Светлана ШЕВЧЕНКО, архитектор: «В 2020 году появился новый генплан, в котором нет магистралей с непрерывным движением транспорта, существующий аэропорт Центральный остается на своем месте»

Дата публикации: 03 апреля 2022

Новый генплан принят на 20 лет без учета предыдущих документов, по которым ранее развивался город. 

Общественная палата Омской области провела круглый стол «Будущее города Омска глазами архитекторов», посвященный исторической оценке и долгосрочным перспективам пространственного развития города Омска.

Представляем читателям выступление заслуженного архитектора РФ, зама главного архитектора Омска в 2005-2018 гг. Светланы ШЕВЧЕНКО:

— Мне, как архитектору, проработавшему в Омске почти полвека, безусловно, небезразлично будущее нашего города. Прежде всего меня волнует вопрос преемственности градостроительного развития Омска. Документом территориального планирования города на долгосрочный период является генеральный план. Учитывая его предполагаемую реализацию – как правило 20-30 лет – это основной документ с обоснованиями и расчетами на указанную перспективу.

Первым послевоенным документом по развитию города стал генеральный план, разработанный специалистами одного из ведущих институтов страны «Гипрогор» (Москва). Этот генплан в 1970 году был утвержден Советом Министров РСФСР. Тогда Омск еще не был городом-миллионником, имел линейное расположение вдоль правого берега Иртыша от нефтезавода до Порт-Артура. При этом основой для расчета градообразующей базы стали крупные промпредприятия, появившиеся в Омске в военные и послевоенные годы. Крупной площадкой для строительства жилья были свободные территории Левобережья. Точный расчет по перспективной численности населения, выполненный в генплане, полностью сбывается уже в 1975 году – Омск становится миллионником.

Учитывая размещение крупных производственных предприятий на Правобережье, а жилья на Левобережье, генпланом обосновывается строительство транспортных артерий, мостов, связывающих территорию города в единое компактное пятно. Именно в генплане 1970 года предлагается строительство Омского метрополитена как скоростного транспорта для города с учетом размещения мест приложения труда и спального района Левобережья.

По истечении срока действия генплана 1970 года специалистами института «Омскгражданпроект» совместно с тем же институтом «Гипрогор», с участием других профильных институтов разрабатывается новый генплан на следующие 20 лет. Проведя анализ реализации генплана, специалисты подтверждают необходимость строительства метрополитена, прорабатывается развитие улично-дорожной сети города с общегородскими магистралями регулируемого и непрерывного движения.

Прошло чуть больше десяти лет. И вот в 2020 году утверждается новый генплан, в котором делается вывод, что метрополитен Омску не нужен, хотя строительство его было приостановлено только из-за отсутствия финансирования. Нет и магистралей с непрерывным движением транспорта, существующий аэропорт Центральный остается на своем месте, несмотря на то, что он ограничивает строительство на прилегающих территориях, а региональная власть уже сейчас ищет инвесторов для продолжения строительства аэропорта Федоровка. Соответственно, нет предложений по перспективному использованию этой территории после выноса аэропорта.

Сохраняется и весь частный жилой сектор в центральной части города с узкими улицами, по которым невозможно проложить новые сети. Конечно, при выкупе земельных участков с ветхими домами у заказчика может появиться желание построить здесь высотки. На контрасте с коттеджами это не лучшее архитектурное решение в формировании качественной городской среды. И здесь как архитектор оптимальным вариантом я бы видела высокоплотную блокированную застройку четырех этажей, как таунхаусы по улице 2-я Кольцевая, но с квартирами эконом-класса. К сожалению, в новом генплане недостаточно реальных предложений по площадкам для комплексного жилищного строительства на указанный срок 20 лет. Заболоченная пойма I планировочного района по ул. Лукашевича требует большого объема намыва грунта, что значительно удорожает строительство жилья. Есть программа расселения ветхого жилья, но это отдельные участки. Кроме того уже сегодня в границах города не хватает земель для кладбищ, полигонов, размещаемых с учетом санитарных норм.

В этой ситуации возможны варианты. Например, вести работу по землям Минобороны, которые занимают 20% городских земель. Знаю, что это непросто. Но есть неиспользуемые территории, например 16 военный городок по ул. Панфилова, где у бывших складов выбиты окна. Или захламленная территория бывшего 22 военного городка, где на большей части его территории построен микрорайон «Полет», но до сих пор нет школы. Также можно проработать предложения по границам города при договоренности с Омским районом для создания Омской агломерации.

Градостроительные документы – это не просто «красивая картинка». Если это документ, прошедший публичные слушания и утвержденный представительным органом власти, то он имеет силу местного закона. Очень жаль, но приходится констатировать, что новый пакет градостроительных документов – генплан, правила землепользования и застройки –  принят на 20 лет без учета предыдущих документов, по которым ранее развивался город.

Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 марта 2022 года.



© 2001—2022 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/137143