Никита ШАЛМИН: «Мы должны понимать, что в Омске табуировано, а пока у нас можно всё»

Дата публикации: 19 июня 2021

Омский архитектор убеждён, что в нашем городе напрасно не капитализируются муниципальные земли. 

Третьего июня в «Точке кипения» архитектор Никита ШАЛМИН высказался о планировании Омска. К сожалению, передать его выступление полностью невозможно, поскольку оно плотно завязано на демонстрации карты города и прочих иллюстрациях. Любопытствующие смогут найти трансляцию лекции на ютуб-канале упомянутого «развивающего пространства». Приводим несколько его ярких цитат.

Проектирование генерального плана города с 1990-х сводится к собиранию позиций застройщиков, это выдается за программу Омска. При этом мы понимаем, что любой застройщик может обанкротиться, передумать с проектом, вообще исчезнуть. Город не знает, что на самом деле должно быть на пустующей территории. Он видит инвестора с деньгами и соглашается на его предложение. Как с гостиницей Cosmos на Тухачевского, которая убьет уникальность места, на котором расположится.

В Омске есть беда: мы путаем экспертов со спикерами. Эксперт аргументирует свою позицию и прогнозирует развитие ситуации, а спикер просто говорит: «Я так вижу», «Все так думают». Понятно, что эксперты неудобны, они произносят неприятные, неугодные вещи. Но именно в силу отсутствия элит мы строим в центре города ЖК «Новый пионер» с непонятным пентхаусом, апарт-отель МОРЕВА, гостиницу Cosmos, центр развлечений АНТРОПЕНКО рядом с ТЭЦ-1, строим на месте символов города микрорайоны, то есть своими руками уничтожаем самоидентификацию. Всё это обесценивает Омск, снижает качество общественных пространств. Неудивительно, что молодежь его покидает, ведь интересны только самобытные города.

Что оптимально для эффективного управления городом? Во-первых, поддерживать условия для формирования экспертных элит, то есть генерировать и презентовать культурный контент города. Без этого мы не будем знать, чего мы хотим и что нужно делать, получится полная раскоординация. Во-вторых, выработать представления о неприватизируемых, уникальных свойствах города. На Западе существует «статус территории», «доходность территории», есть экономическое зонирование – дорогие районы, фавелы, бидонвили.

Мы должны понимать, что́ в Омске табуировано, а пока у нас можно всё. Поняв, что́ трогать нельзя, надо сформировать институт рыночной оценки доходности от уникальных свойств, механизм их капитализации. Иначе мы будем кланяться любому рублю извне – будь он из федерального бюджета или от предпринимателя. А как у нас сейчас происходит? Бизнесмен скупает земли сельхозназначения, переводит их под строительство ИЖС. Стоимость участков вырастает на порядок. Ценность земли сформирована из ничего. В других странах земля выкупается из муниципальной собственности, спекулятивный доход муниципализируется, а не отдаётся – как у нас – частному лицу. Доходность омских муниципальных земель не считается и соответственно, не капитализируется. Фискальная часть в бюджете минимальна, основной доход идёт от оборота собственности, чей полный объём мы даже не знаем. Вот построит в Омской крепости человек апарт-отель, а потом продаст его. Он получит доход. А город? Это общественно значимая территория. Вымывается символ Омска, идет отток населения, у бизнеса хиреют кадры.

© Фото автора



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/128357