Никита ШАЛМИН: «Омск был рабоче-сельский град: город-сад, Флора, танки, ракеты... Теперь хайп-конъюнктура-сельский град: ОмскГазМяс, шар, объекты в крепости, стела...»

Дата публикации: 04 сентября 2021

Монолог известного эксперта о том, что стало с Омском и куда двигаться дальше. 

В «Точке кипения» продолжил читать курс лекций-семинаров по архитектуре под названием «Омск 400-500» архитектор Никита ШАЛМИН. На седьмом семинаре он рассказал про факторы и механизмы формирования миссии города как соорганизации мультикультурного контента, его уникальности и свойств как главного ресурса развития города, о том, что Омск транслирует сейчас, каков ментальный фон города, какова необходимость и возможность его трансформации, в чем заключается проблема самоосознания и определения целей и формирования образа города:

— В прошлый раз мы говорили о том, что миссия города особенно важна в ее культурологической части. Иногда за миссию города принимаются вещи, продиктованные внешними силами, ну, скажем, промышленные города. Допустим, Омск – это танкостроение, ракетостроение, нефтепереработка. В общем-то, у самого Омска ресурсов здесь никаких, поэтому нет повода абсолютно говорить о том, что это миссия именно этого города. Нет, просто его вовлекли в некие процессы. Как только производство приостановилось или что-то ушло, то есть внешние генераторы процессов, это пропало. В плане определения надо смотреть именно культурную миссию города.

Здесь надо понять, как вообще складывается система отношений в обществе, в городе. Я тут накидал схемку: как человек относится сам к себе, как себя позиционирует; как человек относится к некоему идеалу человека вообще; человек и сообщества. Я могу себя рассматривать  как включенного в эти сообщества – двор, город, страна, мир – так и как не включенного. Миссия города формируется как персонально, так и в структуре сообществ, у миссии есть внутренняя часть и внешняя.

Жаль, что сегодня экологов нет, я специально для них схему изобразил: есть сообщество, есть природа. На этом, собственно говоря, и зиждется экологическое сознание – то, как мы относимся к природе, к тому, что создано не нами, как мы это оцениваем и как с этим существуем. Вообще, если говорить о серьезности экологического движения, то, по идее, они должны были уже давным-давно написать декларацию прав природы, у нас уже есть декларация прав человека. К сожалению, такого материала нет, поэтому под экологией понимается все что угодно.

Город состоит из массы сообществ, персоналий и так далее. Что объединяет разные территориальные интересы, сословные, национальные? Если их ничего не цементирует, то смысла существовать здесь нет. Омск, когда только возникла крепость, когда никто, так сказать, не генерировал существование, мог прекратить свое бытие, но остался. Через 50 лет с этим фактом согласились, дали ему статус, административные функции и так далее. Наверное, нас все-таки объединяет общее культурное пространство, можно назвать это миссией культуры российского мира. Вторая миссия культуры – место. Как сообщество влияет на природу, так и сообщество впитывает от природы, включает ее в свою культуру. Понимание природного места, его трактовку как образа, каждая культура, каждое сообщество транслирует по-своему.

В чем особенность Омска? Некая уникальность, отличие от других? Если Омск то же самое, что Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, то мы социальные винтики и никакого своеобразия не несем. Но если Омск существует еще с тех времен, значит, есть нечто, что связывает нас не только сегодня, но и в историческом плане. Омичи транслировали российскую культуру по отношениях к Западно-Сибирской равнине, за счет этого Омск постепенно становился центром страны — транзит север-юг, восток-запад, центр Западно-Сибирской низменности в парадигме продовольствие-строительство-сельхозсервис-торговля.

В современном мире у нас регион сузился. Нефтекомбинаты должны были привязывать все к нам. Но трубопроводы обошли севернее, потоки исключили Омск. В Тюмени, Сургуте, Салехарде много омичей, но они уже не влияют в той же степени на культурные составляющие, хотя топология позволяет. У региона сейчас нет трансляции культуры, он съеживается. У нас нет больших программ, больших идей по отношению к территориям, мы не можем сформулировать миссию, которая не только внутри, но и снаружи. Мы теряем основание как генерирующий центр, не транслируем культуру.

Сельская ментальность – база, на которой существует весь регион и город в частности. Основные характеристики – осторожность и недоверие к постороннему, к необходимости или целесообразности лично участвовать в новациях, к переменам. Село в отличие от города не генерирует новый контент, оно в принципе транслирует уже понятные, известные традиционные ценности, в этом его сила. Нежелание терпеть риски («пусть рискует кто-нибудь другой»), традиционализм в проявлении приземленности самооценки. Я это слово несколько раз слышал на территориях в Омской области, когда предлагаешь какой-то проект, говоришь: можно сделать вот так. А люди говорят: нам бы что-нибудь поприземленнее. Они боятся чего-либо нового, смелого, даже тот потенциал, который у них есть с точки зрения пространства, композиции, они боятся реализовывать.

В подтверждение этого, буквально за час до лекции, была встреча в ТЮЗе, я показывал эскизы. Там тоже был традиционный русский вопрос: «А это где-нибудь есть еще?» Нет этого нигде! «Нет, тогда так делать нельзя». Ну почему?! Ты будешь первым, тебе потом будет писать: «Cмотрите, как здорово получилось». «Не-не-не, это невозможно». Сразу откат, сразу страх, отказ от наилучшего в пользу обычного, посредственного, сразу занижение собственной планки.

Еще характеристики сельской ментальности. Прижимистость: у нас никогда нет денег, никогда, нигде ни на одной территории в Омске. Хотя судя по проектам, которые мы начинаем реализовывать, но не реализуем до конца, денег у нас все-таки вваливается очень много. Поэтому любой инвестор для нас это бог, на халяву и горчица сахар. Поэтому мы позволяем им все, надо нам это или не надо, есть ли смысл, нет его. «Пожалуйста, строй».

Вот обсуждается улица Ленина, бывший городской сад. Сейчас там ресторан, емкость для пожаротушения ТЮЗа, гараж ТЮЗа за забором, то есть нет сквера. Тем не менее народ проголосовал за то, что этот сквер надо бы сделать. Проект выходит на реализацию. Практически не трогается ничего, только вместо одноэтажного ресторана проецируется раза в три больше двухэтажный, задним двором выходящий, естественно, на сквер, с главным фасадом на Ленина. Я задаю вопрос: «Да как же так, тут памятники, так нельзя». Мне отвечают: «Так это же его собственность». Мы согласны с тем, что это абсолютное право собственности, поэтому у нас и на территории крепости строится все, что угодно и десятиэтажные стекляшки, и жилые дома, мы под инвестора готовы отдать что угодно.

Несмотря на все, у нас есть и амбициозность: «мы не лыком шиты». Отсюда все суперпроекты, которые делались огромными: метро, переливная плотина, набережная, водопонижение ЛБИ, совершенно ненужный дублер Красного пути.

Так каков же образ города? Первоначально это военград: крепости, административные функции, 80% населения военные. На протяжении приличного времени так было. Дальше сельско-купеческий град: Любинский проспект и прочее. Потом рабоче-сельский град: город-сад, Флора, танки, ракеты, застройка Левобережья. Теперь хайп-конъюнктура-сельский град: «ОмскГазМяс», шар, объекты в крепости, стела и так далее. Когда начинаешь разговаривать с людьми о любой вещи из перечисленных, говорят: «А что, прикольно, хайпанем». Мы сейчас транслируем: несостоявшиеся суперпроекты, выстилание под инвестора, под застройщика.

Всяческие «прикольные» вещи, которые ставим на пьедестал культурных ценностей, хотя они таковыми не являются. Как следствие, отток населения. Уезжают люди с образованием, городские, приезжают люди с сельской ментальностью.

Омск привлекателен в каком плане? В отличие от Новосибирска, Екатеринбурга, деловых, активных центров, он спокоен, комфортен. В свое время, когда Новосибирск трясло и по продовольствию, и по ЖКХ, Екатеринбург трясло, Омск был спокойной заводью, в плане спокойной жизни у него очень мощная подпитка, это один из ресурсов города.

В чем проблема новой миссии? Омску нужен регион для трансляции своих ценностей. И Омску нужно свои ценности трансформировать под вызовы сегодняшнего дня, формировать повестку завтрашнего дня. В Омске очень важна конъюнктура. Люди, вкладывая рубль, ожидают получить хоть 10 копеек прямо сейчас. Если ты им говоришь, что потом получат два рубля, это уже не интересно, такой бизнес им не нужен. Конъюнктуру нужно преобразовать в эффективный экономический уклад, сельскую ментальность – в экосознание, а хайп – в кpеативность. Старая парадигма больше не работает, как ее ни транслировать, она изжила себя, умерла. Мы можем инерционно говорить о том, что у нас танки, нефтехимия, мы строим ракеты, но это не культурные основания, мы не отражаемся в этом.

Нужны новые объекты трансляции, новые произведения, не вертикально интегрированные. Вот, допустим, КБ создает танк «Черный орел». Но это вертикально интегрированная структура. Переехала в Нижний Тагил, частично в Кировск, и все, Омска нет в истории «Черного орла», в фильмах он даже не упоминается, хотя начинал эту вещь. И так в другом, это будет повторяться.

Потому что когда мы завязаны на внешние потоки того же производства, то наша культурологическая составляющая, как подложка, она сопутствующая, вторичная. Как только впереди в цикле что-то прекращается, у нас все исчезает. Они могут спокойно совершенно перенести производство туда, где им выгодно.

Если территория сама вырабатывает некий вектор во взаимодействии, тогда происходит другое: все входящие потоки соотносятся с этим. Система колонизации территории в первом случае должна смениться системой колонизации внешних процессов, в котором она использует их сама, комбинирует, выстраивает, создает что-то новое. Продолжая текущую политику, мы повторяем социалистический уклад со всеми вытекающими отсюда последствиями: точечной застройкой без планировки, жизнью города без конкретной программы и перспективы, так как он зависит целиком и полностью от внешних вещей, у него нет самоопределения. Если мы говорим, что у нас нет другой поддержки, надо формировать современный сельскоградский уклад, генерировать собственную моду вовне. Это может явиться основанием для преобразования.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 августа 2021 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/132284