Быть или не быть детскому и молодежному движению «Большая перемена» в Омской области, обсуждали на заседании «круглого стола»

Дата публикации: 14 июня 2022

Возможно, пришло время взять все хорошее из прошлого и пока не поздно отказаться от того, что нам навязывают. 

19 мая 2022 года, в день 100-летия пионерской организации, депутаты и сенаторы в Госдуме РФ предложили создать движение детей и молодежи «Большая перемена», которое получит особый статус, как и его руководитель. Законопроект 19 мая был внесен в Госдуму. Цель движения – содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие их в воспитании, подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, формирование мировоззрения детей на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей. 

Это так сказали там, наверху. По традиции начали обсуждать «хорошо забытое старое» в низах. Надо – значит надо. В Омске в региональном центре по связям с общественностью 9 июня прошел «круглый стол» под названием «100-летие пионерской организации: лучшие практики и упущение возможности». Мероприятие было организовано Общественной палатой Омской области. Модератор «круглого стола» – Надежда Викторовна ЧЕКАЛЕВА, председатель комиссии по науке и образованию Общественной палаты Омской области.

Лидия Петровна ГЕРАСИМОВА, председатель Общественной палаты Омской области, при открытии «круглого стола» сформулировала цель его работы: 

«Очень важно иметь оценку об этом законе от членов Общественной палаты Омской области. Мы передадим наше решение в Российскую общественную палату, которое войдет в общую разработку с последующей передачи ее в Государственную Думу РФ. Для выработки нашей общей резолюции сегодня важно внесение предложений от каждого участника «круглого стола». Сегодня на «круглом столе» собрались представители вузовских сообществ, законодательной и исполнительной власти, члены Общественной палаты Омской области». 

Надежда Викторовна ЧЕКАЛЕВА сказала: 

«Уважаемые коллеги, я вчера принимала участие дистанционно в заседании Общественной палаты Российской Федерации, на котором обсуждался этот закон. Сегодня к федеральному закону имеется много вопросов. Мы все прекрасно понимаем, что Россия основывается на тех традициях, которые заложены в прошлом. Отказываться от них и особенно от того, что было хорошо и интересно, никак нельзя. Участники «круглого стола» были октябрятами, пионерами, комсомольцами, членами партии. Люди старшего поколения гордятся своими прошлым и относят его к счастливым годам. Сегодня мы живем в новом времени. На нашем «круглом столе» мы проанализируем и возьмем то лучшее из практики прошлых лет, чем гордились люди старших поколений». 

Печатаем в сокращении два доклада, сделанных на «круглом столе», как более интересные, на наш взгляд.

Наталья Ивановна ЧУРКИНА, доктор педагогических наук, профессор ОмГПУ, выступила с докладом «Практики пионерского воспитания: педагогические находки и упущенные возможности». В начале она коснулась истории пионерской организации в Советском Союзе: 

«В России первые скаутские отряды появились в 1910 году в Петербурге, а к 1917 году они уже появились в 143 городах. После 1917 года их стали рассматривать как враждебные. В 1922 году скаутские отряды были запрещены. В 1926 году органы ОГПУ окончательно разгромили скаутское движение. В 1921 году на съезде комсомола Надежда Константиновна КРУПСКАЯ предлагала комсомолу создать детскую организацию, скаутскую по форме, но коммунистическую по содержанию. В 1922 году в Москве появился первый пионерский отряд, объединивший 52 подростка». 

В истории пионерской организации – три периода: 

«Первый: в мае 1924 года на XIII съезде ВКП(б) о пионерах были сделаны доклады Иосифом Виссарионовичем СТАЛИНЫМ и Николаем Ивановичем БУХАРИНЫМ. Докладчики поставили задачу – увеличить численность пионерских организаций за счет не только детей рабочих, но и всех социальных слоев. В результате начался стремительный рост численности всей пионерской организации страны Советов. Второй: перевод организации в школу. Меняется структура пионерской организации. Базой пионерского звена становится класс. В основу организации ставится воспитание детей на патриотической основе. Начали дублироваться многие формы взрослых, например «чистка пионерских рядов», политзанятия, ознакомление с партийными документами и другие. Третий: оживление жизни пионерии в период оттепели, проведение реформы 1958 года, когда была поставлена задача повышения результативности трудового воспитания и профориентации». 

После 1968 года в деятельность пионерской организации приходит стабильность: 

«Исследователи характеризуют особенность этого периода в пионерской работе как единообразие для детей разного возраста. В этом году был реализован проект «Повседневные практики пионерского детства», в котором студентами было собрано около 300 интервью от представителей двух пионерских поколений. Эти материалы показывают такую же противоречивую картину. Все респонденты тепло вспоминали о своем пионерском опыте. Однако не смогли назвать конкретных дел, которые им запомнились, но вспомнили сбор макулатуры и металлома и игры «Зарница». 

В заключение ЧУРКИНА сделала вывод: 

«Опыт этих площадок подтверждает вторую часть нашего названия – «упущенные возможности». В них смогли использовать воспитательный потенциал детского сообщества, включая детей в интересную возрасту деятельность, но не смогли внедрить в массовую практику. Возможно поэтому, что в какой-то момент взрослые потеряли в своих планах и программах реального ребенка. Именно поэтому, когда началась перестройка, в результате не столько из-за внутренних факторов, сколько внешних, постепенно произошло свертывание пионерской работы в школе». 

Аркадий Аркадьевич ПЕТРУСЕВИЧ, доктор педагогических наук, профессор ОмГПУ, сделал доклад «Что мы имели и что мы потеряли?». Он указал на основные направления в работе пионерской организации. Прежде всего он подчеркнул, что пионерская организация носила имя Владимира Ильича Ленина. Основная задача была – воспитание борцов за дело коммунистической партии. Аркадий ПЕТРУСЕВИЧ перечислил несколько основных положений пионерской организации: 

«Быть верными революционным, боевым и трудовым традициям советского народа. Прививать любовь к Родине. Формировать непримиримость к врагам Родины. Готовить себя к защите Отечества. Воспитывать борцов за идеалы советского времени: приобщать к посильному общественно-полезному труду; воспитывать любовь к знаниям и ответственному отношению к учению; прививать интерес к науке и технике. Формирование социально-значимых ценностей у детей: содействовать всестороннему развитию; развивать общественную активность и коллективизм; растить сознательными, честными, смелыми, здоровыми детьми. Самое главное – в пионерских организациях детей учили любить Родину». 

Аркадий ПЕТРУСЕВИЧ подчеркнул: 

«Сегодня мы имеем зарождающееся движение «Большая перемена». Развитие интересов и реализации возможностей и потребностей детей – это хорошо. Но где составляющая, в которой мы не просто развиваем – мы формируем комплекс социально и лично значимых потребностей? Где мероприятия, которые заряжают детей эмоционально своей привлекательностью вкупе с социальной значимостью? Где вожатые, которые готовы помочь детям организовать свою деятельность? Где четко выстроенные программы? Где социальные институты? Где наука? Где система подготовки руководителей детских общественных организаций? Наконец, где заказ науке в разработке современных концепций детского движения?»

В заключение Аркадий Аркадьевич ПЕТРУСЕВИЧ привел слова Надежды Константиновны КРУПСКОЙ: 

«Поменьше барабанного боя и больше углубленной работы». 

На заседании «круглого стола» выступили: Ирина Геннадьевна ЗАПАРТЫКО – начальник отдела дополнительного образования Министерства образования Омской области; Андрей Валерьянович БЕМ – начальник управления молодежной политики Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области; Юлия Викторовна КУЛЕШОВА – главный специалист отдела дополнительного образования, воспитательной работы и организации оздоровления департамента образования администрации города Омска; Анатолий Алексеевич СОЛОВЬЕВ – профессор, член Общественной палаты Омской области; Александра Дмитриевна ОГОРОДНИКОВА – главный эксперт ФГБУ Российского детского и юношеского центра, региональный координатор проекта «Навигаторы детства» – и другие. 

В конце работы «круглого стола» Лидия Петровна ГЕРАСИМОВА поблагодарила всех за активное участие в мероприятии и добавила, что во время работы «круглого стола» цель достигнута. Выработанная резолюция по детскому и молодежному движению «Большая перемена» будет передана в Общественную палату Российской Федерации. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/141154