Андрей ТРУМУЛЬ, «БРЕНДИРУЕМ.РФ»: «Почти все выставки, поддерживаемые административным ресурсом (особенно государством), на мой взгляд, не достигают своих целей»

Дата публикации: 26 июня 2021

Сейчас выдвигаются новые требования к сувенирам – они должны быть не только красивыми, но и практичными, а теперь уже и экологичными. 

В 2019 году ООО «Образование-Информ», отмечающее в этом году 20-летний юбилей, провело ребрендинг, обретя новое название и концепцию. Как произошел переход от работы с образовательными учреждениями к работе с бизнесом, директор полиграфического предприятия «БРЕНДИРУЕМ.РФ» Андрей ТРУМУЛЬ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Андрей Львович, вы сменили название своей компании с «Образование-Информ» на «БРЕНДИРУЕМ.РФ». С чем это связано?

– Поясню это через призму истории предприятия. Образовалось оно в 2001 году, его костяк сформировался из выходцев института ИнЯз.-Омск, который в свое время был крейсером омского бизнеса (вуз, колледж, курсы изучения иностранных языков, телестудия, кинозал, служба доставки). Наименование компании – «Образование-Информ» – родилось от одноименного названия рубрики-вкладки в газете Ин.Яз-Омск. Мы решили двигаться в сторону полиграфии, осознав, что в справочнике «Куда пойти учиться в Омске» было очень мало информации, подававшейся довольно куце и однобоко. Нам хотелось видеть его более содержательным и приятным глазу. Переломить советское восприятие оказалось непросто, хотя мы предлагали вузам размещаться на той же самой площади, что обычно, просто в макете другой верстки, более современной. В качестве ориентиров скупали аналогичные справочники по всей стране и даже за рубежом – в Белоруссии, Литве, но в итоге решили идти собственным путем. Получилось. Но «Куда пойти учиться в Омске» выходило раз в год, поэтому мы стали ежемесячно выпускать газету со спецвыпусками про гуманитарные специальности, специальности в естественных науках, точных, и вузы стали приобретать те, которые им соответствовали. Однако нам снова стало скучно и мы стали позиционировать себя как центр рекламно-маркетинговой службы образовательных учреждений города Омска.

– Так вот откуда взялся ваш опыт участия в выставках.

– Да, Сергей ГИЛЬ из управления молодежной политики очень нам помогал. Это была только заря полиграфии: никто не понимал, какими должны быть стенды, какие раздаточные материалы предлагать детям разных возрастов и их родителям, как правильно позиционировать те или иные образовательные учреждения. Мы пробовали, когда поджимали сроки, обращаться к коллегам по рынку, но и у них были очень устаревшие представления обо всем. Пришлось идти по непроторенному пути. Но мы щедро делились приобретенными знаниями с вузами. Это удачно совпало с появлением коммерческих мест на факультетах, которых впоследствии стало больше, чем бюджетных. Но потом произошло страшное – женщины перестали рожать.

– Демографическая яма?

– Да, 2006-2008 гг. Стало понятно, что мы входим в штопор, а через пару лет на этом поприще вообще нечего будет делать. Хотя я был экспертом от нашего региона в центре оценки профориентационных проектов в Москве и мы все же пробовали стабилизировать ситуацию. В частности, апробировали идею связи школ с предприятиями, взяв за основу немного преобразованную шведскую модель профориентиации Йохансона. В ее рамках абитуриенту следовало задавать вопрос не «на кого я хочу учиться», а «где мне учиться, чтобы работать здесь».

– Где «здесь»? В родном городе, стране?

– Уже. Берем двести детей, сажаем на автобус и провозим по предприятиям региона. Не по музеям при заводах, а по фирмам непосредственно, заводя во все отделы, включая бухгалтерию, кабинет юриста, цеха, лаборатории и прочее – в ветеринарные клиники, пожарные службы и так далее. Причем детей не инструктируем, ничего не поясняем, не рассказываем, они просто смотрят и, если хотят, сами общаются с работниками. Получается, что ребятишки делятся автоматически на три группы: «Это место мне нравится», «Это место категорически не нравится» и «А что еще у нас есть в списке?». В одной из таких экскурсий девочка подошла к сотруднице и задала ей вопрос, на который мы и выводили: «Где мне учиться, чтобы работать на вашем месте?» Никто ее на это не подбивал, все произошло само собой. К сожалению, эта весьма удачная практика так и не прижилась – на смену поддерживавшему ее главе департамента образования Илье ДУБИНУ пришла несговорчивая Екатерина СПЕХОВА. При этом мы не получали никаких государственных денег, а работали считай на голом энтузиазме, ради общего дела. Приживись же та система, я уверен, что столь массового оттока молодежи из Омска не было бы. Пока что все: студенты делают вид, что учатся, преподаватели делают вид, что учат. Первые получают оценки, вторые зарплату, а родители рады, что их дети заняты. Когда я слышу, что ребенок должен сам определиться с профессией, очень удивляюсь: как ему это сделать, если он ничего о местных компаниях не знает?

– То есть вы поставили крест на образовании в глобальном смысле.

– В глобальном да. Мы, конечно, по-прежнему сотрудничаем с вузами: делаем и стенды, и сувениры, выпускаем полиграфические материалы, печатаем дипломы. Но благодаря выездным образовательным выставкам – Москва, Сургут, Тюмень, Астана (тогда еще она так называлась), набрались достаточно опыта. В 2008 году его решили использовать в создании Экспо-Центра, для которого мы написали концепцию, выбрали оборудование (как для себя), построили стенды и так далее. Сделали все от нас зависящее, но, к сожалению, учреждение так и не стало тем выставочным центром, который мы задумывали. Опять же, нет худа без добра: за время этой работы мы познакомились с предприятиями, которые там были представлены, и стали с ними сотрудничать. Так мы медленно, но уверенно стали отходить от своего названия, поскольку оно смущало клиентов, не связанных с образованием. Визит в Шанхай на выставку, где было все от наружки до сувениров, полностью изменил наше представление о рекламных подходах, заставив пересмотреть и свои технологии.

– Понимаю, к чему вы ведете. Читала, что ваша компания выпустила комплект магнитов к 300-летию Омска.

– Занятно, что мы проводили предварительные переговоры с мэрией об этом, но на торгах нас обошло какое-то невнятное «Рога и копыта», которое даже не знало, с чего начать. Чиновники попросили нас спасти положение. Дело это более чем трудоемкое – мы только два года отрабатывали прототип. Получилось удачно, начались отклики из других регионов и это стало окончательным поворотом к «БРЕНДИРУЕМ.РФ». На самом деле этот домен был занят, хотя сам сайт отсутствовал. Я дождался и перекупил имя. На самом деле документальное оформление предприятия еще продолжается. Мы создали дочернюю компанию «Брендом» в Санкт-Петербурге, чтобы было удобней общаться с северо-западом.

– То есть работаете не только с омичами?

– Есть заказ на сувениры из Бурятии, причем далеко не первый. С этой категорией продукции вообще интересно – с каждым новым заказом ее себестоимость падает, ведь разработки уже проведены и формы есть. Самое дорогое – это оснастки. В отпусках все нормальные люди отдыхают, а я брожу, высматриваю новые идеи для сувениров... Пандемия, конечно, приостановила бизнес, но есть заказы на полиграфию и сувениры от новосибирской горадминистрации, наших педагогического и транспортного университетов и другие.

– А омские-то сувениры кто-нибудь заказывает?

– Мы сейчас разрабатываем недорогие туристические варианты в диапазоне 100-500 рублей за штуку. Это долгоиграющая история – отснять знаковые объекты города, составить описание, включая текст на английском. Сейчас выдвигаются новые требования к сувенирам – они должны быть не только красивыми, но и практичными (отсюда такая популярность различных открывашек, фонариков, магнитов для супермаркетовских тележек и прочего), а теперь уже и экологичными.

– Но вы продолжаете заниматься сопровождением выставок – только теперь для предпринимателей.

– Мы также консультируем их, как грамотно работать на выставках, потому что мало поставить стенд и разложить на столе промо-продукцию. Хотя и это надо уметь, учитывая размещение в помещении, его освещение и так далее.

– Давайте по-честному. Омичам есть смысл вкладываться в участие в федеральных выставках?

– Однозначно. Уже одна подготовка мобилизует, побуждая искать партнеров, изучать новые темы. Я, кстати, против субсидирования со стороны властей, предприниматель должен уметь договариваться с единомышленниками, чтобы изыскать нужные средства. Это совсем другой подход, стиль мышления. А те, кто уже имеет опыт участия в выставках, входят во вкус, это становится своего рода наркотиком, зарядом эмоций, идей, не считая новых контактов, конечно.

– Какой омский бренд не стыдно было оформлять для выставки?

– Любинскую сгущенку. У них всегда 100% попадание в тренды. Они отрабатывают выставку полностью, все собранные контакты. А ведь нередко предприниматели поучаствовали непонятно зачем и ушли под воду. Выставка не просто мероприятие – это труд до и труд после.

– Какие выставки вы считает образцовыми?

– Мосбилд, МИТТ. Поражают воображение. В Омске – культурные выставки, которые курировал экс-министр Владимир ТЕЛЕВНОЙ, выкладывавшийся на 200%. В его пору районы Омской области были толково позиционированы. Он ничего не принимал на веру, все проверял сам. Помню, как мы предложили для оформления стендов рамки, которые заказали в столице. ТЕЛЕВНОЙ сказал: дорого. Я попросил просто передать ему рамку, чтобы тот ее посмотрел, потрогал, убедился, насколько она хороша. Поступил ответ: «Хорошо, поддерживаю ваш выбор».

– А провальные выставки знаете?

– Их много. Почти все выставки, поддерживаемые административным ресурсом (особенно государством), на мой взгляд, не достигают своих целей. Подготовка к ним отнимает больше денег, чем дает результат. Хотя я могу подсказать, как и из них выжать то, что нужно. В таких мероприятиях есть нюанс: сотрудники выставочного центра не напрягаются, если мероприятие дотируется из бюджета, а ведь это их непосредственная работа – сделать событие красочным и интересным. Главное – выставки людей для людей не денутся никуда, напротив, на подобные мероприятия год от года растет входной билет. Как показал ковидный год, онлайн – выставки совершенно не чета офлайновым.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 июня 2021 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/128511