Грузоперевозчики заподозрили, что пункты весогабаритного контроля в Омской области передергивают вес

Дата публикации: 19 июня 2022

Иногородние перевозчики заявили, что опломбированные фуры в других регионах соответствуют параметрам веса, а в Омской им предъявляют превышение. 

2 июня Президент РФ Владимир ПУТИН подписал распоряжение № 163-рп «О поощрении». Среди других указанных в этом документе благодарностью Президента РФ «за активную работу по обеспечению защиты прав и законных интересов предпринимателей» отмечен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий ГЕРАСИМЕНКО.

Итоги работы бизнес-омбудсмена за прошедший год были обнародованы в «Докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области за 2021 год». В 2021 году к Уполномоченному поступило 473 коллективных и индивидуальных обращения, в том числе 3 из Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Производство завершено по 467 обращениям. О части из этих обращений «Коммерческие Вести» уже писали в течение года, а сегодня представляем читателям несколько страниц из Доклада бизнес-омбудсмена, связанных с жалобами на автоматические пункты весогабаритного контроля в Омской области:

– В 2021 году зарегистрировано значительное число индивидуальных и коллективных жалоб, в которых утверждалось о некорректной работе автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) транспортных средств, расположенных в регионе на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения.

Вследствие этого грузоперевозчики (большинство из них транспортируют сельскохозяйственную продукцию – молоко, зерно и т.п.) привлекаются к административной ответственности по статье 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая предусматривает штраф в размере до 500 тысяч рублей за каждый зафиксированный случай превышения максимально допустимой нагрузки на ось транспортного средства.

В Омской области в 2021 году функционировало 9 автоматических пунктов весогабаритного контроля («Архимед»).

На 1 ноября 2021 года АПВГК имели следующую статистику фиксации превышения весогабаритных параметров:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» АПВГК относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. Их установка должна производиться владельцами автомобильных дорог в рамках осуществления дорожной деятельности с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Приказом Росстандарта от 8 июля 2016 года № 822-2015-ст с 1 сентября 2016 года введен в действие ГОСТ 33242-2015. Межгосударственный стандарт. «Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Метрологические и технические требования. Испытания», в соответствии с которым предусмотрено измерение нагрузок как на все оси, так и на группы осей транспортных средств (пункт 8.5).

В Омской области во исполнение пункта 33 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 31 августа 2020 года № 348, в каждом случае выявления нарушений владельцем дороги и оператором АПВГК (Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области») формируется акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства, который подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

В дальнейшем на основании полученных актов, а также фото и видеоматериалов сотрудниками Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД УМВД России по Омской области выносятся постановления о привлечении перевозчика к административной ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ.

Что касается технического обслуживания АПВГК, то его осуществляет эксплуатационная организация – ООО «Софтлайн проекты». Кроме того, АПВГК периодически проходят метрологическую поверку, что подтверждается соответствующими свидетельствами о поверке.

Между тем, заявители убеждены, что в работе ряда АПВГК происходят систематические сбои. Так, при приблизительно равном трафике движения автотранспортных средств одни фиксируют единичные случаи превышения весогабаритных параметров, другие же несколько сотен (см. «Омск-Одесское-граница Республики Казахстан», 106 км + 735 м (3 нарушения), «Омск-Одесское-граница республики Казахстан», 20 км + 450 м (155 нарушений), «Омск-Нижняя Омка», 31 км + 100 м (259 нарушений)).

В свою очередь ряд иногородних перевозчиков отмечали, что принадлежащие им транспортные средства, транспортируя опломбированный груз, проходили несколько пунктов весового контроля в разных регионах страны, но лишь в Омской области АПВГК фиксировали у них нарушение по весовым параметрам.

Следует признать, что действующий механизм принятия решения по результатам весогабаритного контроля в автоматическом режиме фактически лишает автоперевозчика права на защиту, т.к. полученные с использованием АПВГК данные считаются судом окончательными и законными при наличии действующего свидетельства о поверке. Товарно-транспортные накладные, копии выписок о приеме груза и другие предоставляемые документы не считаются доказательствами, достоверно опровергающими результаты замеров, полученных с использованием специальных технических средств.

Напомним, что 30 января 2020 года губернатор Александр БУРКОВ протестировал автоматический пост весогабаритного контроля на 21-м километре дороги Омск – Одесское и заявил:

– Омская область установила девять таких пунктов автоматизированного весогабаритного контроля транспортных средств. В масштабах всей страны за последние годы установлено порядка ста таких пунктов, девять – в одном только нашем регионе. Это действительно шаг вперед. Президент страны поставил субъектам Российской Федерации такую задачу, и мы достигли установленных нам целевых показателей. Омская область реализовала данный проект без единой копейки бюджетных средств. Все вложения – это средства инвестора в сумме 952 млн. рублей.

Проект реализуется по «арендной модели», посредством заключения договора лизинга на всю систему сроком пять лет. Затем права собственности на систему и ее дальнейшую эксплуатацию перейдут в регион. В качестве платы за лизинг инвестору должны перечислять большую часть собранных штрафов.

Интересно, что омский весогабаритный проект – единственный, о котором  сказано на сайте ООО «Софтлайн проекты». Другие существенные проекты компании связаны только с видеофиксацией. В качестве ожидаемого эффекта на этом сайте указано следующее: 1,2 млрд руб. – выручка от штрафов, 120 млн руб. – выручка от специальных разрешений, 1,8 млрд руб. – экономия за счет снижения необходимого ремонта дорог.

В создавшейся ситуации, как считает уполномоченный по защите прав предпринимателей, необходимо Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области, КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области», ООО «Софтлайн проекты» во взаимодействии с Центром автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД УМВД России по Омской области осуществить тестовую проверку функционирования АПВГК с использованием эталонного транспортного средства.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 июня 2022 года.

Фото @ "Омская губерния". 



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/141270