Олег РОЙ: трансформация высшей школы: что ждать от ухода России из Болонского процесса?

Дата публикации: 21 августа 2022

Мы имеем сегодня неадекватную территориальным рынкам труда структуру подготовки специалистов высшей квалификации, особенно по направлениям социально-экономического профиля. 

В мае 2022 года министром науки и высшего образования В. ФАЛЬКОВЫМ было объявлено об отходе от принципов Болонской системы, которая определяла тенденции развития отечественной высшей школы последние два десятка лет. Несмотря на то, что в министерстве также подтвердили сохранение двухуровневого высшего образования бакалавр/магистр, становится очевидным, что отечественное высшее образование ожидают в будущем серьезные изменения.

Отход от принципов Болонской системы существенно ограничит академическую мобильность, что не позволит выпускникам российских вузов продолжить образование за рубежом на следующей ступени обучения. Однако ради справедливости следует сказать, что и в условиях действия Болонского процесса выпускники наших вузов имели определенные ограничения и вынуждены были после российского бакалавриата снова поступать на первые курсы европейских университетов. Да и многие принципы европейской системы (индивидуальные траектории обучения зачетные единицы) слабо сочетались с особенностями российской системы образования, из-за чего многие рассматривали Болонский процесс просто как чисто двухуровневую систему образования бакалавр/магистр.

В то же время и без Болонского процесса европейские и американские вузы будут испытывать потребность к приглашению талантливых российских выпускников в свои лаборатории. Поэтому выход из Болонского процесса России вряд ли сильно скажется на тенденции «утечки умов». Следует сказать, что приверженность России принципам европейской системы высшего образования не обеспечивала повышения качества этого образования. Недостатки бюджетного финансирования высшей школы, нарастающие диспропорции в развитии российских регионов ограничили возможности государственной поддержки лишь несколькими десятками крупных российских вузов. Остальные вузы, представляющие большинство, в этот период испытали существенное падение, выразившееся в потере интереса со стороны наиболее продвинутых абитуриентов, которые были вынуждены уезжать в другие регионы, предпочитая поступать в более крупные и обеспеченные университеты.

Приоритеты в развитии высшего образования России

Высшее образование всегда было привлекательным для россиян. До 90-х гг. ХХ века поступление в вуз представлялось предметом мечтаний для многих выпускников советских школ. По сведениям официального сайта Минобрнауки, высшее образование в России было представлено в 70-е гг. 514 вузами с 2,8 миллиона студентов. Однако уже в 1990 году число вузов увеличилось до 2 797 единиц, включая филиалы. А студентов в 2008 г. насчитывалось уже 7,5 миллиона человек.

В настоящее время в России, по данным мониторинга 2021 г., насчитывается 1222 организации высшего образования: из них 530 филиалов, 10 федеральных университетов, 29 НИУ, 21 участников проекта 5-100. 906 из них являются государственными и муниципальными, а 316 – частными. В этих учреждениях обучается 4080 тыс. студентов, в т. ч. 2462 тыс. чел. на очной форме обучения и 1937 тыс. чел. за счет бюджетных средств. 32,1% от численности всех студентов обучается инженерному делу, 11,6% – здравоохранению, 6,13 – математическим и естественным наукам, 28,4% – наукам об обществе, образованию и педагогическим наукам – 9,21%, 5,8% – гуманитарным наукам.

С каждым годом численность студентов в российских вузах падает. Даже по сравнению с 2019 г. число студентов сократилось с 4174 тыс. чел. до 4080 тыс. чел. Особенно удивительно, что, несмотря на небольшое увеличение доли студентов, обучающихся по инженерным наукам, снизилась доля обучающихся на бюджете: с 1941 тыс. чел. до 1937 тыс. чел. В целом процент внебюджетных студентов достигает в России 46%.

Разрыв связей с ведущими европейскими странами и США требует от России создания относительно автономной и в то же время современной системы подготовки кадров с высоким научным потенциалом. В ближайшие годы приоритетным направлением развития отечественного образование обещает стать инженерная подготовка, уровень которой в настоящее время явно не соответствует современным требованиям.

Современный инженер – это всесторонне развитая личность, наделенная разнообразными знаниями и навыками, опирающимися на серьезную фундаментальную подготовку. Не считаю необходимым распространять новомодные принципы проектного управления в подготовку инженерных кадров, когда мерилом оценки квалификации выпускника становится качество подготовленного в составе команды проекта. При всей значимости командной работы каждый выпускник должен четко осознавать свою индивидуальную ответственность за производимый продукт и располагать всеми необходимыми индивидуальными способностями в производстве продукта на весь период его жизненного цикла, что требует от него формирования фундаментальной подготовки.

Следует также не переоценивать роль цифровых технологий в развитии инженерной подготовки, не забывая, что использование программного обеспечения есть лишь средство для создания продукта, синтезирующего подходы самых разных специалистов. Россия уже достигла определенного предела в доле обучающихся сфере цифровых технологий.

Доля выпуска по программам подготовки специалистов с высшим образованием по научному направлению «Информационно-коммуникационные технологии» в 2019 году в России составила 4,8-5%, что позволило ей опередить по этому показателю такие страны, как США (4,3%), Великобританию (3,6%) и др., с отставанием лидерам – Эстонии (7,4%) и Финляндии с 6,3%. Общая численность студентов по информационному блоку в стране (математика и механика компьютерные и информационные науки, информатика и вычислительная техника и информационная безопасность) охватывает сегодня почти 260 тыс. чел. Однако для России, как и для всех крупных индустриальных стран, IT-обучение должно быть встроено в реальные производственные процессы, обеспечивая их технологичность и нацеленность на создание инновационных продуктов. Численность же студентов по техническим специальностям (электроника, радиотехника и системы связи, фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, ядерная энергетика и технологии, машиностроение и физико-технические науки) заметно отстает и составляет менее 120 тыс. чел., что свидетельствует о разбалансированности подготовки кадров в нашей стране, обособленности IT-сектора в структуре производственного потенциала страны.

Не случайно, что многие айтишники после введения санкций легко сорвались с места и уехали за границу, поскольку не работали на страну, а страна не смогла предложить им достойную и стабильную работу. Очевидно, что преодолеть свою технологическую отсталость Россия может не столько за счет опережающего развития IT-технологий, как это многие предполагают, а за счет перестройки всей системы современного образования, включающего все традиционные направления подготовки. Высокая доля обучающихся нетехнических направлений является следствием перехода современного общества в постиндустриальную стадию, характерной чертой которой является опережающее развитие сферы услуг и необходимость развития малого бизнеса.

В этих условиях необходимо активизировать работу по развитию социально-экономического и гуманитарного образования в России, сделать их доступными для людей независимо от мест их проживания... Поэтому одной из важнейших задач развития высшего образования должна стать модернизация социально-экономического образования, которое позволяет реальному производству овладеть навыками в коммерциализации, продвижении продукта, расчете себестоимости его производства и реализации. Однако численность студентов, обучающихся по направлению «Экономика и управление», составила в 2019 г. всего 18,9 тыс. чел. при значительной доле внебюджетных студентов, что вряд ли позволит обеспечить возможное решение этой задачи. Более вопиющим представляется состояние гуманитарной подготовки в российских вузах. По группе «Искусство и гуманитарные науки» Россия уступает практически всем ведущим странам, располагая выпускниками в пределах 5,1% от всего выпуска, тогда как в Великобритании эта доля составляет 15,5%, в Японии – 15,8%, а в Италии – 17,1%. Технологическое развитие многих стран показывает, что подготовка инженера невозможна без формирования его воображения и художественной культуры, что требует включения в программы высшего образования значительной гуманитарной составляющей.

Структура высшего образования в Омской области

В Омской области зарегистрировано 73 416 студентов, что составляет 1,6% от всего контингента в РФ, в т. ч. 35 364    студента обучается на очной форме обучения, а 34 364 человека – за счет бюджетных средств. Это значительно меньше, к примеру, чем в Екатеринбурге, где обучается почти 120 тыс. студентов, а на бюджетной основе – 59 тыс. человек. Впрочем за три последних года с 2018 по 2020 г. доля обучающихся на бюджетных местах в регионе немного выросла – с 44% до 48%, но произошло это главным образом по техническим и педагогическим направлениям. В Омской области образование носит в большей степени техническое содержание: на инженерном деле обучается 42,8% студентов, на науки об обществе приходится вдвое меньше – 20,4% студентов (Цифры берутся по состоянию на 2021 год, по данным ежегодного мониторинга).

Рис. Структура распределения студентов Омской области по отраслевым группам

Обращает на себя внимание достаточно низкая доля обучающихся по математическим и естественным наукам (3,6%), значение которых в современном обществе достаточно велико. К примеру, в Томской области эта доля составляет 9,5%, а в Новосибирске – 7,7%.

 И в Новосибирске и Екатеринбурге доля будущих инженеров заметно ниже (по 38%), а вот экономистов с юристами больше почти вполовину. Поэтому не случайно, что в процентном отношении в Омской области, несмотря на менее высокий уровень жизни по сравнению с названными соседними и в дополнение к этому промышленными регионами, процент платников выше: 53,2% против 51,8% в Новосибирске и 50,9% в Екатеринбурге. При этом в Омской области непропорционально высокое представительство частных вузов – почти 20%, как и в богатой Москве, тогда как в Свердловской их 3%, а в Новосибирской – 5%, а в Красноярском крае всего 2,5%. Стоит ли говорить что подавляющее число внебюджетных студентов, обучающихся в частных вузах, приходится на группу «науки об обществе»?

Омская область, как и любой другой регион, нуждается в кадрах самой разной специализации. К примеру, в 2020 г. в обрабатывающем производстве, главном потребителе инженерных кадров, было занято только 16% всего работоспособного населения. Большинство рабочих мест сосредоточено в сфере услуг, предусматривающей более широкую специализацию. Безусловно, наша промышленность нуждается в высококвалифицированных технических специалистах и особенно в представителях рабочих специальностей, но мы говорим о высшем образовании, призванном не только сформировать соответствующие компетенции, но и обеспечить высокую гибкость рынка труда за счет появления новых креативных индустрий.

Наибольшую востребованность в кадрах регион, как и страна в целом, испытывает к специалистам рабочих специальностей, система подготовки которых была разрушена в 90-е гг. В то же время система обучения таких специалистов нуждается в гораздо более серьезном техническом оснащении, чем социально-экономические и гуманитарные направления. Поэтому одного желания увеличить выпуск таких специалистов мало, необходимы серьезные вложения в отрасль, которые, к сожалению, ограничены.

Перспективные направления развития отечественного высшего образования

Одним из главных пороков сложившейся в России системы высшего образования стала потеря ее элитности, размывание ее способности формировать слой высококвалифицированных специалистов. Фактическое уничтожение среднего профессионального образования, совпавшее с резким увеличением приема в вузы, и бесконтрольная раздача лицензий на образовательную деятельность привели к кадровой инфляции, разбалансировке территориальных рынков труда. Все административные решения по формированию запросов на работу вузов носили непродуманный и спонтанный характер, способствовали нарастанию глубоких диспропорций в развитии отечественных университетов и снижению качества обучения.

Мы имеем сегодня неадекватную территориальным рынкам труда структуру подготовки специалистов высшей квалификации, особенно по направлениям социально-экономического профиля. Решения по корректировке федеральных образовательных стандартов в конце 90-х гг. привели к выхолащиванию содержания экономических специальностей их деиндустриализации. Хорошо помню, какой привлекательной для студентов в ОмГТУ в 90-е гг. была образовательная программа по экономике с присуждением квалификации «инженер-экономист». Введение ФГОС унификации учебных программ для всех вузов на подготовку безликих «менеджеров» негативно отразилось на содержании социально-экономического образования в российских вузах.

Чтобы создать востребованное рынком направление подготовки необходимо время, которое должно пойти на подготовку кадров, приобретение технологий и оборудования, а также формирование учебно- методической литературы. Поэтому вряд ли можно требовать от вузов оперативного реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, реальные потребности производства растут гораздо быстрее, чем возможности их кадрового и методического обеспечения.

Крайне востребованными сегодня являются специальности, связанные с функционированием бюджетного сектора. Повышается роль госзакупок, необходимости участия в региональных программах, технологий коммунального обслуживания, социального предпринимательства и пр. Получить квалификацию по этим направлениям по бюджету сегодня в регионах очень трудно. В стране огромное количество ТСЖ, управляющих компаний, бюджетных учреждений, которые нуждаются в кадрах, способных проводить анализ затрат и разрабатывать планы модернизации свои сфер. Не думаю, что государству не нужны такие специалисты. Ведь если оно будет пренебрегать такими специалистами, лишая их возможности получать бесплатное образование, то эта сфера никогда не обретет для нас качественного состояния. В общем, изменения рынка труда являются предметом скрупулезного анализа в каждом регионе с точки зрения востребованности и доступности той или иной специальности, реальных возможностей местных учебных заведений закрывать потребность региона в квалифицированных кадрах.

Ничто так не нанесло ущерб отечественному образованию, как искусственное разделение учащихся на естественников и гуманитариев. Настоящее образование может быть только единым, когда гуманитарий получает естественно-научную подготовку, а технарь – гуманитарную. Общество нуждается в профессиях, сочетающих естественную и гуманитарную подготовку. Цифровую экономику не могут развивать люди, неспособные писать научных текстов или лишенные художественного воображения. Поэтому крайне важно отказаться от искусственного разделения школ и классов на естественные и гуманитарные, вернуть единый экзамен по математике без его деления на базовую и профильную части. Крайне важно усилить гуманитарную составляющую в образовании, в т. ч. и в техническом, особенно в плане изучения мировой истории и культуры, написания текстов, ведения диспутов и пр.

Еще одним перспективным направлением является возврат к содержательности, которая стала утрачиваться по мере роста увлеченности российским образованием западными схемами. Как-то незаметно мы стали чаще управлять проектами без содержательного осмысления самих проектов, бросаться иностранной терминологией, не умея адекватно изложить какую-либо проблему на простом русском языке. Сегодня многие наши лучшие выпускники могут легко решить эконометрическую задачу, но рассчитать бизнес-проект для конкретной организации для них будет считаться непосильной задачей. Многие госслужащие проходят многочисленные семинары в сфере управления большими данными (Big Data), не научившись реально работать с простыми информационными базами, обычной статистикой. Все последние годы в нашем образовании форма стала чаще превалировать над содержанием, мы больше стали обращаться к решению вопроса, как учить, а не чему учить?

Трансформация отечественного высшего образования будет способствовать вовлечению университетов в развитие регионов, в которых они функционируют. Без университетов регионы развиваться не могут, и если региональная власть не найдет решения, что ей делать с наукой и образованием на своей территории, то вряд ли ей удастся решить актуальные общественные проблемы.

РОЙ О.М., председатель Совета ГОО «Омский дом ученых», профессор кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Ранее  выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 августа 2022 года.



© 2001—2024 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/news-feed/142622