Художник, спасший шедевры: в Музее имени М.А. Врубеля открылась выставка к 120-летию Е.А. КРУТИКОВА

Дата публикации: 30 марта 2021

Она также входит в проект, посвященный юбилею омского Худпрома. 

Выставка «Евгений КРУТИКОВ – первый реставратор Сибири» – часть масштабного проекта «Худпром-100» (как обещают в музее, еще не последняя). Именно при подготовке экспозиции, посвященной 100-летию Омского художественно-промышленного училища имени Врубеля, и всплыло имя Евгения КРУТИКОВА – одного из талантливых его выпускников.

– Конечно, эта выставка стала для нас такой небольшой неожиданностью, я бы даже не побоялась этого слова – сенсацией, – делится заместитель директора Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Ирина СИМОНОВА. – Потому что благодаря исследованиям, в том числе архивным, выяснилось, что первым обученным реставратором в Сибири, который прошел стажировку в центральных мастерских Москвы, был Евгений КРУТИКОВ. Он прожил недолгую жизнь и в Западно-Сибирском краевом музее работал всего три года, с 1932-го по 1935-й, но занимался здесь многими делами. Например, заведовал картинной галереей, из которой и вырос потом наш музей. Но главное – он единственный, кто стал заниматься реставрацией и получил для этого профессиональные знания у специалистов высочайшей квалификации. До него реставрация проводилась кустарно, на бытовом уровне.

Кстати, в те годы к музейным предметам было совсем иное отношение, нежели сегодня. Картину из музейного фонда совершенно спокойно могли на время отдать в издательство журнала или клуб, а императорский трон – в качестве реквизита в театр. Разумеется, возвращались они в не очень хорошем состоянии. Евгений КРУТИКОВ писал об этом тревожные докладные записки, и, что важно, к нему прислушивались. За годы работы он, без преувеличения, спас от дальнейших разрушений такие картины, как «Портрет женщины в красном» Валентина СЕРОВА, «Море» Алексея ГАНЗЕНА, «Морской вид» Ивана АЙВАЗОВСКОГО, «Берег реки» Николая КЛОДТА, «Розы. Букет у моря» Константина КОРОВИНА, «Утро в лесу» Юлия КЛЕВЕРА, «Лес» Льва КАМЕНЕВА, «Иней» Ивана ВЕЛЬЦА, «Весенний пейзаж» Ричарда БЕРГГОЛЬЦА, «Приморский пейзаж» Арсения МЕЩЕРСКОГО, «Амазонка» Генриха МАНИЗЕРА и многие другие.

Однако выставка представляет не только КРУТИКОВА-реставратора, но и КРУТИКОВА-художника. Здесь по крупицам собраны те немногие произведения, которые сохранились.

«Калоша» – один из первых графических рисунков, сделанных еще в ранней юности.

Книжные иллюстрации. Блестящий график, рисовальщик, Евгений КРУТИКОВ был автором иллюстраций к шести сказкам А.С. ПУШКИНА, а также стал первым из сибирских художников, кто иллюстрировал знаменитую сказку Петра ЕРШОВА «Конек-Горбунок». Книги этой не было в музейных фондах, и вот – можно сказать, случилось чудо: совершенно случайно один из постоянных посетителей сделал такой подарок. Теперь книгу можно не только увидеть в витрине, но и «полистать» на электронном мониторе рядом.

Еще одна интересная книга – сборник детских стихов Елизаветы СТЮАРТ (русской поэтессы шотландских кровей) «Слон». Если приглядеться, в городском пейзаже, изображенном на одной из страниц, можно угадать очертания Любинского проспекта. Даже видна башня с часами.

В 1930-е годы художникам приходилось быть пропагандистами. Так, однажды Евгений КРУТИКОВ отправился в командировку в зерносовхоз Борисовский (Шербакульский район) с необычной целью. Дело в том, что туда из Америки прибыла новая сельскохозяйственная техника, но она была настолько непривычная, что колхозники боялись на ней работать. Единственным смельчаком оказался тракторист Александр БРЮШИН. Его портрет, а также живописную композицию «Уборочная. Комбайн» Евгений КРУТИКОВ написал, чтобы показать, что осваивать новые машины совсем не страшно, а можно и нужно.

Надо заметить, Евгений КРУТИКОВ работал не только в оформительском и реалистическом жанре, он еще создавал и работы символического плана. Одна из таких – «Колокол», где шепчутся старухи-сплетницы. Их фигуры принимают очертания колокола, подчеркивая, что слухи разносятся, как набат.

В части экспозиции, связанной уже непосредственно с реставрацией, заметное место занимает декоративное панно Александра РАДАКОВА, одного из самых ярких плакатистов XX века. Тема его навеяна фольклорными мотивами. Панно было создано в 1910 году и, предположительно, украшало интерьер аристократического кабачка «Петрушка» в Санкт-Петербурге. В музей оно попало в плохой сохранности, было деформировано и имело множество порывов. По мнению современных реставраторов, Евгений КРУТИКОВ достаточно грамотно на тот момент заделал их – соединил и зафиксировал края тонким слоем казеинового клея и с обратной стороны укрепил заплатками из хлопчатобумажной ткани. Стыки были тонированы акварельной краской.

Сегодня в арсенале реставраторов совсем другие, передовые средства, хотя какие-то из них остаются на удивление бесхитростными. В витринах выставки располагаются инструменты и материалы, вызывающие живой интерес публики. Таким образом, она становится не только рассказом о судьбе и творчестве конкретного человека, но и позволяет протянуть нить от реставрации прошлого к реставрации настоящего.

Выставка будет работать до 6 июня.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/126606