Павел ГИМБАТОВ, региональный управляющий Альфа-Банком в Омске: «Клиенты банков зачастую не знают, что способны пользоваться преимуществами своих карточек»

Дата публикации: 01 апреля 2021

Пришла пора оправляться от пандемийного года, расти над собой и конкурентами, развивать бизнес. Региональный управляющий Альфа-Банком в Омске Павел ГИМБАТОВ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ о планах на текущий 2021-й и уточнил, какое место занял наш город в интегральном рейтинге всероссийской сети Альфа-Банка за 2020-й. 

– Павел Геннадьевич, давайте теперь уже официально, а не предварительно, как в прошлый раз, подведем итоги 2020 года.

– Повторюсь: это не изменилось – омский офис Альфа-Банка за пандемийный год показал выдающиеся результаты. Это целиком и полностью заслуга нашей команды. Как бы пафосно это ни звучало, мы просто не останавливали работу ни на минуту, даже когда наступила пандемия: создавали собственные программы поддержки бизнеса и физических лиц, практиковали индивидуальный подход к каждому клиенту. Прямое доказательство моих слов: по интегральному рейтингу Альфа-Банка омский офис находится в топе позиций.

– Имеется в виду работа сибирских отделений?

– Нет, охват шире, речь о российских городах-миллионниках.

– Насколько я помню, их 15.

– Уже 16 – в этот список теперь вошла и Тюмень. 

– А каковы критерии в этом рейтинге?

– Кластерная работа по всем направлениям. Допустим, ипотечных кредитов за прошлый год омский офис Альфа-Банка выдал на 800 млн рублей, кредитных карт – на 2,6 млрд рублей. Наш розничный кредитный портфель (132 тысячи клиентов) насчитывает 6 млрд рублей, остатки физлиц на счетах – 10 млрд. Кредитный портфель малого бизнеса (8 700 клиентов) – почти 700 млн рублей, остатки на счетах – 3,7 млрд. Кредитный портфель среднего бизнеса (более 1000 клиентов) – 4 млрд, остатки – около 2,5 млрд. То есть общий кредитный портфель – 13,3 млрд рублей, а общая сумма остатков – 16 млрд, весьма здоровый баланс.

– Какова чистая прибыль за прошлый год? 

– 1,4 млрд рублей. Мы показали прирост 140 млн по сравнению с 2019-м, полагаю, что для кризисного года это весьма серьезный показатель. Особенно учитывая, что внушительные суммы были потрачены на обеспечение защиты здоровья и безопасность наших сотрудников от коронавирусной инфекции. 

– Из чего сложилась прибыль?

– Из всего понемногу, но наибольший вклад произвела розница, конечно. В 2020-м Альфа-Банк занял третье место в регионе по выдаче кредитов наличными, второе – по обслуживанию кредитных карт, третье – по остаткам на счетах физических лиц. К концу года мы достигли рубежа в 40 тысяч зарплатных карт, сейчас у нас уже 47 тысяч клиентов по этой части, это 8,5% всех трудящихся омичей – твердое третье место в регионе. По выдаче ипотечных кредитов мы пока на седьмом месте, но, справедливости ради, это направление у нас появилось лишь в марте прошлого года. По объемам выдачи Альфа-Банк составлял достойную конкуренцию.

– Всему виной льготные ставки, предложенные федеральным правительством?

– Безусловно, это выступило серьезным мотиватором – взять квартиру под 2-3% годовых весьма выгодно, но дело далеко не только в нем. На мой взгляд, мы достаточно оперативно и эффективно отрабатывали все заявки, что также играет свою роль. 

– Что скажете о взаимодействии с предпринимателями?

– Бизнес, безусловно, менее активно кредитовался в прошлом году, чем обычно. А если и делал это, то предпочитал льготные программы. Мы выдали по ним не менее 0,5 млрд рублей. Говоря о классическом кредитовании, конечно, предприниматели по возможности сокращали реализацию масштабных проектов.

– На уровне Федерации прогнозируется невозврат примерно 10% льготных кредитов.

– Именно у нас мы вообще не прогнозируем невозвратов. Да и запросов на рефинансирование тех, кто так и не смог совладать с бременем займа, были единицы. В любом случае мы старались учесть положение наших клиентов и подставлять им плечо.

– Предприниматели, опять же, опасаются, что без продления федеральных программ поддержки, бизнесу придется туго.

– Частично некоторые из них продлены, правда, кредиты стали возвратными, ужесточились сроки и условия их пользования, сузился перечень отраслей, отнесенных к пострадавшим. Тем не менее я считаю, что государство и так пошло на беспрецедентные меры поддержки, а бюджет все-таки не бесконечен. В любом случае останутся актуальны многие программы Минэкономразвития, Минсельхоза, которыми предприниматели по-прежнему могут воспользоваться. Говоря в целом, не могу не отметить, что мы ожидали гораздо худшего положения дел, но и Альфа-Банк, и наши клиенты весьма ответственно отнеслись к своим обязательствам, поэтому пока во внедрении новых мер поддержки не видим острой необходимости. 

– Как за прошлый год, на ваш взгляд, трансформировался банковский рынок? 

– Как и предполагали, еще больше мелких игроков ушло с рынка, крупные укрепили позиции. Это закономерно, поскольку давление на капитал банка растет, к нему предъявляются все более основательные требования. Необходимость идти в ногу со временем также вынуждает финансовые организации инвестировать в свое развитие суммы, непосильные для небольших компаний.

– Одна из ярких тенденций – запрос на цифровизацию.

– Запрос, безусловно, есть, но и физическая сеть очень нужна. Наша целевая аудитория неоднородна, поэтому мы стремимся охватить ее всю. 70-80% стандартных операций проводится у нас в онлайн-режиме, но людям, не определившимся с выбором продукта, вип-клиентам, любящим подискутировать на тему состояния финансового рынка необходимо личное общение. Альфа-Банк все-таки относится к классическим банкам, сочетающим инновации с традиционным обслуживанием. Важно оставаться понятным и доступным для клиента, не теряя собственное лицо, поскольку мы в первую очередь именно банк, оказывающий услуги физическим и юридическим лицам, а не разработчик передовых технологий. Собственно, переход к цифровизации – это стремление идти за клиентом, который уже освоился в сети, а не попытка в эту сеть кого-то заманить.

– Появление банка в Telegram, соцсетях вроде Tik Tok оправдывает себя в привлечении новых клиентов? 

– Безусловно. Это относится к тому же стремлению охватить максимально широкую аудиторию. 

– Поколение до 20 лет уже платежеспособно, чтобы рассматривать банковские продукты?

– Почему нет? В Омске в том числе есть 13-14-летние школьники, которые порой в своих блогах на YouTubе или в Tik Tok за счет рекламы зарабатывают больше родителей. Говоря о разных возрастах, вспомните кампанию Совкомбанка, который первый на рынке стал предлагать кредиты пенсионерам, ранее считавшимся не самой финансово активной аудиторией. Сейчас ее рассматривает как перспективную едва ли не каждый банк. Поэтому я не исключаю, что Альфа-Банк  выступает первопроходцем в работе с подростками. 

– Когда в Омске ждать обещанный phygital-офис Альфа-Банка?

– Очень плотно работаем над поиском помещения – отмели уже несколько десятков вариантов. Да и другие требования тоже достаточно высоки. Надеюсь, что все-таки успеем открыть его в текущем году, делаем для этого все возможное. В дальнейшем вся сеть в течение нескольких лет будет трансформироваться под современные стандарты более тесного контакта с клиентом, распознавания его биометрической системой и прочих нововведений.

– Какие продукты собираетесь более активно внедрять?

– Не все пока знают о нашем продукте «Зарплата каждый день», полезный, когда нужно срочно на несколько дней занять деньги. Мы все привыкли к двухразовым финансовым вливаниям по найму: авансу и основной части, но у клиентов Альфа-Банка есть возможность, по сути, взять заранее нужную сумму из собственной же зарплаты. Комиссия, безусловно, есть, но куда более щадящая по сравнению с использованием кредитной карты. У нас достаточно много интересных карт с хорошим кешбэком, процентными остатками, накоплением миль. Это не виртуальные «спасибо», которые можно истратить на конкретные продукты, а вполне реальные живые деньги, доступные для снятия через банкомат. Кстати, все дебетовые карты бесплатные. Рынок нынче очень подвижный, высококонкурентный, и клиенты банков зачастую элементарно не знают, что способны пользоваться преимуществами своих карточек, совершенно ничего особенного для того не предпринимая.

– А глобальные планы на 2021 год какие?

– Удержать свои позиции по рознице, войти в тройку ипотечных операторов, пройти рубеж в пять млрд по кредитованию среднего бизнеса, прирасти в кредитовании малого бизнеса. В общем, не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше.

Фото © Альфа-Банк (АО)

® На правах рекламы


© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/126656