобы пункты сбора вторсырья и те же сетки стояли на легальном основании возле контейнерных площадок.

– От того, что мы разделим фракции, мусора меньше не станет, – парировал ЕГОЯН.

Вдохновенно высказалась и Нина ПРОСЕЛКОВА, руководитель отдела по улучшению потребительского опыта «Мега ОМСК»:

– В июле прошлого года мы придумали проект «Давай вместе» – это два сортировочных пункта, приема отходов от населения на территории торгового центра «Мега». Темой сортировки отходов мы занимаемся давно, но прежде только сортировали отходы, образующиеся в самом торговом центре. Когда погрузились в вопрос, то поняли, что в городе помимо мобильных пунктов приема вторсырья нет мест, в которых мусор разделяется на фракции. Этот проект – первый шаг к созданию соответствующей инфраструктуры. Также мы занимаемся просветительской деятельностью – мало кто знает, как правильно сортировать мусор. За полгода на наших сортировочных станциях мы собрали 1,8 т стекла, 298 кг пластика, 1,2 т бумаги и картона, 220 кг металла. Также мы собираем вредные отходы – батарейки, лампочки – и самостоятельно платим за их утилизацию. Рассматриваем вариант открытия пунктов большого масштаба.

Спикер подчеркнула, что с течением времени качество сортировки у омичей значительно возросло.

Мария ЗАЗДРАВНЫХ, исполнительный директор Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Омской области НП «ЖКХ Контроль», поведала, что полтора года добровольно разделяет мусор и поделилась проблемами новичка:

– Никто не смотрит, что и куда можно сдать, чего образуется больше всего. Есть проблемы со сдачей стекла – оно сдается только бесплатно. Начинаешь задумываться при покупке товара (мясо, молоко), в какой упаковке он продается. Меняется культура: ты считаешь что-то не мусором, а ресурсом. Да, материально не будешь простимулирован. Но жить экологично – не всегда экономически выгодно, мир так не устроен.

Спикер согласилась с ЕГОЯНОМ, что наше Минприроды изначально замахнулось на невозможное: территория Омской области большая, дорожная инфраструктура оставляет желать лучшего, и в итоге за стремление чиновников перевыполнить план в кратчайшие сроки вынуждено платить население, в том числе переплачивать за тех, кто нелегально пользуется чужими контейнерными площадками:

– Хотя мы предлагали и региональному оператору, и Минприроды – пропишите в каждой квитанции контейнерную площадку, к которой прикреплен потребитель. Вы сразу выявите юридических лиц и дома, у которых нет собственной контейнерной площадки.

Все будет. Но когда?

Александр ЛИХАЧЕВ, председатель правления Омского областного Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса, возмутился тем, что мероприятие как раз и проигнорировали чиновники:

– Дело в том, что было положено ввести раздельный сбор в Омской области по приказу № 11 первого декабря 2020 года. Срок нарушен, по-тихому перенесен на год. Таким образом правительство Омской области сорвало выполнение поручения ПУТИНА. В сегодняшней системе федерального законодательства раздельный сбор отходов нереален, поскольку нет экономического стимула, нет исполнения поручения МЕДВЕДЕВА о том, что за вывоз мусора нужно платить по факту.

Однако его резюме было оптимистичным:

– Запомните: раздельный сбор будет все равно, ПУТИН добьется своего и правильно сделает. Оплата будет по факту, хоть это и не выгодно региональным операторам. Но она будет доступна тем, у кого закрытый двор или закрытая контейнерная площадка. Пока есть спецсчета, нужно пользоваться возможностью. Государственная кампания идет только тогда, когда есть внимание чиновников сверху донизу. Первый год все занимались мусорной реформой, сегодня в городе ей не занимаются, в области не занимаются, никому ничего не надо. Еще в одном большом федеральном органе – прочтут, узнают себя – в этом году ни разу не собирался координационный совет. У всех одна отмазка – пандемия. Я почему-то в ЖКО прием веду... А у них пандемия! Жизнь идет, одной демагогией экономику не поправишь. Раздельный сбор мусора провален, вопрос полигонов провален, порядок накопления безграмотен. Но я уверен, что реформа победит и жители будут довольны.

Ранее репортаж был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 февраля 2021 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/126074