Работа, требующая самоотречения: омские реставраторы раскрывают секреты профессии

Дата публикации: 27 апреля 2021

В Музее имени М.А. Врубеля провели экскурсии по реставрационным мастерским. 

Трудно поверить, но научная реставрация существует не так уж давно. Например, первый реставратор графики появился в Омском музее изобразительных искусств лишь в 1980-е годы. Зато теперь музей стал реставрационным центром не только для Омска: сюда привозят на «лечение» экспонаты из других городов, а также вызывают к себе наших специалистов.

Сегодня в музейном штате их около 15 человек: это реставраторы живописи, графики, дерева, керамики, стекла, металла и даже конкретно реставратор рам. Штат постоянно пополняется, но сразу к шедеврам у молодых специалистов допуска нет.

– Большое счастье, что в нашем музее есть уже несколько поколений реставраторов, поэтому те, кто получил квалификацию и аттестацию министерства культуры, руководят новыми сотрудниками, – пояснила главный хранитель музея Татьяна ГРУЗДОВА. – Новый реставратор в качестве лаборанта обучается начальным процессам, но, естественно, не на музейных предметах. По мере накопления опыта он получает аттестацию. Для этого в министерстве культуры есть специальная комиссия, куда отправляются документы, доказывающие навыки и умения реставратора. Только после этого он допускается к экспонатам. Причем он может работать исключительно по своему направлению и в рамках присвоенной ему категории. На то, чтобы вырастить хорошего реставратора, уходит минимум пять лет.

Базовым для реставраторов является художественное образование – в основном это худграф. Уже потом они обучаются в специальных учебных заведениях в Санкт-Петербурге или Москве. По сути, все они художники, но сейчас главное для них – не творчество.

– Задача реставратора, во-первых, не навредить, во-вторых, сохранить и продлить жизнь экспонату, – говорит реставратор графики Ольга НОВИКОВА. – И тут требуется даже не вдохновение, а техническая готовность. Потому что мы от себя ничего не привносим. Все музейные предметы стареют – это неизбежный процесс. Наша задача не сделать их новыми, а с помощью реставрационных методов сохранить для будущих поколений. Чтобы они тоже могли увидеть этот экспонат – не копию, не электронный вариант, а именно подлинник.

В реставрационную мастерскую графики попадают все предметы, содержащие бумагу. Это могут быть гравюры, рисунки, пастели, акварели, гуаши, даже живопись на картоне.

Гордость мастерской – вакуумный стол, недавнее приобретение музея. Он позволяет механизировать некоторые процессы. Под стеклянным куполом хорошо идет выведение пятен, так как в вакууме реактивы не растекаются. Стол дает возможность сохранять необходимую для той или иной операции влажность. Ее уровень задается и регулируется с помощью специальной панели.

Работа реставратора чем-то напоминает работу врача (уже по главному девизу). Сходны с медицинскими и многие инструменты: скальпели, ножницы, пинцеты. Также иногда используются бытовые вещи (например, утюги) или специфические: реставрационный газ (тончайший материал для восполнения утрат), резиновая крошка – ею убирают загрязнения с графики.

А еще у реставрируемых экспонатов есть своя «история болезни» – реставрационный паспорт. В него заносится каждое действие, проводимое с экспонатом. Все тщательно записывается и фотографируется: до реставрации, во время нее и после. Указываются применяемые материалы. Это просто бесценный документ на тот случай, если спустя годы к предмету придется вернуться: новый реставратор будет знать, что и как делали до него.

В реставрационной мастерской станковой живописи производится реставрация картин и икон. Здесь встречаются произведения разной школы и разного времени. Это может быть как европейское полотно XVII века, так и холст самодеятельного художника, привезенный из района Омской области. И то, и другое демонстрирует нам реставратор живописи Виктория ЕФИМЕНКО.

– Подходы здесь, естественно, разные, – рассказывает она. – Но даже самый отработанный, апробированный метод неизвестно как поведет себя на том или ином материале, поэтому всегда волнительно начинать. Что касается вот этой работы народного художника, то тут дело осложняется многими факторами. Она написана масляными красками на очень тонком хлопчатобумажном холсте без грунта. Основа сшивная. Видимо, она какое-то время находилась в доме, но после того, как мода на ковры прошла, долго висела в сенях, была покрыта экскрементами насекомых и толстым слоем поверхностных загрязнений – это пыль, сажа. Красочный слой во многих местах осыпался. Основу пришлось укреплять, буквально приклеивать.

Так что подушечки, разложенные по всему холсту и привлекающие внимание, оказались своеобразным деликатным прессом для клея.

Вообще же мастерская оснащена на современном уровне. В ней есть ультрафиолетовое освещение, ИК-оборудование, микроскопы нового поколения, позволяющие изучать не только структуру живописи, но и пигментный состав. Вот был бы еще портативный прибор для определения того же самого пигментного состава, но без взятия проб, вздыхает Виктория. Это ее мечта. Знает, что есть такой в Эрмитаже, в музеях Лондона и Нью-Йорка. Стоимость его на сегодняшний день 7 миллионов рублей. Может, сделает кто-нибудь подарок и нашему музею.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/127250