От массового к авторскому: известный омский дизайнер приглашает на выставку плаката

Дата публикации: 28 февраля 2022

Когда-то в этом жанре работали многие, сегодня – единицы. 

В Доме художника открылась юбилейная выставка известного омского дизайнера Виктора ХРУЩА. Ему недавно исполнилось 65.

Выпускник Красноярского художественного института по специальности «Прикладная графика», Виктор Иванович работал в самых разных направлениях: книжная графика, иллюстрация, фирменный стиль (подобных разработок у него не одна сотня), но всегда выделял для себя плакат как лаконичное и концентрированное высказывание. Поэтому на юбилейной выставке представлены именно плакаты.

Плакат как агитационный жанр был чрезвычайно востребован и, конечно же, идеологически выверен в советское время. Последний пик его популярности пришелся на 1990-е годы. Так как общество переживало нешуточные катаклизмы, на первый план вышла социальная значимость. Тогда плакатом занимались многие художники, сегодня их остались единицы. И дело не в том, что у нас нет социальных или политических проблем, просто появились другие средства отклика на них (те же интернет-мемы). Плакат, пожалуй, остался лишь в информационной сфере в виде афиш.

На выставке Виктора ХРУЩА представлены авторские плакаты. То есть это не тираж и не заказ – это воля самого художника: его мысли по поводу различных явлений в жизни, впечатления от театральных постановок, выраженные знакомыми и любимыми средствами.

Среди плакатов, например, есть «Райские сады «Модема» с USB-штекерами в виде цветов – грусть о том, что виртуальная реальность часто заменяет нам сегодня настоящую. Ведь даже природой многие уже любуются через экран монитора.

Отклик на пандемийную тему – плакаты «Твой выбор» и «Вместе мы сильнее». На них изображены медицинские маски. В первом случае маска напоминает носилки (то есть понятно, между чем и чем надо выбирать), во втором – маски разноцветные. На международной выставке в Канаде плакат имел большой успех. Там его трактовали так, что эпидемия – общая беда всего мира и каждый цвет на плакате символизирует определенную страну.

Плакат – это действительно то, что требует толкования и размышления. К этому призывает и сам автор.

– Когда человек приходит на выставку живописи, он любуется пейзажами, натюрмортами. Я, допустим, – еще и технологий, композицией, какими-то абстрактными решениями, – говорит Виктор ХРУЩ. – Приходя на выставку одежды, человек мысленно примеряет на себя понравившиеся бренды. А приходя на выставку дизайна и в частности плаката, он должен думать. Потому что плакат – это такая сокращенная вещь, где каждая черточка имеет смысл. Это всегда прочтение. Оно может быть и однозначным, и многозначным, но его надо искать.

Выставка будет работать до 13 марта.

Фото © Эльвира КАДЫРОВА



© 2001—2025 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/135987