Федеральные эксперты назвали «раскулачиванием» прессинг малых и средних топливных компаний

Дата публикации: 27 июля 2021

Этот бизнес постепенно полностью монополизируется госкорпорациями. 

23 июля в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась конференция на тему «Обескровливание экономики: автомобильное топливо бьёт новые антирекорды».

Биржевые цены бензина марок Аи-92 и Аи-95 обновили исторические максимумы по итогам прошедших накануне торгов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Предыдущие исторические максимумы были достигнуты в июле 2020 года, что говорит о значительном росте биржевых цен на автомобильное топливо именно в пандемийные годы. Только с начала июля этого года биржевая цена на Аи-92 и Аи-95 выросли на 4,4% и 3,6% соответственно. При этом бензин и дизель в России совсем не дефицитны – ещё в июне ФАС сообщила о рекордном за два года уровне запаса топлива. 26 июля средняя цена на Аи-95 в Омске составляла 47,80 р/л, на Аи-92 – 44,15 р/л, а на дизель – 50,85 р/л.

Член правления, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий БАЖЕНОВ объяснил, что происходит:

– Оптовые цены растут по следующим причинам: у нас растут мировые котировки на нефть, у нас не укрепляется курс рубля, у нас повышается налоговая нагрузка на внутренний рынок – будет повышаться и в 2022–2023 годах. При этом коэффициент, который корректирует экспортную пошлину, у нас понизился. В итоге у нас растут нетбэки, а потом и биржевые цены. Но при этом в розницу это транслируется не в должной мере. Раньше у нефтяных компаний не было инструмента, который позволил бы им получать компенсацию за то, что они не увеличивают котировки на стелах. И тогда придумали демпфер – механизм, который дискриминирует легальный малый и средний бизнес в топливной рознице. Сегодня крупным нефтекомпаниям идёт субсидирование. А независимые компании в то же время терпят убытки, потому что им никто ничего не компенсирует.

Научный руководитель Института проблем глобализации, экономист Михаил ДЕЛЯГИН согласился с БАЖЕНОВЫМ, что негосударственному среднему бизнесу в топливной сфере делать нечего – идёт неприкрытое раскулачивание.

Член правления Независимого топливного союза признал, что АЗС тяжело переживают нынешнее время. По его словам себестоимость реализации одного литра бензина на независимой заправке – 3,5 рубля. Разница же между мелкооптовой ценой и розничной – минус 1,5 рубля. Кто-то выживает за счёт запаса прочности, но топливо всё равно рано или поздно придется закупать по актуальным ценам:

– Бизнес АЗС убыточен, но он таковым стал не вчера. Критическая ситуация наблюдается с марта, да, а сложная – с 2012 года. Нынешняя регуляторная политика делает всё для того, чтобы качество топлива ухудшалось, чтобы был недолив на АЗС, чтобы всё больше заправок уходило в теневой сектор. Это самое настоящее уничтожение легального бизнеса, убийство динамики в отрасли: нет конкуренции, нет инвестиций, нет роста производительности труда, нет роста зарплат. Мы сами себя загоняем в угол.

Репортаж полностью читайте в следующем выпуске «Коммерческих вестей» от 28 июля. 

Фото © стоп-кадры онлайн-трансляции



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/129145