Принадлежит народу: в Центре «Эрмитаж-Сибирь» впервые в Омске организована система открытого хранения музейного фонда

Дата публикации: 19 мая 2022

Это фонд народного искусства – один из самых ярких и востребованных. 

Коллекция Омского музея изобразительных искусств начала формироваться в 1920-е годы. Фонд народного искусства как самостоятельный появился лишь в 1980 году. Тогда в нем было всего 104 экспоната, на сегодняшний день – около 2,5 тысячи, то есть коллекция выросла в 24 раза. Фонд пополнялся с помощью закупок, даров, а также этнографических экспедиций в районы Омской области. К сожалению, экспонаты фонда редко попадают на выставки. Теперь его богатство посетители смогут увидеть непосредственно в хранилище.

Практика не нова: в последние десятилетия музеи по всему миру приглашают посетителей в свои хранилища, стремясь показать как можно больше предметов. В России это Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, музей-заповедник «Кижи» и ряд других. В Омске подобное происходит впервые.

В открытом хранении представлена лишь часть, остальное по-прежнему находится за закрытыми дверями в специальных шкафах-драйверах, в кассетниках, на выдвижных мобильных сетках. 

– Но это не значит, что мы показываем зрителям менее ценные экспонаты, все они для нас дороги, все имеют отличную историю и прекрасные художественные качества, – подчеркивает директор музея Фарида БУРЕЕВА. – Просто здесь представлены вещи, которые в большей степени ассоциируются с народным искусством: глиняная игрушка всех известных промыслов, лаковая миниатюра, роспись, изделия из бересты, художественное литье, элементы деревянного зодчества.

Отличие от музейной экспозиции очевидно. Там предметы располагаются в соответствии с какой-то темой, концепцией, сопровождаются этикетками и аннотациями. Сейчас они просто стоят в шкафах, очень плотно, можно увидеть только общие названия и инвентарные номера (на выставках, кстати, номера тщательно скрываются). Вся подробная информация остается в картотеке, где у каждого предмета есть свой «паспорт». Задача открытого хранения – показать, что хранится и как хранится, говорят в музее.

– Фонд народного искусства – это комплексное хранение, в этом его уникальная особенность и в этом же сложность соблюдения безопасного режима, – поясняет хранитель фонда Светлана АШАЕВА. – Здесь есть изделия из дерева, глины, бересты, ткани и так далее. Меньше всего требует спецусловий глина, главное – чтобы не проникала пыль. Кость любит свет, только не прямые лучи, поэтому в темном шкафу ее хранить нежелательно. Мы попытались создать оптимальные условия для всех предметов. У наших шкафов прорезиненные стенки, поэтому мы можем соблюдать микроклимат внутри. Хочу обратить внимание на наличник со ставнями, который размещен на специальной подвесочной системе, причем тросы могут выдерживать до 500 килограммов. Наличник не поместился в наши раздвижные сетки, потому что чуть больше их по размеру. И хорошо, что в открытом хранении есть подвесочная система, благодаря которой мы смогли и разместить экспонат, и показать его зрителям.

Большой раздел фонда включает в себя предметы городского быта – промышленные изделия, «массовые» вещи, типичные для той или иной эпохи. Многие из них уже забыты, об их назначении расскажут на экскурсиях, которые будут формироваться по предварительной записи (с условиями посещения можно ознакомиться на официальных ресурсах музея). 

Значительную часть здесь составляет городской костюм, уже готовый выделиться в подраздел с собственным инвентарным шифром. Это самая молодая и самая пополняемая коллекция. Люди активно приносят в музей отслужившую одежду, аксессуары, справедливо полагая, что мода тоже может являться приметой времени. 

В собрании городского костюма встречаются даже вещи девятнадцатого века, но в основном это первая половина двадцатого. И, право же, некоторые шляпки и сумочки вполне могли бы быть актуальными в наши дни. Хранить и тем более демонстрировать подобную коллекцию непросто.

– Это в основном текстиль, а текстиль требует самого большого присмотра, – говорит Светлана АШАЕВА. – Наиболее губительным для текстильных предметов является естественный свет, на нем они выгорают за несколько дней. Поэтому в открытом хранении окна закрыты специальными роллетами.

Вообще же идеальное хранение текстиля – в горизонтальном положении, обернутым в микалентную или фильтровальную бумагу. Последнее оберегает изделия от излишней влаги. Так они, в принципе, и хранятся в закрытой части. За соблюдением температурно-влажностного режима в помещении следят электронные приборы – логгеры. Температура в хранилище не должна превышать 24 градусов, а влажность – 50%. При большом скоплении народа показатели приближаются к критической отметке. Поэтому экскурсии могут проводиться не чаще 1–2 раз в день и с ограниченным числом посетителей.

Перевести часть фонда народного искусства в систему открытого хранения задумывалось еще в начале строительства Центра «Эрмитаж-Сибирь». Это должно было стать альтернативой постоянной экспозиции, которая невозможна из-за ограничения выставочных площадей. Символично, что запасники фонда открывают свои двери сейчас – в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, когда, наверное, особенно важно обратиться к своим корням и вспомнить культурные традиции.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/140620