Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruВВВ+

Дата публикации: 03 апреля 2021

Прогноз по рейтингу — стабильный. 

Вчера, российской рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruВВВ+ со стабильным прогнозом.

Впрочем, этот рейтинг Омская область имеет с 27 декабря 2018 года. Предыдущее подтверждение состоялось 9 октября 2020 года.

В этот же вчерашний день, 2 апреля, «Эксперт РА» отдельно подтвердил и кредитный рейтинг на том же уровне ruВВВ+ пятимиллиардного облигационного займа Омской области.

По данным «Эксперт РА», в Омской области объем ВРП в 2020 году составил, по оценке региона, 775,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,2% ниже уровня 2019 года. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 99,3%. В структуре промышленного производства определяющее влияние на формирование динамики индекса оказали такие отрасли как обрабатывающие производства (снижение на 0,4%) и обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха (снижение на 4,7%), формирующие в совокупности 97,2% добавленной стоимости промышленности.

По обрабатывающим производствам снижение обусловлено сокращением объемов производства нефтепродуктов на 2,9% к уровню 2019 года, по обеспечению электрической энергией, газом, паром, кондиционирование воздуха в связи с сокращением производства пара и горячей воды (занимает более 60,0% в стоимости продукции отрасли) на 5,7% из-за роста среднегодовой температуры воздуха в почти в 2 раза в сравнении с предшествующим годом (+5,1℃ и +2,6℃ соответственно 2020 и 2019 годы).

По итогам 2020 года, ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 403,1 тыс. рублей, что на 0,9% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и среднегодовой уровень безработицы.

На 1 января 2021 года численность населения региона, по предварительным данным, составила 1904,3 тыс. человек. За последние 5 лет численность сократилась более чем на 60 тыс. человек. Основными причинами снижения остаются естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции (Омская область заняла первое место в России по количеству уехавших — МГ). Коэффициент демографической нагрузки на 1 января 2021 года, по предварительным данным, составил 0,818.

Среднегодовой уровень безработицы на фоне коронакризиса вырос на 2,5 п. п. по сравнению с 2019 годом и составил 8,9%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 179,2 млрд рублей, что в почти в 1,7 раза больше, чем в 2019 году. Такой рост обусловлен завершением реализация ряда проектов в области промышленности, сельского хозяйства, в топливно-энергетическом комплексе. Тем не менее, отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года все еще остается на низком уровне и составляет порядка 15,9% (см. здесь рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России и Омской области в 2019 – 2020 годов другого российского рейтингового агенства — RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета по итогам 2020 года сократилась на 8,7 п. п. по сравнению с 2019 годом и составила 58,9%, что связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку областного бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией.

В структуре налоговых доходов по итогам 2020 года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 35,6%, акцизы – 26,6%, налог на прибыль организаций – 23,4%.

Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно низкая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 10,8% в налоговых доходах. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 20,3% по сравнению с 2019 годом, в том числе по ННД на 4,8%, по трансфертам в 1,5 раза.

Положительную динамику по ННД поддерживали поступления по НДФЛ (+14,0%) и акцизам (+11,8%). По остальным бюджетообразующим налогам наблюдается падение относительно 2019 года, а именно по налогу на прибыль организаций (-4,5%), налогу на имущество организаций (-4,4%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-6,6%), что обусловлено ухудшением общей экономической ситуации в связи с введением вынужденных ограничительных мер, а также установлением федеральных и региональных экономических мер поддержки отдельных отраслей предпринимательского сообщества, особо пострадавших в связи с распространением COVID-19. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,3 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,9 раза).

Расходы региона в 2020 году выросли на 23,5% по сравнению с 2019 годом. Увеличение объема расходов областного бюджета обусловлено ростом расходов на оплату труда, увеличением социальной поддержки граждан, направлением средств на реализацию мероприятий, связанных с принятием неотложных мер по предупреждению распространения на территории области COVID-19, включая выплаты стимулирующего характера медицинским работникам, ростом расходов на реализацию на территории региона национальных проектов (в 2020 году на реализацию региональных проектов направлено 15,2 млрд рублей, что на 55,7% выше уровня 2019 года).

В 2018-2019 гг., в результате получения в конце года из федерального бюджета нецелевых межбюджетных трансфертов и перевыполнения плана по ННД, с учетом фактического исполнения расходов, бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет исполнен с дефицитом 1,8 млрд рублей или 2,6% ННД. Источниками финансирования дефицита областного бюджета являлись облигационные займы и полугодовой бюджетный кредит, полученный регионом в конце года в размере 5,7 млрд рублей. По итогам 2021 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 7,6 млрд рублей или 10,2% ННД. Дефицит регион планирует покрыть за счет облигационных займов и банковских кредитов.

Регион, по-прежнему, характеризуется умеренной долговой нагрузкой. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 64,9%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 44 млрд рублей. По итогам 2021 года долг региона ожидается в размере 50,7 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 68,0%. Основной причиной увеличения долга в 2021 году является финансирование дефицита областного бюджета.

Долговой портфель по итогам 2020 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 48,4%, банковских кредитов (от ПАО «Сбербанк») – 32,3%, облигационных займов – 19,3%. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствовало в 2020 году умеренно низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,9%, что нам 0,2 п. п. ниже, чем в 2019 году. График погашения обязательств умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев от 1 января 2021 года погашению подлежит 22,8% совокупного долга.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 115,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 116,8 млрд рублей.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/126704