Сегодня в Омске степень износа составляет: 48,5% у автобусов, 58,1% у троллейбусов, 73% у трамваев. В 2017 году износ муниципальных автобусов был 95%, троллейбусов – 92%, трамваев – 91%

Дата публикации: 26 июня 2021

В 2020 году казна Омска получила на 1,8 млрд. рублей больше налогов, чем в 2019 году (полный текст). 

27 мая в Омском городском совете прошли публичные слушания по исполнению бюджета в 2020 году.

Бюджет-2020 прошел публичные слушания

В мероприятии приняли участие 45 человек. Основной доклад представила и.о. директора департамента финансов и контроля городской администрации Ольга ИЛЮТИКОВА (на фото). Она сообщила, что расходы бюджета города в 2020 году составили 22,639 млрд. рублей, они на 154,5 млн. рублей превысили поступление доходов.

– Всего за 2020 год в доход бюджета поступили 22,484 млрд. рублей. По сравнению с 2019 годом сокращение произошло на 531 млн. рублей. Именно за счет снижения безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов, – пояснила ИЛЮТИКОВА.– Но при этом необходимо отметить, что бюджет города выдержал вызовы 2020 года и фактически результаты исполнения доходной части бюджета превзошли первоначально сформированный прогноз снижения собственных доходов бюджета из-за введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.  В итоге общий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет по сравнению с 2019 годом увеличился на 792 млн. рублей.

ИЛЮТИКОВА рассказала, что в структуре доходов бюджета 37% (8,2 млрд. рублей) составляют налоги, 12% (2,6 млрд. рублей) – неналоговые доходы и 51% (11,5 млрд. рублей) – безвозмездные поступления. «Налоговых доходов по сравнению с 2019 годом поступило больше на 1,8 млрд. рублей. В структуре налоговых платежей основным по-прежнему является налог на доходы физических лиц. Он составляет 65%. Исполнение по нему – 5,402 млрд. рублей. Это по сравнению с прошлым годом больше на 704 млн. рублей, – пояснила глава департамента финансов и контроля и акцентировала внимание слушателей на причинах. Среди них – рост среднемесячной заработной платы отдельных работников организаций города, более 330 млн. рублей составляет поступление налогов на доходы физических лиц с продаж.

– Налоги на совокупный доход в бюджет города поступили в объеме 1 млрд. рублей. По сравнению с 2019 годом они сократились на 206 млн. рублей. Это обусловлено, конечно, предоставленной на федеральном и региональном уровне поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляли свою деятельность в отраслях экономики, пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, – пояснила ИЛЮТИКОВА.

Имущественные налоги (1,5 млрд. рублей) у города увеличились на 561 млн. рублей. Это, по словам Ольги ИЛЮТИКОВОЙ, связано с принятием областью решения по отчислению транспортного налога по нормативам 50% в бюджет города (с 1 января 2020 года).

Неналоговые доходы сократились на 290 млн. рублей. Здесь причиной снижения стали меры поддержки, оказанные предпринимателям городом, и изменения законодательства  по зачислению административных штрафов, налагаемых органами госвласти. Основным источником поступления неналоговых доходов являются доходы от использования имущества – 42%.

Расходы бюджета исполнены почти на 95%. 2,9 млрд. рублей пошли на благоустройство города, развитие дорожного хозяйства и ЖКХ. Расходы муниципального дорожного фонда составили 2,641 млрд. рублей, объем субсидий на обеспечение дорожной деятельности из федерального и регионального бюджетов – 1,531 млрд. рублей. На содержание и ремонт дорог ушло почти 950 млн. рублей, 885 млн. рублей – на ремонт 20 автодорог общего пользования в рамках проекта Безопасные и качественные автодороги (БКАД). Более 7 млн. рублей потрачено на нанесение дорожной разметки, 50 млн. рублей – на ремонт тротуаров и столько же – на ремонт внутриквартальных проездов.

Расходы на содержание объектов ЖКХ, благоустройство и озеленение исчислялись цифрой 1,796 млрд. рублей. В итоге благоустроены 10 общественных территорий и 26 территорий многоквартирных домов, 25 млн. рублей направлены были на создание 160 мест накопления ТКО, 232 млн. рублей – на переселение омичей из аварийного жилья, приобрели 115 жилых помещений. В итоге были переселены 552 омича. 2,129 млн. рублей город потратил на организацию транспортного обслуживания.

Адресная инвестиционная программа

Заместитель мэра Омска Елена РУСИНОВА начала свое выступление с акцента на том, что в последние три года в адресную инвестиционную программу (АИП) вошло больше объектов, чем в прошлые годы: в 2018 году – 16, в 2020 году – 25. Финансирование увеличилось – с 28 млн. рублей до 1 млрд. рублей соответственно. Из 25 объектов 2020 года 7 детских садов, три школы, три автодороги, шесть объектов инженерной инфраструктуры.

Большую часть АИП составили расходы на объекты образования и дорожного хозяйства. На 85% объемы АИП финансировались за счет нацпроектов.

— Безусловно, важнейшие объекты – это школа в мкрн. Амурский 2 на 1122 места (стоимость порядка 850 млн. рублей) и дорога по ул. 3-я Островская. Бюджетная емкость этого объекта – 1 млрд. рублей, – рассказала Елена РУСИНОВА.

Она сообщила, что сейчас мэрия разрабатывает долгосрочную программу строительства детсадов, в ближайшее время планирует сделать подобную по школам, а план по созданию транспортной инфраструктуры, рассчитанный на 10 лет, находится в разработке.

Бесхозяйное имущество

Об инвентаризации бесхозяйного имущества в 2020 году на слушаниях рассказал директор департамента имущественных отношений города Дмитрий МАХИНЯ. В данный момент департамент принял в работу 2465 объектов. С 2017 года зарегистрировано право муниципальной собственности на 337 объектов. На сегодняшний день в списке ожидания еще 3128 объектов.

— Ежегодно в бюджете Омска на цели инвентаризации, регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты предусматривается 5,8 млн. рублей, – сообщил Дмитрий МАХИНЯ. – Указанные деньги департамент имущественных отношений направляет на подготовку технических планов и постановку на учет указанных бесхозяйных объекто.

Более половины среди них – это объекты электроснабжения, значительная доля – водоотведение и водопроводные сети.

— 2020 год оказался очень результативным. На кадастровый учет поставлено 225 объектов, что превышает совокупный показатель за 2017 и 2019 годы. И также регистрация права госсобственности осуществлена на 175 бесхозяйных объектов, что также превышает совокупный результат трех предыдущих лет. Это стало возможно в результате складывающейся экономии по результатам торгов на техническую инвентаризацию, – рассказал глава департамента.

Дмитрий МАХИНЯ подчеркнул, что количество бесхозяйных объектов, которые ежегодно выявляются, постоянно увеличивается:

— Эта проблема связана с нормами федерального законодательства, в соответствии с которыми объекты инженерной коммуникации могут строиться и эксплуатироваться без разрешения на строительство. С 2021 года администрацией Омска введена новая практика – при заключении договора аренды для строительства в него включаются пункты, обязывающие застройщиков регистрировать и в дальнейшем либо самостоятельно эксплуатировать, либо передавать бесхозяйные объекты в собственность муниципального образования.

Глава департамента имущественных отношений озвучил и планы на текущий год: не менее 400 объектов ожидает постановка на кадастровый учет и на 70 планируется зарегистрировать право муниципальной собственности.

Именно Дмитрию МАХИНЕ на публичных слушаниях был адресован первый вопрос. Депутат Дмитрий ПЕТРЕНКО спросил:

— Я в вашем докладе увидел динамику постановки на учет нескольких бесхозных объектов, но не было водных. Сколько их поставлено на учет в 2020 году, в 2021-м? Насколько я знаю, у нас вообще нет реестра водных объектов. Дети тонут у берега: там котлован с резкими краями, арматура торчит, а Обь-Иртышское пароходство говорит: «Нет официального водного объекта в реестре, значит, и мониторить его не надо». Когда вы начнете ставить водные объекты на учет? Это хотя бы в бюджет на 2022 год заложено?

Данную тему Дмитрий ПЕТРЕНКО не раз поднимал на заседаниях Омского городского совета, но конкретного ответа на него не получал. Дмитрий МАХИНЯ вокруг ходить не стал:

— Реестр водных объектов составлен. На сегодняшний день в него вошло 52 таких объекта, на кадастровый учет в 2020 году поставлено 35 объектов. Остальные не поставлены по следующим причинам: либо водные объекты пересекают несформированные земельные участки, находящиеся в разных территориальных зонах, либо из пароходства поступила информация, что этот объект не является замкнутым. Только замкнутый объект относится к муниципальным.

Глава депимущества заверил депутатов, что водоемы, которые не смогли поставить на кадастровый учет в 2020 году, будут оформлять в текущем.

Транспорт

Пассажирские перевозки в 2020 году охарактеризовал и.о. директора департамента транспорта Вадим КОРМИЛЕЦ. Город заключил 10 контрактов на перевозку пассажиров и грузов на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам. Пробег транспортных средств по ним составил 26,6 млн. км.  По сравнению с 2019 годом показатель снизился на 300 тыс. км.

В прошлом году в рамках нацпроекта БКАД муниципальное предприятие «Электрический транспорт» приобрело 33 новых троллейбуса «Адмирал», 24 новых троллейбуса других марок, ПП № 8 получило в эксплуатацию 20 новых больших автобусов на компримированном природном газе. МП «Электрический транспорт» произвело восстановительный ремонт одного троллейбуса и одного трамвая. Еще 10 трамваев Омску безвозмездно передала Москва.

— На сегодняшний день списочное количество подвижного состава муниципальных предприятий составляет 769 единиц, из которых 526 – автобусы, 148 – троллейбусы и 95 – трамваи. По состоянию на 28 апреля 2021 года степень износа подвижного состава составляет: 48,5% у автобусов, 58,1% у троллейбусов, 73% у трамваев, – рассказал Вадим КОРМИЛЕЦ и напомнил, что в 2017 году износ муниципальных автобусов оценивался в 95%, троллейбусов – 92%, трамваев – 91%.

В 2020 году, по данным чиновника, наблюдалась положительная тенденция в плане снижения кредиторской задолженности муниципальных предприятий и АО ПАТП 2 по налогам и страховым взносам: со 132 млн. рублей до 85 млн. рублей. В прошлом году налогов и страховых взносов данные предприятия выплатили на 640 млн. рублей.

Глас народа

На выступления на публичных слушаниях заранее записались пятеро омичей. Четыре речи были хвалебными, вносились предложения выделять на проекты еще больше средств. Роза ВОЛЫНКИНА поблагодарила администрацию за сквер Юбилейный. Любовь ЛУКИНИНА рассказала, как открыла клуб настольных игр на пр. Маркса с помощью гранта (400 тыс. рублей) от администрации города. Маргарита ПЛЕТНЕВА тоже выиграла грант администрации на создание пищевого предприятия по производству функциональных продуктов питания. Многодетная мама Ирина ШУБИНА рассказала, как ее сын-подросток в летнее время подрабатывал, и отметила непреходящую значимость подобного трудоустройства, она предложила увеличить финансирование летней занятости подростков, чтобы «как можно больше детей имели возможность принести пользу семье и родному городу».

Константин ИСУПОВ, который традиционно критически оценивает исполнение бюджета города, предложил признать его «порочным»:

— Дефицит бюджета – это не только прямое нарушение Конституции, но и повод для коррупции, бюрократизма, лжепатриотизма.

У депутатов вопросы тоже были. Дмитрий ПЕТРЕНКО задал несколько. Один из них касался детских клубов:

— В городе порядка 57 действующих детских клубов, а ставок работников меньше 50. Получается на два детских клуба один работник? Почему в бюджете заложено меньше ставок, чем самих детских клубов?

Но в ответ была тишина, депутату пообещали передать вопрос компетентным лицам.

После короткой перепалки по поводу количества возможных вопросов от одного депутата Дмитрию ПЕТРЕНКО позволили продолжить. Следующий вопрос он адресовал председателю Контрольно-счетной палаты.

— Я правильно понял: на 6,8 млрд. рублей у нас долг? На 205 млн. рублей он вырос за год, т. е. динамика отрицательная, долги растут? На одном из слайдов было указано, что долговая нагрузка снизилась с 67% до 62%. Можете пояснить?

Пояснять вызвалась Ольга ИЛЮТИКОВА:

— Снижается долговая нагрузка с точки зрения средневзвешенной процентной ставки по кредитам кредитных организаций. Если мы возьмем бюджетный долг 2017 года, то средневзвешенная процентная ставка была 11,29%, в 2018 году – 8,66%, а на 2021 год – 6,22%. По поводу долговой нагрузки: 67,1% в 2018 году была, а на 2020 год – 62%. Долговая нагрузка считается от объема налоговых и неналоговых доходов. Мы принципиально показали это. Обратите внимание, что растет собственная доходная часть бюджета, увеличивается объем налоговых и неналоговых поступлений.

Депутат Заксобрания Омской области Игорь ПОПОВ попросил мэрию координировать вывоз мусора после субботников, а также порассуждал о несправедливом распределении средств:

— 26 дворов по сравнению с общественными пространствами – это не очень справедливо. Жители начинают отказываться от участия в программе, поскольку несколько лет не могут в нее попасть. В этом году на моем избирательном округе ни один двор не попал, что недопустимо.

Также депутат областного парламента обратил внимание на недостаточную работу по освещению частного сектора.

Депутат Алексей ЛОЖКИН подытожил цифры бюджета и резюмировал:

— Наш бюджет скромненький, но при этом резервы есть.  И мы их не отрабатываем. Я хочу рассказать о неудовлетворительной деятельности администрации города по работе с дебиторской задолженностью. Если общая дебиторская задолженность у нас более 33 млрд. рублей, то из них 1,7 млрд. рублей – это просроченная задолженность. К примеру, 920 млн. рублей — за аренду неразграниченных земельных участков. Где?

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 июня 2021 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/128510